В академической гимназии №56 любят педагогические конкурсы. Любят принимать на своей площадке и участвовать в их организации, работать в экспертных группах. Конкурсный опыт, накопленный 56‑й, может быть без преувеличения назван и солидным, и уникальным. Судите сами: гимназия – площадка двух финалов «Учителя года» (2008 и 2018 гг.), ежегодного регионального этапа «Учителя года», одной из номинаций регионального и заключительного этапов конкурса «Сердце отдаю детям». Руководители и педагоги гимназии входят в экспертные сообщества федерального этапа «Учителя года» и «Педагогического дебюта», региональных этапов конкурса педагогических достижений (всех учительских номинаций), конкурсов инновационных продуктов, «Сердце отдаю детям», привлечены в качестве экспертов к «Большим вызовам», «Большой перемене», работе в образовательном центре «Сириус».
При этом в гимназии любят и участвовать в конкурсах. Среди педагогов обладатели трех Малых хрустальных пеликанов, лауреаты регионального и всероссийского конкурсов молодых педагогов, команда гимназии – победитель всероссийских конкурсов «Лучшие школы России» (дважды) и «Успешная школа». Наличие такого опыта (как, впрочем, и статуса экспертов федерального уровня) могло бы позволить, наверное, не рваться в бой, проще говоря, не включаться в подготовку к личным и командным профессиональным состязаниям. Могло бы… Но не нам.
В прошлом году мы участвовали в «Учителе будущего». Не конкурсантами. Базовой площадкой окружного этапа и финала. Мы наблюдали за конкурсантами, видели часть процедур, говорили с участниками и нашими учениками, в чьих классах проходили метапредметные уроки. Изучали, как слаженно работает команда организаторов конкурса, проводимого автономной некоммерческой организацией «Россия – страна возможностей». И чем больше мы наблюдали, всматривались и вслушивались в отклики и оценки, тем интереснее становился для нас конкурс. Как яркая, динамичная, современная педагогическая игра, как форум, позволяющий не только состязаться, но и взаимодействовать с коллегами, экспертами, приглашенными учеными и практиками.
Положительный настрой конкурсантов прошлого года передался нам настолько, что в этом году было решено: идем на конкурс двумя командами. Кстати, когда нас спрашивают, почему двумя, мы в шутку отвечаем: «Можно было бы и тремя, и четырьмя, школа-то огромная. Но кто-то должен оставаться на хозяйстве». Поэтому двумя. Точнее, так: в этом году двумя, а в следующем – посмотрим.
Не знаем, как у других школ, также представленных в полуфиналах двумя командами, а лично у нас подготовка была совместная. И будет совместной дальше: в финал конкурса «Флагманы образования. Школа» прошли обе команды. Уже на конкурсе нам приходилось отвечать на вопросы о том, как из числа почти 400 членов сильного педколлектива мы отобрали 8 человек. И снова можно было бы отшутиться: жребием. Если же серьезно, то в этом году в команды вошли люди, имеющие, как модно нынче говорить, конкурсный бэкграунд в качестве участников, экспертов, организаторов региональных и федеральных педагогических соревнований. Мы решили, что опыт состязательности, оценки и организации, имеющийся у разных игроков, поможет в профессиональном командном состязании. И еще один важный штрих: в обеих командах были игроки, имеющие опыт педагогов-наставников, готовящих старшеклассников к современным социальным и проектным конкурсам «Большая перемена», «Большие вызовы» и др. И наконец, команды формировались из людей, имеющих опыт совместного участия в программах и проектах, требовавших сотрудничества и сотворчества.
На конкурсе нам приходилось отвечать и на вопрос: «Зачем вам-то это надо? 56‑ю знают и без участия в состязаниях…» Возвращаясь к началу статьи, скажем: да, могли бы и не участвовать. Но здесь сразу исправимся: нет, не могли. Во-первых, потому что, не участвуя по причине «и так знают», можно забронзоветь, то есть перестать чувствовать перемены в образовании и адекватно оценивать себя самих. Во-вторых, потому что, не участвуя, не накопишь опыта, который нужно передавать детям – участникам самых разных (в том числе командных) региональных и всероссийских конкурсов, и перестанешь быть для них ориентиром. Собственно, оснований участвовать больше. Значительно больше.
Что же касается хрестоматийного «что дал нам конкурс», хрестоматийных ответов тоже много. И нет в этой хрестоматийности ничего дурного. Да, конкурс «Флагманы образования. Школа» дал нам, как, думается, и большинству его участников, возможность «перетряхнуть» имеющийся опыт и обнаружить точки роста. Конкурс дал нам толчок кое-что пересмотреть, перечитать, кое в чем глубже и детальнее разобраться. Как любой хороший конкурс, «Флагманы образования. Школа» открыл для нас новые интересные школы из Мурманска, Карелии, Ленинградской области и, разумеется, из нашего региона (Газпром школу, школы №3, 253, 630). Конкурс позволил по-новому увидеть тех, с кем мы когда-то сотрудничали и взаимодействовали (гимназии №24 и 642, лицей №64), укрепил дружбу с губернаторским физико-математическим лицеем №30, подарил нам партнеров для будущего (послеконкурсного) сотрудничества – школу №129, представленную яркой и умной административно-учительской командой. Состязание помогло нам поучаствовать в образовательных мероприятиях, привнесших в нашу командную (а значит, и школьную) копилку новые знания и свежие взгляды на то, что важно для образования – сегодняшнего и завтрашнего.
Если же попытаться отойти от хрестоматийных ответов о роли профессионального конкурса в судьбе педагога, то у «Флагманов образования. Школа…» есть, по нашему общему мнению, одна очень важная особенность: конкурсные задания. Когда они будут «рассекречены» (то есть пройдут все окружные полуфиналы), у педагогического сообщества страны (включая тех, кто в конкурсе не участвовал) будет основательный «портфель» для работы с управленцами и методистами, предметниками и классными руководителями, педагогами-организаторами и педагогами дополнительного образования. В этом «портфеле», который конкурсанты очень рассчитывают получить после финала, есть материалы (в том числе проблемно-поисковые) для организации педагогических советов и корпоративной учебы, для работы с методическими объединениями, родителями и социальными партнерами, для клубных встреч и деловых игр молодых педагогов. Словом, закончившись как профессиональное состязание, «Флагманы образования. Школа» может продолжить существовать как современный проект развития профессионального мастерства современных педагогов, шире – как образовательный проект-тренажер для тех учителей, которые непрерывно развиваются. А амбассадорами проекта станут те, кто прожил три по-настоящему захватывающих дня полуфиналов.
Думается, неповторимость и значимость «Флагманов образования…» именно в том, что это куда больше, чем просто профессиональное состязание: конкурс создает прецедент организации всероссийской школы педагогического мастерства, оперативно откликающейся на вызовы времени.
Екатерина ТЕНЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии