Как известно, на одно бюджетное финансирование вузам сегодня рассчитывать не приходится. Чтобы выжить и развиваться, учебные заведения стараются самостоятельно зарабатывать средства. Как расходуются эти деньги и, вообще, оговорена ли коммерческая деятельность вузов в локальных документах? Чтобы выяснить это, ЦК Профсоюза работников народного образования и науки проанализировал более 50 коллективных договоров, заключенных вузами России за последние пять лет.
Анализ показал, что направления внебюджетной деятельности отражаются либо непосредственно в разделах колдоговора, посвященных оплате труда, либо в специальных положениях, которые включаются в состав приложений.
Так, например, в коллективном договоре Нижегородского педагогического университета указано, что дополнительными источниками оплаты труда могут быть средства от внебюджетной, научной, коммерческой деятельности, оказания платных услуг, добровольных поступлений от частных лиц и организаций, дохода от платного обучения. А согласно колдоговору Московской геолого-разведочной академии, администрация вуза обязуется развивать коммерческую деятельность, направленную на увеличение доходов, с целью развития академии, сохранения кадрового состава.
Договоренности о поощрении внебюджетной деятельности есть пока только в 20% проанализированных коллективных договоров. В этом плане хорошим примером может служить Марийский государственный педагогический институт, где действует Положение об экономической деятельности факультетов, кафедр и иных подразделений вуза. В этом Положении определено, что отчисления во внебюджетный фонд факультетов и кафедр от средств, поступивших по договорам с полным или частичным возмещением затрат на обучение, составляют 30%, а отчисления от средств, полученных за дополнительные образовательные и иные услуги для населения, – 50%. Эти средства аккумулируются на лицевых счетах подразделений института и используются в соответствии со следующими нормативами: • на образование фонда социальной защиты студентов и работников – до 5%; • на образование фонда научно-технического и социального развития факультетов, кафедр и иных подразделений – не менее 35%; • на образование фонда оплаты и стимулирования труда работников – до 50%.
В другом Положении Марийского ГПИ предусмотрены надбавки и доплаты сотрудникам за работу, связанную с внебюджетной деятельностью, до 300% должностного оклада.
В основных разделах коллективных договоров других вузов, прошедших регистрацию в 2001-2004 годах, можно найти такие пункты:
«Расходование внебюджетных средств, направляемых в централизованный фонд университета, осуществлять по согласованию с коллективами, обеспечивающими их поступление» (Курский технический университет);
«Администрация обязуется материально поощрять сотрудников, обеспечивающих поступление в академию внебюджетных средств, за счет выделения части заработанных средств на премирование» (Санкт-Петербургская академия холода и пищевых технологий);
«Коллективы научных подразделений обязуются выполнять научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, осуществлять производственную деятельность университета и обеспечить получение прибыли в размере не менее величин, установленных Положением о нормах отчислений в централизованные фонды университета» (Самарский аэрокосмический университет).
По закону вузы самостоятельно определяют порядок использования внебюджетных средств, в том числе долю, направляемую на оплату труда и материальное поощрение своих работников. Направления использования внебюджетных средств указаны в 68% рассмотренных коллективных договоров.
Порой это общие, размытые формулировки типа: «Внебюджетные средства, полученные за подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов на основе договоров, частично направлять на повышение зарплаты».
Примером достаточной проработки направлений использования средств, их «прозрачности» можно считать коллективные договора Новосибирского гостехуниверситета и Барнаульского госпедуниверситета на 2000-2002 годы. В разделе «Производственно-экономические отношения» первого договора содержатся следующие пункты: • финансово-экономическая деятельность осуществляется в соответствии с Положением о приоритетах расходования бюджетных и внебюджетных средств; • порядок и размеры использования полученной прибыли осуществлять в соответствии с Положением об образовании и распределении доходов от внебюджетной деятельности; • вопросы, касающиеся нового строительства, капитальных перестроек, связанных со значительными финансовыми тратами, решать по согласованию с социально-экономической комиссией.
Все перечисленные положения включены в состав приложений к договору. Наряду с развитием университета приоритетными направлениями расходования централизованных внебюджетных признаны: • социальное развитие спортивно-оздоровительных лагерей, базы отдыха, оборудование поликлиники, строительство жилья (рекомендуется направлять 25% от фонда развития); • формирование фонда социальной защиты многодетных и малообеспеченных семей (рекомендуется направлять 25% от фонда потребления).
При этом 70% средств, поступивших за оказание платных услуг, идет на расходы подразделений, ведущих внебюджетную деятельность. Это зарплата, начисления, оборудование, материалы и прочее.
В договоре Барнаульского педуниверситета определено: «Порядок расходования внебюджетных средств, в том числе для повышения уровня оплаты труда работников, осуществляется в соответствии с Положением о внебюджетной деятельности и реинвестировании внебюджетных средств, утвержденным Ученым Советом университета, а также на основании ежегодно утверждаемой Ученым Советом университета сметы использования этих средств».
Комментарии