search
main
0

Больше клубов хороших и разных. Святая наука: услышать друг друга

«Круглый стол» «Организация деятельности педагогических клубов: опыт региональных учительских клубов и ассоциаций» стал гвоздевым событием второго дня Международного форума «Профессиональные педагогические и научно-педагогические сообщества как ресурс инновационного развития образования», недавно состоявшегося в Ульяновске (см. «УГ» №47, 2011 г.). Он вызвал огромный интерес, позволил педагогам из разных регионов обменяться ценной информацией. Вели разговор проректор по послевузовской подготовке и внешним связям Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Раис Загидуллин и директор лицея-интерната «Подмосковный» Московской области Евгений Травин.

В педагогические клубы объединяются и учителя, и директора, и управленцы. Зачем? Чтобы влиять на образовательную политику и практику. Руководитель Ассоциации общеобразовательных учреждений и педагогов Республики Коми, директор Коми Республиканского лицея при Сыктывкарском государственном университете Александра Попова рассказала, что республиканское Министерство образования постоянно привлекает организацию для обсуждения нормативно-правовой базы, рынка образовательных услуг, особенностей введения новой системы оплаты труда и других актуальных вопросов.Еще одна важная задача педагогических объединений – непосредственная помощь педагогам, например, молодым, начинающим свой путь в профессии. В Брянской области такую поддержку оказывает Совет молодых. А в Ярославле – Клуб молодого педагога Ярославского дома работников образования. Руководитель клуба Ольга Шилина считает главной задачей этого объединения не столько профессиональное, сколько творческое развитие молодых специалистов. Это нужно, чтобы учитель, столкнувшись со многими трудностями первого периода пребывания в школе, не опустил руки, получил еще один стимул остаться в профессии. В клубе молодые педагоги получают методическую, психологическую помощь, участвуют в фотоконкурсах и социальных проектах, играют в интеллектуальные игры и ставят спектакли. Конечно, главной темой «круглого стола» стал опыт объединения участников, лауреатов, победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России». Пожалуй, впервые за последние годы краткий отчет представил председатель межрегионального клуба «Учитель года» Евгений Травин. Это всероссийское сообщество существует с 2002 года. «У межрегионального клуба отрицательного опыта не меньше, чем положительного», – считает Евгений Николаевич. Тем не менее когда-то клуб стал откликом на насущную потребность объединить учителей года по всей России. Движение зародилось еще раньше – во время первых всероссийских финалов конкурса, первых слетов участников этих финалов в гимназии Салахова (Сургут). В 2002 году первыми тремя сопредседателями межрегионального клуба стали первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова, учитель года России-2001 Алексей Крылов и ответственный секретарь Федерации Интернет Образования Сергей Монахов. В 2004 году в Ленинградской области впервые собрались представители десяти клубов учителей года для обмена опытом. В 2006 году председателем межрегионального клуба стал Евгений Травин. Из реализованных направлений работы клуба можно назвать:- организация команды КВН; – волонтерское движение  – участие в организации конкурса «Учитель года России», слетов, мини-слетов и фестивалей; – влияние на образовательную политику – в 2002 году клуб по заказу министра образования РФ Владимира Филиппова провел экспертное исследование системы оценки;- образовательное направление – уже десять лет существует межрегиональная школа «Учитель года», работающая два раза в году – летом и зимой, неизменный руководитель – московский химик Владимир Головнер; – профессиональное направление – методические поезда, педагогические марафоны, форумы, когда учителя года показывают свой опыт коллегам и вместе с тем вдохновляют их на собственное творчество. И если деятельность межрегионального клуба на сегодня нуждается в возрождении, то региональные коллеги радуют свежими новостями. В разных концах страны педагоги организуют в общем-то похожие мероприятия – мастер-классы, «круглые столы» по актуальным проблемам, сотрудничают с