Цели: познакомить учащихся с процедурой проведения выборов президента в США и в России и сравнить их; научить сравнительному анализу при работе с документами, делать выводы, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения. Понятия: процедура, избирательное объединение, избирательные блоки, прямые выборы, непрямые выборы, избирательный ценз, президент.
Ход урока
Вступительное слово учителя: Древний китайский философ Конфуций утверждал, что для управления государством нужны хлеб и доверие народа к правителю. И действительно, на выборах президента ошибаться никак нельзя. Слишком дорога цена подобной ошибки. А потому понятно, что очень многое зависит от того, как организованы выборы, то есть от их процедуры. Давайте обратимся к рабочему словарю нашего урока. Найдите в нем определение понятия «процедура».
Процедура – официально установленный порядок действий при обсуждении, ведении какого-либо дела.
Процедура – это порядок, без которого в любом деле возможны нарушения, рассогласования. Без него трудно достичь необходимого и достоверного результата. Основной смысл процедуры заключается в точности, четкости и достоверности результата.
Скажите, так ли уж необходимо соблюдение процедурных компонентов в наши дни, при наличии значительного объема свобод, составляющих сущность демократического строя? (Ученики обсуждают данное проблемное задание и приходят к выводу о том, что в любом обществе существуют силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и экономические свободы в своих корыстных целях.)
Что же в условиях демократии спасает положение:
1) хорошо разработанное законодательство;
2) четкая его реализация;
3) безусловное следование установленным правилам тех или иных действий, имеющих общественное и государственное значение, т.е. процедурам.
Поскольку выборы являются важнейшим институтом демократического государства, точная и четкая процедура их проведения – решающее условие развития страны в истинно демократическом направлении.
Представим себе, что представители нашего класса в течение двух недель по приглашению департамента США работали в качестве наблюдателей из России во время выборов президента в Америке. Они имели возможность близко познакомиться с процедурой выборов в США, познакомиться с их особенностями, сравнить с нашими выборами. Ребята собрали богатый материал и готовы поделиться с нами.
Нам необходимо разбиться на творческие группы, в которых наши исследователи-наблюдатели будут знакомить вас с американской процедурой выборов. Ваша задача: обсудить и проанализировать представленные материалы и сравнить их с системой выборов в России. У каждой группы свое задание. По окончании исследования и обсуждения участники группы должны доступно и лаконично довести до остальных учащихся класса обсуждаемый материал, суметь ответить на вопросы экспертов из других групп и принять участие в заполнении обобщающей таблицы «Процедура выборов президента в России и в США».
Первая творческая группа: «Законодательная основа выборов»
Группа обсуждает и анализирует следующие документы.
Документальный материал №1:
а) Россия. Порядок выборов в России устанавливается Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», в котором определены наиболее существенные параметры избирательной системы при выборах президента; право выдвижения кандидата на должность президента; сроки регистрации и порядок регистрации кандидатов; условия успешности выборов; задачи избирательных комиссий и т.д.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» не является единственным федеральным законом, регулирующим выборы президента. Законодательство о выборах президента составляют Конституция, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иные федеральные законы. К числу последних относятся законы, регулирующие отдельные стороны избирательного процесса, а также определяющие правовые категории, наиболее важные для построения избирательного законодательства.
б) США. В отличие от России, в Америке нет общего федерального закона об организации и проведении выборов, а в каждом штате выборы проводятся по закону штата в соответствии с требованиями Конституции США и конкретного штата. Только в четырех федеральных законах содержатся статьи, регламентирующие порядок организации и проведения выборов: закон 1965 года об избирательных правах (предоставлено право голосовать национальным меньшинствам); закон 1975 года о регулировании финансовой помощи кандидатам; закон 1984 года о доступности мест голосования для инвалидов; закон 1993 года о регистрации избирателей.
Кроме перечисленных законов, в ходе проведения выборов применяются общегражданские законы, направленные против мошенничества и подлога.
Вопросы к группе:
В чем сходство законодательной основы выборов в двух странах?
Какие различия вы обнаружили?
