Окружающий мир формирует у школьников определенные ожидания, которые они переносят в школу. Школа же в большинстве случаев, увы, этим ожиданиям не соответствует. Отсутствие современных интерьерных и дизайнерских решений воспринимается учениками как маркер чего-то устаревшего, застывшего в прошлом. Значит, пришло время и школе измениться вслед за изменившимся вокруг нее миром…
Это заявление абсолютно не голословно: в мае этого года специалисты компании «33dodo», которая занимается дизайном образовательного пространства, провели исследование в одной из московских школ. Исследование состояло из нескольких частей:
– интерактивная (ученики отмечали на специально подготовленных и распечатанных moodboard (коллажах) те варианты оформления (включая цветовые решения) различных школьных пространств, которые они считают предпочтительными,
– опрос (заполнение анкеты).
Всего в опросе приняли участие 161 ученик 5-10 классов. Целью исследования было выявить, какие потребности учеников не удовлетворяют существующие в школе пространства (как само наличие или отсутствие мест или зон для определенных активностей, так и их эстетический вид – визуальное оформление), а также выяснить, в каких школьных помещениях предпочитают (или вынуждены) проводить время ученики в разных ситуациях (состояниях).
Один из блоков вопросов был связан с определением мест, в которых чаще всего проводят время ученики вне уроков – во время перемен, а также в случае, если есть «окно» в расписании или им по какой-то причине необходимо провести в школе 1-2 часа после уроков. Можно было выбрать несколько вариантов из предложенных или написать свой.
На диаграмме слева представлены ответы на вопрос 1: «Где вы чаще всего находитесь во время переменки?». Следует отметить, что «Свой вариант» чаще всего можно отнести к одному из ранее предложенных – «гуляю по школе» или указание какого-то конкретного кабинета.
На второй диаграмме показаны ответы на вопрос 2: «Если нет урока или после уроков надо где-то провести 1-2 часа – где вы чаще всего находитесь?». Половину из указанных вариантов в пункте «Свой вариант» также можно отнести к одному из предложенных ранее – либо «рекреации/коридоры», либо указание конкретного кабинета. Вторая половина учеников, отметившая этот вариант, указали, что проводят это время дома. Таким образом, именно коридоры и рекреации, как и предполагалось, являются основными местами для проведения времени во время переменок и «окон» в расписании.
Один из пунктов в этом блоке анкеты был направлен на изучение мнения обучающихся о существующем школьном пространстве – необходимо было в свободной форме ответить на вопрос: «Что на ваш взгляд важно разместить в коридорах и рекреациях школы, чтобы было уютно и удобно?».
«Мы осознанно не предлагали варианты и даже не уточняли, о чем идет речь (интерьер, дизайн и т.д.). На этот вопрос ответили 87% учеников. Что характерно, свои предложения написали 100% учеников 5-7-х классов, а ученики 8-х и 10-х классов – 63% и 79%
соответственно», – отмечает автор исследования Рая Ивановская, руководитель компании «33dodo», эксперт в области дизайна образовательного пространства.
Подавляющее большинство рекомендаций в том или ином варианте касалось «мест для сидения» в коридорах и рекреациях: «больше диванов, диванчиков, стульев, лавок, пуфиков, кресел-мешков, кресел» – об этом попросили 87% ответивших учеников.
Второе по популярности предложение – установить розетки (или зарядки) для телефонов – этот пункт был отмечен в 14% анкет.
Встречались также и иные рекомендации (представлены в порядке убывания): больше цветов/растений, автоматы с водой/едой, Wi-Fi, телевизор, столики, игры, полочки/стеллажи для книг, больше кулеров/стаканчиков, банкомат, сделать ярче освещение в коридорах, повесить таблички на кабинеты с названием предмета, пледы «на зиму», «хорошие песни» на звонки.
Не обошли вниманием ученики и дизайнерское оформление пространства школы: для украшения стен чаще всего предлагали картины, граффити, пейзажи, цитаты писателей, рисунки детей, «прикольные» предметы (например, часы в виде колокольчика и т.д.).
Комментируя результаты исследования Рая Ивановская отметила: «Безусловно, мы понимаем, что не все «хотелки» стоит и можно удовлетворять. Это, к примеру, касается установки телевизоров (особенно, если там не будут показывать специализированные образовательные программы). Также можно найти массу минусов в установке автоматов с едой, поскольку чаще всего в них «загружены» не самые полезные продукты… Однако это повод задуматься, посмотреть на эти пожелания с точки зрения ученика, поговорить с ним и понять – что является разумным и как это можно реализовать».