властями и помогают начинающим учителям, оказывают методическую, психологическую, юридическую, кадровую поддержку товарищам, активно участвуют в организации региональных этапов конкурса… Но у каждого регионального клуба есть своя фишка, свой стиль, свое самое удачное направление деятельности. У клуба «Учитель года Алтая» это солидный портал http://uga.akipkro.ru/ и творческие Дачи. Заместитель председателя клуба, историк Николай Марухин, так рассказал о портале: «Мы попытались реализовать ситуацию сетевой демократии. На нашем портале есть все – внутренняя почта, чат, форум, новостные ленты, хранилища. Человек, который регистрируется и принимает наше соглашение, получает широкие права – без предмодерации он может выставить новость, открыть свою ветку на форуме, прокомментировать любые материалы, открыть свою фотогалерею. Тут же у нас реализуются проекты. Например, к Дню учителя мы уже второй год проводим дистанционный конкурс эссе и фотографий «О тех, кто нас выводит в люди». Сейчас мы планируем зарегистрировать наш портал как средство массовой информации». Кстати, стать пользователем портала могут не только БУ (так называют себя педагоги, поучаствовавшие в краевом конкурсе «Учитель года), но и любой учитель любого региона страны.Если у алтайских учителей Дача – выездной семинар, на котором в результате совместной деятельности создается какой-то интеллектуальный продукт (например, метапредметный мастер-класс), то у карельских коллег  – педагогические гастроли. Учителя выезжают в районы Республики Карелия, дают уроки, мастер-классы, проводят дискуссии, обязательно знакомятся с местной экономикой, культурой, образованием, достопримечательностями… А настоящая изюминка Карельской региональной общественно-педагогической организации «Учитель Республики Карелия» – зарубежные поездки. Директор организации Ольга Германова призналась: «Поняли, что нам нельзя без образования зарубежных стран. Проводили семинары в Финляндии, Норвегии, Германии, во Франции. Бываем в школах, учреждениях профтехобразования, в вузах. Встречаемся с учителями. В Финляндии даже давали уроки по информатике и русскому языку. Готовимся к поездкам теоретически – изучаем литературу, культуру, систему образования, чтобы задавать правильные вопросы…» В конечном итоге у карельских «пчелок» (пчела – символ клуба) появилась система – за год они проводят два региональных семинара и один международный. Ближайшая поездка – в январе в Лондон. Подробную информацию и контакты можно найти на сайте http://www.teacher-karelia.narod.ru/. Свой опыт на «круглом столе» представили и наши коллеги из ближнего зарубежья – Республики Беларусь. Когда-то мы вместе начинали конкурс «Учитель года СССР», а белорусский физик Валерий Гербутов в 1991 году стал вторым учителем года СССР. Сегодня у «хрустальных  журавлей» (журавль – символ белорусского конкурса) есть свой клуб, собравший 42 человека, есть клубы по регионам. Руководитель минского областного клуба, учитель истории средней школы №1 города Логойска Минской области Республики Беларусь Зоя Виноградова отметила удачный опыт сотрудничества с Министерством образования республики. Минобр весьма ценит готовность учителей года поддержать инновации, поделиться опытом, организовать семинар, оперативно оказать методическую поддержку. Причем сделать это качественно! Зоя Виноградова конкретизирует: «Человеку, который приезжает на курсы повышения квалификации, нужна не только теория, но и практика. Для чтения авторских курсов приглашают наших учителей. Когда к нам в школу пришла интерактивная доска и нужно было через три дня провести семинар и сразу показать, как работать с ней на уроке, за эту, казалось бы, непосильную задачу взялись опять-таки… учителя года. Они могут все».Встреча активистов учительских клубов длилась два с лишним часа. Подробности «круглого стола» оставляю на долю сайта «Учительской газеты» www.ug.ru, рубрики «Всероссийской конкурс «Учитель года». Вывод же получился вполне логичный – клубов должно быть больше, они должны возникать не по указке, а по зову сердца. Клубам всех форм и видов обязательно надо сотрудничать. Спасибо Ульяновску, который многих познакомил. А дальше все зависит от учителей…фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте