Победа в конкурсе инновационных вузов в рамках нацпроекта «Образование» заставила по-новому взглянуть на работу практически всех факультетов МПГУ. В частности, факультета социологии, экономики и права. О том, что сделано, рассказывает декан факультета, доктор философских наук, профессор Ольга ШУШАРИНА.
Работа в рамках реализации ИОП позволила нам выйти на новый уровень. Если раньше мы выпускали специалистов непедагогического профиля, то теперь подготовка специалистов на факультете приобретает непосредственно педагогическую направленность. Это, во-первых, расширяет социальную, правовую, управленческую, экономическую компетенцию будущих педагогов. А во-вторых, дает возможность будущим педагогам получить вторую профессию, что в условиях непрерывного развития образования, несомненно, очень важно.
За то время, что факультет работает в рамках ИОП, вполне ощутимо стали меняться психология и отношение к делу как студентов, так и преподавателей, профессорско-преподавательский состав по-другому относится к учебно-методическим комплексам, их разработке, к смыслу и перспективам работы. Создание принципиально новых учебно-методических комплексов, участие в исследованиях и разработках по тематике, ориентированной на современные технологии, выступает мощным мотивом для качественного роста преподавателей, особенно молодых.
Важнейшим направлением инновационной деятельности факультета стала разработка 34 инновационных учебно-методических комплексов, обеспечивающих формирование правовых, экономических и социальных компетенций педагогов, концепции методического обеспечения профессионально-ориентированных модулей и элективных курсов цикла ГСЭ в области истории, трехуровневой структуры исторического образования, состоящей из базового модуля «Россия во всемирно-историческом процессе», а также проблемно-ориентированных модулей, отражающих взаимосвязь российской и мировой истории, и элективных курсов, постоянно пополняющихся и изменяющихся. Исходя из задач инновационных образовательных программ, преподаватели факультета разработали концепции таких специализаций, как «социология образования», «экономика образования», «правовое образование учителя», цель которых – формирование правовых, экономических и социальных компетенций будущих педагогов, причем реализация этих программ уже начата, и к настоящему моменту подготовлено 14 УМК.
Одним из важнейших направлений нашей инновационной деятельности стала разработка магистерских образовательных программ «Социология образовательной среды», «Менеджмент организаций сферы образовательных услуг», которые позволят факультету выйти за рамки подготовки конкретных специалистов (социологов, юристов, менеджеров, политологов) и начать подготовку специалистов по педагогическому профилю, сформировать комплексное представление о целостном механизме функционирования современной системы образования и развить такие профессиональные компетенции, как научно-исследовательская, аналитическая и организационно-управленческая.
Обучаться по этим программам смогут не только выпускники бакалавриата нашего факультета, но прежде всего выпускники других факультетов университета и выпускники других вузов. Обучение в рамках предлагаемых магистерских программ укрепит позиции будущих специалистов на рынке труда, повысит их конкурентоспособность, ведь они смогут реализовать себя и как учителя-предметники, и как эксперты, специалисты высшей квалификации в области образования. Поскольку разработанные магистерские программы инновационны не только по формам и методам преподавания, но и по содержанию, поскольку они предлагаются практически только в МПГУ, то спрос на эту услугу, как мы прогнозируем, будет довольно высокий.
В прошедшем году на факультете было подготовлено три программы повышения квалификации преподавательских кадров – это «Гуманитарные проблемы современности», «Правовое регулирование системы образования», «Принятие решений: методология и практика». Реализация этих программ повышения квалификации, безусловно, поможет преподавателям быстрее адаптироваться к профессиональной деятельности в условиях инновационных процессов. Для определения факторов, формирующих ценностные предпочтения учащейся молодежи МПГУ, обоснования социально-экономических, морально-ценностных, социально-политических и иных показателей предпочтений молодежи и последующего анализа ценностей и ценностных ориентаций студенческой молодежи, была подготовлена программа и создан инструментарий исследования «Мониторинг ценностных ориентаций студенческой молодежи Московского педагогического государственного университета».
Что касается студентов, существенно активизировалась их творческая и научная активность. Потребность в новых формах учебной и научной деятельности показали созданные на факультете социологическая школа «Социология: жизнь, наука, игра», юридический клуб. В настоящее время студсовет стал равноправным организатором научных мероприятий. Студенты показали себя заинтересованными ведущими мероприятий, при этом определились лидеры, стимулирующие других, берущие на себя наиболее сложные моменты в проведении конференций. В текущем году было проведено три «круглых стола» и конференция в рамках социологической школы, и конференция «Образовательный кодекс РФ: каким ему быть», в которой самое активное участие принимали студенты-юристы. Одновременно с этим студенты активнее работают над различными научными статьями и сообщениями, тематику которых они определяют вместе с преподавателями.
Теперь мы планируем приступить к завершению и последующей апробации созданных программ и разработке их мультимедийного сопровождения, в марте проведем презентацию магистерских программ, в которой примут участие студенты всех факультетов МПГУ, а с 1 сентября 2008 года начнем подготовку будущих магистров в области социологии и менеджмента образования.
Мы понимаем, как важно обновить дисциплины цикла ГСЕ: философии, культурологии, права, социологии, политологии, экономики, включить в содержание этих дисциплин инновационные технологии, максимально адаптировать их к целям и задачам подготовки учительских кадров, выстраивать преподавание этих дисциплин в рамках модульной системы – на трех уровнях: базовый модуль, проблемно-ориентированные модули и элективные курсы как наиболее вариативная часть системы.
Комментарии