В рамках XIII Российского образовательного форума в Сокольниках Общероссийский профсоюз образования провел «круглый стол» на тему «Профсоюз и его общественные инициативы», где были представлены действующие программы по правовому просвещению, кредитованию, пенсионному обеспечению, добровольному медицинскому страхованию учителей, организации отдыха студентов и работников отрасли. В аудитории собралось немало молодых людей, и это не случайно, ведь многие программы профсоюза, в том числе и новый проект «Жизнь вне зависимости», презентация которого состоялась на «круглом столе», адресованы молодежи.
Открыл работу «круглого стола» его ведущий, секретарь ЦК профсоюза Михаил АВДЕЕНКО:
– Наша основная миссия – защита социально-трудовых прав работников, но в образовании профсоюз всегда был больше, чем профсоюз. Мы всегда помимо нашей основной работы занимались взаимодействием с институтами гражданского общества. Чему посвящены наши социально ориентированные проекты? Это и непрерывное образование, и здоровый образ жизни, и дополнительная социальная поддержка работников, и молодежная политика. Следующий год объявлен в России Годом учителя. Мы уже приняли документы, чтобы провести его с пользой для всей сферы образования, чтобы он имел серьезную социальную направленность, а не был мероприятием ради мероприятия.
Мы принимаем активное участие, и не только как учредители, во всех профессиональных конкурсах – «Учитель года», «Лидеры образования», «Лучшие школы России», а также проводим в рамках профсоюза собственные всероссийские конкурсы – по охране труда, правозащитной работе и другие. В рамках международного сотрудничества мы взаимодействуем с профсоюзами Швеции и Голландии. Совместные проекты с зарубежными коллегами позволили нам развить инновационные формы работы, серьезно повысить квалификацию профсоюзного актива.
В 2006 году при участии профсоюза была создана Лига образования. Надеемся, в будущем она проявит себя, станет узнаваемым брендом и поможет нам продвигать наши социальные инициативы. Не могу не упомянуть «Студенческий лидер» – это тоже серьезный проект, посвященный работе с огромным полуторамиллионным студенческим отрядом профсоюза.
С 90-х годов мы начали заниматься дополнительной социальной поддержкой работников, профсоюз был одним из создателей негосударственного пенсионного фонда «Образование и наука».
Я лишь кратко обрисовал те социальные инициативы, которые мы за эти годы успели провести. Думаю, нам это действительно удается, а главное – это нужно не только нам, но и обществу. Сегодня государство старается привлекать к решению проблем в сфере образования так называемых потребителей образовательных услуг – обучающихся, родителей, чтобы они тоже принимали участие в формировании будущего нашей школы. Мы уверены, что за образование должно отвечать все общество, а не только его отдельные части.
В 2005 году при ЦК профсоюза была образована Постоянная комиссия по социальному партнерству, в рамках которой создана подкомиссия по взаимодействию с институтами гражданского общества. Ее руководитель, председатель Красноярской краевой организации профсоюза Людмила КОСАРЫНЦЕВА, рассказала о том, что уже сделано. А мероприятий проведено немало: международная конференция «Участие профсоюзов в осуществлении образовательной политики в контексте современных мировых тенденций», круглый стол «Взаимодействие институтов гражданского общества» в Красноярске (2007 год), «круглый стол» «Развитие социального партнерства» в Перми (2008 год). Подтверждением взаимодействия между различными институтами гражданского общества, считает Людмила Васильевна, стал Всероссийский форум работников дошкольного образования, который прошел в марте 2009 года в Москве. Поделилась она и опытом краевой организации профсоюза:
– Какие механизмы взаимодействия мы используем у себя в крае? Прежде всего это общественная экспертиза законопроектов и нормативных актов, оценка социальных проектов и программ с участием общественности, проведение «круглых столов». Такие встречи стали у нас традиционными, они проходят ежегодно. В числе участников первого «круглого стола» в 2007 году были представители ЦК профсоюза, председатели территориальных организаций Сибирского, Приморского, Уральского федеральных округов. В последующие годы в «круглых столах» в обязательном порядке принимали участие администрация Красноярского края и города Красноярска, Законодательное собрание, городской совет, агентство образования (сейчас министерство), общественные организации, с которыми мы тесно работаем. Непросто было договариваться с родительской общественностью, с творческими союзами учителей, но на сегодняшний день договоренности есть, и они реализуются.
В процессе реализации КПМО для нас было очень важно сформировать различные органы общественного самоуправления на всех уровнях образования. Мы договорились, кто чем будет заниматься, чтобы не мешать друг другу, не тянуть одеяло на себя, а делать все возможное, чтобы сегодня и работники образования, и учащиеся, и студенты чувствовали себя более уверенно. И, конечно, мы проводим серьезные консультации по переходу на новую систему оплаты труда. У нас в крае она пока не введена, но эта работа идет уже на протяжении полутора лет. Именно профсоюз не допустил введения в регионе непродуманной, с нашей точки зрения, системы оплаты труда. При этом мы договорились с управляющими советами и исключили их из распределения стимулирующей части ФОТ, в этом процессе участвуют только представительные органы работников.
Мы постоянные участники форума «Красноярск – город инноваций, партнерства и согласия». Его основная цель – создать условия для взаимодействия власти, бизнеса и общества. А на последнем этапе мы вошли в палату образовательных учреждений Гражданской ассамблеи, которая создана в крае. Это аналог Общественной палаты.
Анна ГОЛУБЕВА, руководитель Брянского обкома и председатель Постоянной комиссии ЦК профсоюза по международной деятельности, рассказала о российско-шведском проекте по созданию сети профсоюзных кружков, который реализуется в Брянской области с 1996 года:
– В Швеции эта форма обучения взрослых применяется более 100 лет. Шведские коллеги познакомили нас с формами и методами работы кружков, а мы адаптировали их опыт к нашим условиям. Профсоюзный кружок – это неформальное объединение членов профсоюза, которые собираются для того, чтобы изучить какой-то вопрос, обсудить и коллективно разрешить возникающие проблемы. Разнообразные темы занятий предлагают сами слушатели или руководитель кружка исходя из той ситуации, которая складывается в коллективах. Например, сегодня очень актуален вопрос о правах и гарантиях работников в условиях сокращения штатов. Изучается порядок организации и проведения отчетно-выборной компании. Постоянно совершенствуются и формы проведения занятий. Практикуются деловые и ролевые игры, дискуссии, разговор с экспертом, часто на занятия кружков приглашаются экономисты, психологи и другие специалисты, которые освещают различные направления деятельности.
Руководители кружков – это наши учителя, профсоюзные активисты. Их подготовка осуществляется через систему семинаров, мы оказываем практическую помощь руководителям путем издания методических разработок. Уже несколько лет мы проводим конкурс на лучшую методическую разработку занятия профсоюзного кружка, и материалы победителей также направляем в первичные организации.
На сегодняшний день в образовательных учреждениях области работают более 600 кружков. Это не только форма обучения, позволяющая развивать правовую культуру членов профсоюза, но и хороший способ распространения информации, эффективная форма мотивации профсоюзного членства. Более того, мы применяем ее в студенческих профорганизациях. И прежде всего в профессиональных педагогических колледжах. Уже на студенческой скамье молодые люди узнают о своих правах и гарантиях, мы готовим их к тому, чтобы, закончив обучение и придя в трудовой коллектив, они оставались в профсоюзе. Проект реализуется не только в Брянской области, сегодня уже два десятка территорий используют эту форму работы.