Вторая творческая группа, тема исследования: «Кто может стать Президентом? Сроки проведения выборов».
Документальный материал №2. «Кто может стать Президентом?»
а) Россия. Президентом Российской Федерации могут быть избраны только граждане: а) достигшие 35-летнего возраста; б) постоянно проживающие в России не менее 10 лет.
Установление повышенного возраста диктуется сложностью и ответственностью задач, возложенных Конституцией на главу государства.
Условие постоянного проживания в Российской Федерации не означает непрерывного проживания в России в течение 10 лет на день выборов. Речь идет о проживании в Российской Федерации не менее 10 лет суммарно ко дню выборов. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» не требует, чтобы кандидат на должность президента на день выборов постоянно проживал на территории Российской Федерации. Согласно ст.3 федерального закона, гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов президента за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами правами на выборах.
б) США. Президентом США может стать только гражданин США по рождению, достигший 35-летнего возраста, проживающий на территории США 14 лет.
«Сроки проведения выборов»
а) Россия. Согласно ст.5 федерального закона, днем выборов президента является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента. В законе устанавливается период, в течение которого Советом Федерации должно быть принято решение о назначении выборов: не ранее чем за 150 дней и не позднее чем за 120 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.
б) США. Выборы за рубежом проводятся, как правило, в установленные сроки. В тех странах, где нет ответственности правительства перед членами парламента, и значит, глава государства не имеет права на роспуск парламента, выборы всегда проводятся через определенные законом промежутки времени. Даты выборов заранее известны на 100 лет вперед, потому что в нормальной ситуации, в отсутствие чрезвычайного положения, они всегда проводятся в определенный год и в одно и то же время.
В США выборы президента проводятся в первый вторник каждого високосного года.
Так ли важно назначать определенные сроки выборов?
В чем вы увидели сходство, в чем различия?
Чем, по-вашему, можно объяснить подобные различия?
Третья творческая группа. Исследование вопроса «Порядок выдвижения кандидатов на должность президента в России и в США»
Документальный материал №3:
а) Россия. В России право выдвижения кандидата на должность президента принадлежит непосредственно избирателям и избирательным блокам, избирательным объединениям.
Избирательное объединение – общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов. Которое создано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти не позднее чем за 12 месяцев до объявления дня выборов. Виды объединений: партия, фронт, союз.
Избирательные блоки. Добровольное объединение двух или более общественных объединений. Для регистрации кандидата на должность президента избирательный блок, инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность президента, обязаны собрать в поддержку кандидата не менее 1 миллиона подписей избирателей, постоянно или преимущественно проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации. В случае, если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно или преимущественно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее число этих подписей не может быть более 70 тысяч.
б) В США официальным кандидатом на должность президента может быть лицо, выдвинутое национальным съездом одной из партий, республиканской или демократической.
Второй вариант: необходимо собрать определенный минимум подписей избирателей во всех 50 штатах. Процедура выдвижения кандидатов однозначно не прописана в Конституции США и поэтому каждый штат проводит ее со своими особенностями. В зависимости от законодательства штата избиратели могут подавать голоса непосредственно за самих кандидатов в президенты или опосредованно – за делегатов партконференций и съездов, которые обязаны поддерживать определенных кандидатов.
Особенностью американской политической системы является то, что у них отсутствуют общефедеральные партии. Как в России в каждом штате есть своя партия со своими лидерами. То есть в Америке – 50 демократических и 50 республиканских партий, в большинстве штатов есть партия Зеленых.
Фактическая численность делегации штата на национальном съезде рассчитывается по установленной партией формуле, учитывающей такие факторы, как: население штата, оказанная им поддержка на прошлых выборах, количество выбранных должностей и т.д.
Достаточно сложно выдвинуться кандидатом от третьей партии или быть независимым. Всерьез конкурировать с двумя ведущими партиями ни одна «третья сила» не могла. Осознавая этот факт, американцы преднамеренно не голосуют за третью партию, так как не хотят «терять» свой голос, и ставят отметку в бюллетени за кандидата – республиканца или за демократа. Однако опрос, проведенный в 1995 году в США Институтом Гэллана показал, что 62% опрошенных высказались за формирование третьей партии.