К примеру, по поводу установки кулеров. В школе, где проводилось исследование, на каждом этаже было установлено несколько кулеров, однако, во время переменок одноразовые стаканчики быстро заканчиваются. Это и финансовые траты для школы «в никуда», и мусор (они объемные, соответственно, корзина для мусора быстро наполняется и использованные стаканчики даже валяются рядом с ней). Что можно предложить в качестве решения? Первый пришедший в голову ответ – закупать больше стаканчиков и ставить не одну, а, к примеру, две или три корзины для мусора.
А почему бы, с другой стороны, не поговорить с учениками (но не «провести мероприятие», а именно поговорить) об экологии? Рассказать, из чего делаются эти одноразовые стаканчики, сколько это стоит для школы, но самое главное – сколько времени потом они разлагаются в природе и какой этим наносится ущерб экологии. Объявите школу местом уважительного отношения к природе – ученики могут использовать те же бутылочки из-под воды и газировки (не выпил воду и выкинул, а выпил – сполоснул – налил воду из кулера – и пьешь ее в течение дня). Кстати, можно ведь попросить учеников самим сделать групповой проект на эту тему: найти информацию и презентовать ее своим одноклассникам – пусть это будет максимально их инициатива. Как вариант для решения этой проблемы также можно рассмотреть возможность установки в школе питьевых фонтанчиков вместо кулеров.
Такие пожелания, как «установить банкомат» или разложить в коридорах «пледы на зиму» вновь заставляют взрослых задуматься о том, что пространство школы учениками сравнивается с тем, что они видят (где бывают) вне школы. И если мы (поколение 70-х – 80-х и старше) по большому счету вне школы не видели ничего существенно отличающегося ни по дизайну, ни по интерьеру (вспомните магазины, кинотеатры и т.д. советского и постсоветского времени), то современные ученики в хорошем смысле «избалованы» этим. Они посещают торгово-развлекательные центры, кафе-кофейни, современные кинокомплексы и образовательно-развлекательные мероприятия в различных форматах и пространствах. Они отмечают, что им нравится, видят различные стили, дизайны, украшения и просто интересные «фишечки» и вполне понятно задаются вопросом: «А почему этого нет у нас в школе? Ведь это так красиво/удобно!».
Компании «33dodo», как отмечает Рая Ивановская, занимается дизайном именно образовательного пространства уже порядка 5 лет. За это время удалось успешно оформить уже более 20 школ. Один из обязательных элементов предварительной подготовки дизайн-проектов – общение с учениками, учителями, администрацией школ и в свободной форме, и в виде различных опросов и иных форм исследований. Причем, по словам специалистов компании, все чаще и громче звучит запрос на оформление школьного пространства, то есть, не просто на качественный ремонт, но именно на дизайнерское оформление. Это становится важным для учеников, для учителей и, конечно же, для родителей, поскольку, в том числе, по внешнему виду (оформлению) они делают определенные выводы о том, в какую школу ходят их дети (или собираются ходить), какие у нее ценности, какое отношение к ученикам не только в части образовательного процесса…
Проведенное исследование выявило: самое популярное желание у школьников – поставить побольше стульев-диванчиков-пуфиков в коридорах и рекреациях. Это отметили 87% опрошенных учеников! Мы уже давно говорим о том, что во время перемены у учеников должны быть возможности для различного времяпрепровождения – и для активного отдыха, и «просто посидеть». В обсуждениях в одной из социальных сетей кто-то из учителей написал: «Нельзя ставить стулья! Дети должны двигаться!», в то же время коллега ей возражает: «Ну вот нет стульев в коридорах – дети и сидят возле стеночек на корточках…». И, конечно же, вспоминается откуда-то из детства замечание в дневнике: «Бегает на переменах по коридору!». Не слишком ли много запретов? Нельзя требовать от ученика, чтобы он постоянно действовал так, как мы этого хотим. У детей также бывают разные состояния, настроения, потребности – сейчас хочется что-то поделать в компании, а на следующей перемене – просто в тишине отдохнуть от всего и всех. И школа – школьное пространство – должна стремиться удовлетворять все эти потребности.
Фотографии предоставлены пресс-службой компании «33dodo»
Комментарии