Людмила ПУРТОВА, председатель постоянной комиссии ЦК профсоюза по вопросам охраны труда и здоровья, председатель Марийской республиканской организации:
– На протяжении последнего десятилетия наша организация активно занимается мониторингом реформ, проводимых в системе образования. В Республике Марий Эл и еще двух субъектах РФ 8 лет назад начался эксперимент по введению единого государственного экзамена, который с этого года стал обязательным. И профсоюз был первой общественной организацией, которая вместе со студенчеством, с родительской общественностью отслеживала первые шаги. Мы пытались предостеречь от возможных негативных последствий. За 8 лет в процедуру ЕГЭ внесены определенные коррективы, и думаю, что не обошлось без того анализа, тех выводов, которые сделаны по итогам наших исследований. Был еще один эксперимент под названием ГИФО (государственные именные финансовые обязательства). Тогда мы тоже много занимались его мониторингом, и в конечном итоге этот проект, слава богу, остался на уровне эксперимента. Сегодня наш профсоюз ведет мониторинг, связанный с таким модным явлением, как внедрение новой системы оплаты труда в сфере образования. С его результатами можно ознакомиться на сайте Центрального комитета.
Еще один проект, который мы ведем много лет, посвящен отдыху детей и взрослых. Сегодня педагогу непросто найти время, чтобы побыть вместе с родными, поэтому мы организуем специальные смены семейного отдыха для членов профсоюза: работники вузов, школ, дошкольных учреждений имеют возможность отдохнуть за половину стоимости, поскольку вторую половину берет на себя профсоюз. На протяжении 75 лет мы имеем на балансе детский оздоровительный образовательный центр. Сегодня этот центр кроме оздоровительной работы выполняет еще и социальную миссию, потому что создать за лето 200 рабочих мест в условиях кризиса – это значимая социальная инициатива.
В нашем профсоюзе очень много делается для того, чтобы труд работников был безопасным и комфортным, именно профсоюз ищет союзников себе в этом вопросе не только среди государственных, но и среди общественных структур. Проект «Безопасный труд и здоровье – право каждого человека», который мы реализуем, дает свои результаты. Каждодневное внимание к этим проблемам, общественный анализ, выводы и предложения, которые готовят наши профсоюзные комитеты, – все это имеет положительное значение. Скоро мы проводим в республике очередной «круглый стол», куда приглашаем представителей всех заинтересованных сторон. Будем проговаривать программу конкретных действий, которые позволят нам двигаться вперед.
Анна Голубева только что рассказала о международном проекте по созданию сети профсоюзных кружков. Есть еще один большой международный проект по подготовке профсоюзных методистов, который мы реализуем с голландскими коллегами. Сегодня много говорится о том, что в системе образования должны быть не только традиционные формы обучения – лекции или разговор у доски. В рамках этой программы применяются такие формы, как пресс-конференции, деловые игры, разработка конкретных проектов, – этому учатся наши педагоги, а значит, с этим они дальше идут к детям, к своим студентам.
Владимир ЛИВШИЦ, секретарь ЦК профсоюза, посвятил свое выступление инновационным формам социальной поддержки учителей. Одна из них – создание кредитных союзов, которые приходят на смену кассам взаимопомощи, не выжившим в рыночных условиях:
– Кредитные союзы начали появляться в России в конце 90-х, сейчас их несколько сотен, и они в своих услугах успешно конкурируют с банками. У нас в профсоюзе эту работу активно развивают Московская городская организация, Нижегородская и Саратовская области, Республика Башкортостан. Что для этого нужно? Главное – политическая воля, потому что эта услуга востребована учителями, но сами они создать кредитный союз, естественно, не могут. Его непросто создавать не в профсоюзе, не с профсоюзом, поскольку нужен стартовый капитал. Профсоюзы могут беспроцентно субсидировать кредитный союз на начало деятельности, а дальше это начинает развиваться само собой. Например, кредитный союз «Радуга» в Южном округе Москвы имеет оборот порядка 15 миллионов, в нем состоит несколько тысяч человек, и они успешно развиваются, причем не только дают ссуды – члены профсоюза охотно помещают туда деньги, потому что они дают устойчивый и очень неплохой процент. Почему это чудо происходит? Потому что это некоммерческая организация. Здесь нет отчислений в прибыль учредителям. Весь полученный доход отчасти распределяется по паям, а отчасти идет на формирование заемного фонда. Механика достаточно простая, и тех представителей профсоюза, которые в этом заинтересованы, мы будем такой работе обучать. Тем более что Лига кредитных союзов создала специальный учебный центр, где проходит системная подготовка работников КС.
Банки дают деньги под высокий процент, нужны поручители, масса бумаг. Чем выигрывает кредитный союз, допустим, учительский? Все друг друга знают, знают, кому можно дать кредит, кому нельзя. То есть возвратность кредита не вызывает сомнений. Человеку не нужно оформлять лишних бумаг, ему нужно ходатайство от профсоюзной организации, что она доверяет ему в получении займа. И люди, доверяя друг другу, также дают деньги на сбережение, что увеличивает денежную массу КС и позволяет ему выживать.
Создание сети кредитных союзов – это генеральная линия, которой профсоюз будет придерживаться в течение последующих лет. Следующий вопрос еще более сложный. Это пенсионное обеспечение. Здесь сидят молодые люди, они отчетливо должны осознавать: если они не поймут, что такое пенсионная реформа и не будут в ней мало-мальски участвовать, то, достигнув пожилого возраста и не имея членов семьи, которые смогут их поддержать, они будут вынуждены выбирать из двух зол – или влачить нищенское существование, или в дом престарелых.
На Западе люди только начинают работать и уже думают, на что они будут жить в старости, и кроме той государственной пенсии, которая идет обязательно, формируют себе дополнительную пенсию. У нас государство предпринимает беспрецедентные усилия, людям говорят: на каждую тысячу рублей, которую ты внесешь себе на дополнительную пенсию, мы тебе тоже дадим тысячу. Но даже это не действует. Люди не верят, считают, что это какое-то жульничество. В чем миссия профсоюза? Больше ни одна организация не дойдет до человека и ни одна организация не пользуется таким доверием. Если мы не объясним людям, что сегодня они сами себя загоняют в нищету, они поймут это слишком поздно, когда уже ничего не сделаешь.
Профсоюз создал вместе с министерством отраслевой пенсионный фонд «Образование и наука», который реализует программу дополнительного пенсионного обеспечения. В регионах эта работа идет очень тяжело. Профсоюзные лидеры сами в это не верят, у них в подсознании сидит: обманут. Здесь нужны аргументы, нужно объяснять людям, что кроме цепей им терять нечего. Этой работой мы намерены заниматься дальше.
Третье направление – медицинское страхование. Здесь еще хуже. Наша так называемая бесплатная медицина сегодня в основном обеспечивает выдачу больничных листов. Учителя нуждаются в квалифицированной медицинской помощи, но заплатить за дополнительную медицинскую страховку могут далеко не все педагоги. Средняя учительская зарплата – 12 тысяч рублей, если возьмем такой регион как Дагестан, там четыре тысячи. Как быть? Мы не можем позволить себе создать страховую компанию, это очень дорогое удовольствие. Но мы можем взаимодействовать с действующими страховыми компаниями. Москва и еще несколько регионов начали этот путь. Мы подбираем пул людей, которые готовы застраховаться, и за счет того, что их много, решаем с компанией вопросы коллективного страхования, а оно гораздо дешевле нежели индивидуальное. За счет этого можно значительно уменьшать расценки, они становятся посильными для людей. Этим путем тоже надо идти.
Зоя ГАЛАЙДА, председатель комиссии ЦК профсоюза по социальному партнерству и взаимодействию с институтами гражданского общества, председатель Пермской краевой организации:
– Укрепление связей с другими институтами гражданского общества для профсоюза очень актуально, поскольку, расширяя круг своих сторонников, мы способствуем развитию правового социального государства, а также признанию заслуг учителя перед обществом. Примеров такого сотрудничества можно привести много и на федеральном, и на региональном уровнях. Я остановлюсь на региональных примерах.
Профсоюз добровольно возложил на себя миссию формирования правового самосознания граждан, сотрудничая с правозащитными центрами, прокуратурой, судами, проводя большую просветительскую работу, юридические консультации. С уполномоченным по правам человека и уполномоченным по правам ребенка в Пермском крае у профсоюзов есть соглашение о сотрудничестве. В рамках этого взаимодействия по совместной инициативе проводятся различные мероприятия. К примеру, 23 марта 2009 года на ежегодной ярмарке-выставке «Образование и карьера» состоялись общественные слушания «О ходе реализации комплексного проекта модернизации образования в Пермском крае», на которых прозвучало и сообщение краевой организации профсоюза «Новые системы оплаты труда: плюсы и минусы». Совместно с молодежной межрегиональной правозащитной сетью проведена акция «Социально-экономические права учителей», организован сбор подписей среди населения Пермского края в защиту педагогов.
На протяжении 5 лет в краевом центре проходит фестиваль «Женщины Перми». В разные годы победителями фестиваля в номинациях «Общественный лидер», «Феномен», «Деятель науки», «Наставник», «Леди большой политики», «Хранительница семейного очага» были работники образования, выдвинутые профсоюзом, лидеры профсоюзных организаций. Сегодня профсоюз входит в состав оргкомитета.
Мы поддерживаем творческое сотрудничество с Пермской региональной общественной организацией содействия развитию культуры «Дом дружбы». Наш совместный проект «Народные праздники – с детского сада!» стал победителем 9-го конкурса социально значимых проектов «Общественные инициативы».
Краевой комитет профсоюза принимает участие в интернет-конференциях по проблемам реализации национального проекта «Образование», организованных изданием «Деловое Прикамье».
2010-й год объявлен Президентом РФ Годом учителя. В целях поддержки и развития творческих способностей педагогов наша организация совместно с творческим объединением учителей – победителей краевого конкурса «Учитель года» и еженедельным изданием «Профсоюзный курьер» объявляет конкурс стихов и прозы среди педагогов Пермского края. По его итогам будет издан сборник творческих работ учителей.
Как известно, средства государственного социального страхования теперь не направляются на санаторно-курортное оздоровление работников, а идут только на долечивание после инфарктов, инсультов и других серьезных заболеваний. По инициативе профсоюза в крае принят закон «Об обеспечении работников бюджетной сферы путевками на санаторно-курортное оздоровление», согласно которому многие работники смогли поправить свое здоровье за 10 процентов стоимости путевки. Да и сами профсоюзы Пермского края за счет доходов от имущества предоставляют путевки членам профсоюза за 20% и 50% от стоимости.
Таким образом, взаимодействие с различными организациями позволяет профсоюзу расширить сферу влияния в целях выполнения своих уставных задач.
Александр СОКОЛОВ, представитель управления внутренней политики Администрации Президента РФ:
– Есть такая дилетантская точка зрения в обществе, что профсоюзы находятся в глубоком кризисе. Могу сказать, что, по крайней мере, в отношении профсоюза работников образования эти слухи сильно преувеличены. Мне это особенно приятно, потому что я сам по образованию учитель. Проекты, которые здесь были представлены, заслуживают внимания, поощрения и трансляции. Мне очень понравились проекты по социальному обеспечению учителей – у них очень высокая планка. Я имею в виду социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение. Думаю, что мы еще к ним вернемся, чтобы оценить результаты, рекомендовать эти проекты, если они работают, и как-то поддержать. Надеюсь, этот ваш задор и запал останется, будем работать вместе.
Татьяна СЕМЕНОВА, руководитель проектов Лиги образования:
– В 2006 году после столетнего перерыва в России при участии профсоюза была возобновлена деятельность Лиги образования. Лига воссоздана в виде некоммерческого партнерства и объединяет тех, кто готов реализовывать совместные проекты в целях развития образования. Это своеобразная коалиция неравнодушных предприимчивых людей, которые объединились для решения конкретных проблем. На Российском образовательном форуме Лига организовала салон и конференцию общественных организаций, действующих в интересах образования.
Денис ГИЗАТУЛИН, главный специалист отдела профессионального образования и научных учреждений ЦК профсоюза:
– Думаю, большинство присутствующих в зале знают о конкурсе «Студенческий лидер». Это проект, который живет уже шесть лет, и мы уверены, что будет жить дальше. Он действительно стал настоящей школой профессионального мастерства для студенческих лидеров. На протяжении всего года проходят мероприятия, которые начинаются с самого низа нашей структуры, с вузов. Профсоюзные лидеры проходят отбор и в конечном счете встречаются на конкурсе в Дивноморске. Мы приглашаем всех на сайт профсоюза, где можно больше узнать о «Студенческом лидере». Наш отдел работает над тем, чтобы у конкурса появился свой сайт, и надеемся, что в ближайшее время вы сможете познакомиться с его участниками, узнать о том, как в дальнейшем сложилась их жизнь, как они растут и помогают нашему государству становиться более успешным и более социально направленным.
В завершение «круглого стола» состоялась презентация нового профсоюзного проекта «Жизнь вне зависимости», который получил грант на сумму 3,8 миллиона рублей по линии Общественной палаты. Представляла проект Ирина КЛЕНОВА, ведущий специалист отдела профессионального образования ЦК профсоюза:
– Ни для кого не секрет, что здоровье граждан России остается одним из приоритетных направлений государственной социальной стратегии. И говорить о том, что эту проблему можно решить силами одного государства, неправильно, необходимо привлекать общественные организации, чтобы активизировать слои общества на пропаганду здорового образа жизни, на проведение спортивных массовых мероприятий. Именно поэтому профсоюз образования в прошлом году подал проект на конкурс, который был объявлен в соответствии с распоряжением Президента РФ об обеспечении в 2008 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества. Этот конкурс проводили шесть организаций, которым выделяются субсидии из федерального бюджета. Каждый НКО-оператор разбирает проекты в своей сфере, наш проект был подан в общественную всероссийскую организацию «Лига здоровья нации» и признан одним из победителей.
Проект «Жизнь вне зависимости» направлен на работу по преодолению табачной зависимости среди студентов учреждений высшего профессионального образования. Проблема табакокурения в России стоит очень остро. Она уже давно переросла из проблемы личного характера в проблему государственного масштаба. По данным Европейского бюро ВОЗ, табакокурение приводит к преждевременной гибели каждого четвертого жителя страны, заболеваемость раком легких в России за последние 10 лет выросла на 63%, а в ряде регионов превысила самые высокие показатели, зарегистрированные в мире. На сегодняшний день у нас курят 70 процентов мужчин и 40 процентов женщин, и, к сожалению, с каждым годом количество курильщиков увеличивается. В основном их ряды пополняет молодежь от 14 до 20 лет. Поэтому главная задача на сегодняшний день – внедрить программу в высшие учебные заведения. Проект предполагает разработку комплексной программы по борьбе с табакокурением в студенческой среде. Мы уже выбрали вузы, где будут проводиться пилотные мероприятия. На данный момент подготовлены и запущены пять видеороликов, целый комплекс будет состоять из десяти. Мы предполагаем транслировать эти ролики в высших учебных заведениях и, возможно, на стендах городов как социальную рекламу. Потом последуют разработка программы профилактической работы по предупреждению табакокурения и ее обсуждение с целевой аудиторией. На сегодняшний день в вузах проводятся точечные мероприятия, которые направлены на борьбу с табакокурением, но комплексной программы, к сожалению, нет. Мы будем такую программу внедрять. Надеемся, что в результате произойдет снижение числа курильщиков в студенческих коллективах и увеличение числа сторонников здорового образа жизни.
Комментарии