По мнению американцев, у независимых кандидатов, в отличие от республиканцев и демократов, существует еще одна непреодолимая проблема в случае победы – отсутствие кадрового ресурса для формирования своего аппарата и взаимодействие с конгрессом, где присутствуют только две партии.
Таким образом, система выдвижения кандидатов в президенты США выглядит сложной и даже хаотичной и находится в состоянии перманентного изменения. Наибольшего успеха добиваются те партийные кандидаты, которые хорошо понимают ее и умеют гибко действовать в заданных рамках, а иногда и за их пределами.
Кто и каким образом выдвигает кандидатуру на должность президента в России? Что такое избирательное объединение? Блок? Что вам известно о новых предложениях Президента В.Путина об изменениях в процедуре выборов? Как вы к этому относитесь? Свою позицию аргументируйте. Каким образом особенности американской политической системы сказываются на процессе выдвижения кандидатов? В чем сходство и различия?
Четвертая творческая группа. «Избирательные комиссии»
а) Россия. Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию России. Они играют ведущую роль в процессе выборов. Именно они обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан России. Что собой представляет система избирательных комиссий в России?
Центральная избирательная комиссия
Избирательные комиссии субъектов РФ
Территориальные комиссии (районные, городские)
Участковые избирательные комиссии
Центральная избирательная комиссия; срок полномочий 4 года; избирком состоит по 15 членов (5 – назначаются Гос.Думой, 5 – Советом Федерации, 5 – Президентом РФ); функции: контроль за соблюдением избирательных прав граждан; организует общегосударственную систему регистрации; разрабатывает стандарты технологического оборудования; распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов.
б) США. Центральные избирательные органы создаются только на уровне субъектов федерации. Поскольку в США 50 штатов, там формируется 50 таких центральных избирательных органов. Этой сферой деятельности обычно занимается секретарь Штата. В некоторых штатах создаются специальные избирательные комиссии. В подобных комиссиях работают волонтеры, которые помогают работать во время избирательной кампании, в день выборов.
Что вы можете сказать о системе работы избирательных комиссий в США и в России?
(Знакомство с газетными заметками, рассказ о работе волонтеров в США). В чем сходство, в чем различия?
Пятая творческая группа исследует вопросы: «Институт регистрации кандидатов», «Финансирование выборов».
Документальный материал №5
«Институт регистрации избирателей»
Чтобы гражданин мог участвовать в голосовании, недостаточно удовлетворить всем введенным цензам – необходимо быть включенным в списки избирателей. Различают необязательную и обязательную регистрацию избирателей.
Обязательная регистрация означает, что избиратель не должен проявлять инициативу и являться на избирательный участок для регистрации, т.к. выявление избирателя и внесение в списки – задача государственных органов. Понятие обязательности относится только к государственным органам: они обязаны зарегистрировать всех лиц, которые должны участвовать в выборах. Обязательная регистрация может быть постоянной либо проводится по системе сменяемых списков.
В Российской Федерации список избирателей составляется участковой избирательной комиссией сразу же после назначения дня выборов. Избирательные участки образуются таким образом, чтобы на них было не более 3000 избирателей. Для того чтобы попасть в список избирателей на конкретном избирательном участке, нужно проживать на территории этого участка. Если кого-то по невниманию не включат в список или что-то перепутают в имени и фамилии, немедленно следует обращаться в участковую избирательную комиссию. На проверку заявления комиссии отводят 24 часа, после чего она должна дать мотивированный ответ.
Отличительной особенностью избирательной системы США является институт уведомительной регистрации избирателей. В списки вносятся только те избиратели, которые зарегистрировались. По оценкам американских политологов, 83-87% жителей, обладающих активным избирательным правом, зарегистрированы как избиратели. Житель Америки может быть вычеркнут из списков избирателей и даже лишен права голоса. Политический аналитик Эд Кол (штат Миссисипи) перечислил основания вычеркивания избирателей из списков: переезд (после уведомления с нового регистрационного пункта), неучастие в голосовании 4 года подряд, за ряд преступлений (подкуп, вымогательство, убийство, разбойное нападение с применением оружия, изнасилование).
Восстанавливаются в своих правах менее 2% избирателей. В штате Миссисипи регистрируются в год около 20 тыс. избирателей и 4 тысячи вычеркиваются. Остро стоит вопрос в графствах. Населенных национальными меньшинствами, с большим уровнем преступности. В этих районах до 50% молодежи не внесены (или вычеркнуты) в списки избирателей. Так, в Джексоне (штат Миссисипи) Мэрилин Эйвори, член избирательной комиссии графства Хайнз, отказала гражданину США в регистрации, т.к. он пришел на регистрацию позже 30 дней до дня голосования. Гражданин рассказывал душещипательную историю, почему он переехал в это графство, показывал документы, но был лишен права голоса единолично госпожой Эйвери (законы в Америке выполняются неукоснительно).
Вопросы к группе: В чем разница между обязательной и необязательной системами регистрации избирателей? Какая из них вам кажется более справедливой и почему? В чем сходство и различия?
«Система финансирования кандидатов в России и в США»
а) Россия. В РФ расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов осуществляются за счет федерального бюджета. Все средства поступают в Центризбирком, а оттуда в избиркомы субъектов РФ и далее в другие избиркомы. Кроме этих средств, избирательные фонды кандидатов могут включать их собственные средства, а также добровольные пожертвования физических и юридических лиц. По окончании избирательной кампании кандидаты представляют финансовые отчеты в вышестоящие органы в строго определенные сроки по определенной форме, установленной Центральной избирательной комиссией. Закон строго регламентирует поступление негосударственной денежной помощи в избирательные фонды. Например, собственные средства кандидата в Президенты РФ, используемые на избирательную кампанию, не должны превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 1000 раз. Размер пожертвования физического лица в избирательный фонд не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 20 раз (для кандидата в депутаты) и в 50 раз (для кандидата на должность Президента РФ). Ограничиваются и другие денежные взносы.
б) США. Вопросы финансирования выборов в США менее регламентированы по лимитам, чем в России. Верхнего предела суммы, расходуемой кандидатами, вообще не существует, за исключением, когда кандидаты пользуются встречным финансированием от государства. Чтобы получить право на встречное финансирование, кандидаты и партийные комитеты, проводящие съезды, не должны превышать определенный уровень расходов на предвыборную кампанию.
Встречное финансирование от государства не должно превышать собственные затраты кандидата. Деньги от корпораций и профсоюзов могут поступать кандидату только через специально создаваемые комитеты политических действий, которые собирают и аккумулируют предвыборные денежные ресурсы. Пожертвования от иностранных граждан и подрядчиков федерального правительства запрещены.
Существует проблема «твердых» и «мягких» долларов. В США установлены лимиты для корпораций для перечисления непосредственно на предвыборную кампанию («твердые доллары») и в то же время неограниченные суммы, которые можно тратить на организацию и проведение выборов («мягкие доллары»), например, на организацию сбора подписей, регистрацию избирателей и т.д.
Основное требование федерального законодательства в вопросе финансирования выборов – общественность должна знать, откуда политики получают средства и чьи интересы они представляют.
В США кандидат на должность президента, утвержденный своей партией, получает из бюджета 20 млн. долларов, а реально его расходы как минимум в 5-6 раз больше. Основная масса денежных средств, которые получают кандидаты от партий, поступает от частных лиц и от крупного бизнеса.
Если посмотреть финансовую составляющую выборов, то она с каждым годом все увеличивается. В 1992 году общие затраты на проведение выборов равнялись 300 млн. долларов, в 1996-м – 400 млн., а в 2000 году на проведение выборов президента и конгресса была затрачена сумма – 3 млрд.долларов.
Найдите сходство и различия в системе финансирования выборов. Какая из них вам представляется более «прозрачной»? Почему? Свою позицию аргументируйте.
Шестая творческая группа исследует проблему. «Кто и каким образом должен избирать президента?».
Документальный материал №6
В зависимости от способа волеизъявления граждан выборы делятся на прямые и непрямые.
Прямые выборы – это непосредственное избрание конкретного человека на определенный пост. Для России характерны прямые выборы. Прямые выборы отличаются тем, что между избирателем и кандидатом, за которого он голосует, нет никаких промежуточных ступеней.
Непрямые выборы – такой вид выборов, при которых воля избирателя опосредуется волей группы выборщиков. Непрямые выборы всегда имеют промежуточные ступени. При косвенных выборах посредством волеизъявления избирателей создается специальная коллегия выборщиков, доверенных лиц, которые затем от имени избирателей непосредственно избирают конкретное должностное лицо. Косвенные выборы были придуманы еще «отцами-основателями» американской конституции, которые полагали, что основная масса граждан США в то время не была подготовлена к избранию президента и могла ошибиться в выборе. Так, федералисты – сторонники полностью централизованного государства – считали всенародную демократию смехотворной и опасной и не могли даже допустить мысли о том, что глава государства будет напрямую избираться «тупоголовым быдлом» (Гамильтон). Только конгрессмены, по их мысли, имели на это право. Другие полагали, что граждане должны избирать специальных людей – выборщиков, которые сами выберут самых достойных. Так появились «кокусы» (откуда взялось это слово «кокус», никто не знает наверняка. Полагают, что оно пришло от индейцев и означало «член совета по выбору вождя племени»). Слово «кокус» прочно вошло в обиходный политический жаргон и стало означать выбор кандидатов на официальную должность – на митингах, путем открытого голосования. В отличие от «праймери» – когда выбор кандидатов производится тайным голосованием по бюллетеням.
Итак, президент США избирается не непосредственно гражданами страны, а коллегией выборщиков. Каждый штат США обладает определенным количеством голосов выборщиков, которое определяется на основе числа сенаторов и конгрессменов, представляющих штат. Выборщики, представляющие отдельный штат, должны отдавать свои голоса за того кандидата, который набрал в их штате большинство голосов (даже если преимущество составляет один голос). Именно поэтому кандидаты в президенты стараются объехать максимум штатов. Кандидат, который набирает более 50% избирательных голосов в коллегии выборщиков, становится президентом США. Если ни один из кандидатов не набирает большинства в 50% голосов плюс один голос, то судьба будущего президента решается в палате представителей конгресса США, где опять-таки голосуют штаты, а не личности. В процессе голосования каждый штат США получает право одного голоса. Так как ныне в США входят 50 штатов, кандидат должен набрать 26 голосов, чтобы стать президентом. Победителем становится претендент, набравший простое большинство голосов. Речь идет о мажоритарной системе или о системе абсолютного большинства.
Кто и каким образом избирает президента в России и в США? В чем сходство и различия? Какие достоинства и недостатки вы отмечаете? Позицию аргументируйте.
Документальный материал №7
а) Россия. День выборов на избирательном участке начинается с того, что в 8 часов утра председатель избирательной комиссии объявляет участок открытым, предъявляет опечатанные пустые ящики для бюллетеней. Подойдя к столу, избиратели находят себя в списках и опускают бюллетени в урну для голосования, отметив предполагаемого кандидата. Голосование продолжается до 20.00. В этом году в качестве эксперимента предполагается проводить электронный подсчет голосов.
б) США. В США подсчет голосов ведут электронные машины для голосования. Их преимущество – быстрые и точные результаты. Но встречаются и казусы… Например, «флоридский синдром». Более месяца потребовалось для того, чтобы определить победителя президентских выборов, состоявшихся 2 ноября 2000 года. Тогда за Белый дом боролись демократ Э.Гор и Дж.Буш-младший. Избиратели отдали за Гора на 540 тыс. голосов больше, чем за Буша. Голоса выборщиков поступили от всех штатов, кроме Флориды. Победа во Флориде гарантировала победу на выборах. Однако подсчеты голосов избирателей во Флориде привели к противоречивым результатам, причиной стала изношенность машин для голосования – особых механических устройств, которые пробивали дырки в бланках избирательных бюллетеней. Из-за того, что на протяжении десятилетий металлические штыри, пробивающие те самые дырки в бланках, никто не прочищал от остатков избирательных бюллетеней, результаты голосования на многих избирательных бюллетенях были зафиксированы неточно. Сперва было объявлено, что большинство голосов во Флориде получил Гор, что делало победу Буша невозможной. Позже было объявлено о преимуществе Буша. Из-за сбоя в технике подсчет производился вручную. Через три дня объявили о победе Гора. Эти результаты оспорили республиканцы. Наконец, 13 декабря Гор признал свое поражение.
Заключение. Перед поездкой в Америку представитель государственного департамента США напутствовал наших ребят-наблюдателей: «В этой поездке вы можете попробовать американского пирога», имея в виду политическую кухню. И действительно, кусочек оказался большим и многослойным. К каким выводам в конце урока мы можем прийти?
Ребята высказывают предположение о том, что однозначно давать оценку американской и российской демократии нельзя.
Есть много плюсов в американской системе, что подтверждается многовековой историей США, но присутствуют и минусы, как и в российской действительности. Можно с уверенностью сделать лишь один вывод: в нашем мире ничего не бывает совершенного и вечного. И в каждой стране надо научиться использовать и применять позитивный опыт других народов и государств. Необходимо обмениваться своими достижениями и быть открытыми для сотрудничества с целью дальнейшего развития мира.
Домашнее задание. Эссе «Если бы я обладал законодательной инициативой, то в нашей системе выборов президента…»
Пресс-конференция: «Америка, Америка…». Присутствовали учащиеся 9-11-х классов.
Я рассказала ребятам о своей поездке в Америку, которая проходила с 29 октября по 14 ноября 2004 года. Познакомила с российско-американской программой гражданского образования «Сивитас», поделилась впечатлениями от поездки, ответила на вопросы:
Расскажите о системе американского образования.
В чем вы видите его достоинства и недостатки?
Как обстоит дело с дисциплиной в американских школах?
Каков объем домашних заданий?
Бывают ли случаи неподготовленности ребят к урокам и как они себя ведут в таких случаях?
Как обращаются к учителям?
Как организованы каникулы?
Что собой представляет материально-техническая база обучения?
Какие предметы гражданского цикла они изучают?
Работают ли над какими-либо проектами?
Как проходят уроки?
С чего начинается день в американской школе?
Что им известно о жизни в России?
Как освещают события в СМИ?
Расскажите подробно о выборах президента США?
Как организована система соуправления в американских школах?
Какие культурные мероприятия посетили? Что больше всего понравилось?
Ваши впечатления об американском народе? Что больше всего поразило?
Что не понравилось? Почему?
Что нового вы узнали об этой стране?
Что больше всего запомнилось и почему?
Пресс-конференция с преподавателями гимназии №13
Я поделилась со своими коллегами впечатлениями от поездки в Соединенные Штаты Америки. Ответила на следующие вопросы:
Расскажите об американской системе образования.
Как организован процесс обучения?
Кто и как финансирует образование?
Методы и приемы обучения?
Какой положительный опыт увидела?
Что собой представляет материально-техническая база посещенных школ?
На каких уроках присутствовала? Дайте свою оценку.
Кто в большинстве работает в американских школах (возраст, пол)?
Какова средняя зарплата учителей?
Уровень их профессионализма?
Каким образом учителя в Америке повышают свою квалификацию? Сравните с нашей системой.
Оцените американские учебники.
Расскажите о целях и задачах программы «Сивитас».
Ваши планы по внедрению позитивного опыта в российской школе?
Затем я выступила на заседании гражданского клуба в гимназии №13. Тема моего исследования в Америке: «Развитие системы соуправления в американских и российских учебных заведениях». Рассказала ребятам о том, как действует соуправление в средней, старшей школах штата Нью-Йорк. Члены гражданского клуба обсудили возможности применения позитивного американского опыта в своей работе, наметили план ближайших действий в данном направлении.
Елена СОРОКИНА, учитель истории и обществознания
Комментарии