search
main
0

Большая семья. Система воспитательной работы в классе

Ключевую роль в решении задач воспитания играет классный руководитель. В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многообразна, круг обязанностей очень широк. И, вместе с тем, нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу.

Педагог-профессионал – духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством. Он организует систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения, развития, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей каждого ребенка.

Всё вышесказанное отражено в миссии школы: «Предоставление качественных образовательных услуг и формирование ключевых компетенций у учащихся, овладение учащимися современными компьютерами, умение адаптироваться в новых экономических условиях через разнообразные виды деятельности, представляемые квалифицированными педагогами и обеспечивающие сохранения здоровья». Как классный руководитель я руководствуюсь ею.

Воспитательная система нашего образовательного учреждения «Школа здоровья и радости» направлена на развитие всех детей, построена так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.

С 2004 года я работаю классным руководителем. Для классного руководителя очень важно объективно оценивать результаты своего труда, делать это профессионально грамотно. При оценке качества своей профессиональной воспитательной деятельности как классного руководителя я ориентируюсь на следующие критерии:

Возрастающая упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива.

Взросление классного коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом.

Общий устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в классе.

Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность.

Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся.

Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.

Степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.

Осознанный выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Каждый год в своём классе я провожу анкетирование и определяю уровень развития каждого ученика. Все прошедшие годы – это годы нашей большой дружбы, своеобразная школа совместного роста, опыт совместного анализа результатов нашей деятельности. Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, социальная защита ребенка.

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность компонентов, взаимодействующих между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.

Построение системы воспитательной работы в классе – не только желание классного руководителя, но и объективная необходимость. Но проблема состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития такой системы в классе, создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Я строила систему воспитательной работы, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.

Творчество и самоуправление детей в классе

Цель: воспитание гуманной, творческой, высоконравственной личности, способной мыслить и понимать окружающий мир.

Задачи:

1. Изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей, способностей).

2.  Изучение и анализ интересов учащихся.

3. Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социологом, учителями – предметниками.

4. Взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся и лицами, их заменяющими.

5. Выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программ воспитания детского коллектива.

6. Поиск путей представления детских творческих достижений.

В соответствии с вышеуказанными установками я, как классный руководитель, составляю модифицированный вариант Программы воспитания, разрабатываю перспективный план воспитательной работы.

Стержневая идея воспитания в том, что объединение детей создается, сплачивается не на основе той или иной деятельности – учебной, трудовой, общественной, а на основе процесса творческого преобразования жизни в этих видах деятельности.

На становление жизненных позиций школьника особое влияние оказывает детское самоуправление. Под этим выражением понимается совместная деятельность учащихся, их равноправные отношения и управление своим поведением, собственной деятельностью. Главной задачей самоуправления мы считаем привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса, поэтому за основу классного самоуправления берем Актив города. Они помогают стать  ребятам лидерами в зависимости от их интересов и увлечений. Для решения многих значимых вопросов проводится общее классное собрание. Избираются глава самоуправления – мэр – и творческие группы, отвечающие за разные направления деятельности.

Благодаря самоуправлению, дети принимают более активное участие в жизни школы.

Мои дети занимаются в научном обществе, ездят на школьные и окружные олимпиады, на конкурс «Русский медвежонок-2008», «Кенгуру», принимают участие в социальном проекте «Гражданин», в окружном православном конкурсе «Варваринские чтения», в областном конкурсе «Кирилло-мефодиевские чтения».

Вся деятельность по моделированию, построению и развитию системы воспитательной работы в классе была направлена на формирование творческой личности. И здесь можно говорить об эффективности работы классного руководителя, о том, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребенка, формирует творческую личность, готовит ее к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Циклограмма деятельности классного руководителя на учебный год:

Ежедневно

1.Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учеников на занятии.

2.Организация питания учащихся.

3. Организация дежурства в классном кабинете.

4. Индивидуальная работа с  учащимися.

Еженедельно

Проверка дневников учащихся.

Проведение мероприятий в классе по плану.

Работа с родителями по ситуации.

Работа с учителями – предметниками по ситуации.

Встреча со школьной медсестрой по справкам о болезни учеников.

Ежемесячно

Посещение уроков в своем классе.

Консультация у школьного психолога.

Решение хозяйственных вопросов (питание).

Встреча с родительским активом.

Работа с активом класса.

Один раз в четверть

Оформление классного журнала.

Семинар классных руководителей.

Анализ выполнения плана работы за четверть.

Коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.

Проведение родительского собрания.

Один раз в год

Проведение открытого мероприятия.

Оформление личных дел учащихся.

Анализ и составление плана работы с классным коллективом.

Сбор статистических данных о классе.

Классное руководство – это радость общения, стремление быть нужным каждому своему воспитаннику. Мало запланировать и провести мероприятия, преследующие ту или иную цель. Необходимо продумать программу работы.

Важное значение в воспитании имеют личностные и профессиональные качества классного руководителя. На мой взгляд, он должен иметь перспективные цели:

– Непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием школьника.

– Создание благоприятных условий для формирования его личности.

– Внесение корректив в систему воспитания и обучения ученика.

– Создание комфортного психологического климата в классе.

– Координация усилий всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности ребёнка.

– Создание классного коллектива как воспитывающей среды, которая способна обеспечить социализацию каждого ребёнка.

Ключевые функции классного руководителя:

1.Аналитическая:

– Изучение индивидуальности учащегося.

– Анализ и оценка семейного воспитания каждого ребёнка.

– Анализ и оценка воспитанности личности и коллектива.

2.Организационно-координирующая:

– Организация и стимулирование разнообразной деятельности детей.

– Установление связи школы с семьёй.

– Работа с «малым» педколлективом.

– Индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив.

3.Коммуникативная:

– Регуляция межличностных отношений среди детей.

-Установление оптимальных взаимоотношений «ученик-учитель».

– Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе.

Необходимые для работы условия:

– Административная поддержка и методическая помощь.

– Систематическое и научно-теоретическое осмысление классного руководства как проблемы.

Следующий этап моей деятельности – составление плана-программы воспитательной работы с детским коллективом. Основная задача планирования – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Критерии эффективности процесса воспитания – ценностное отношение к Человеку, Познанию, Творчеству, Нравственности.

Цель инновационной целевой программы взаимодействия семьи и школы “Семья” – привлечение родителей к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания.  Формирование модели взаимодействия с родителями через реализацию принципов пяти СО: соглашения, сопряжения, сопереживания, сопричастности, содеянности – способствует созданию положительной воспитательной среды в классном коллективе. Составлен социально-демографический паспорт семей, изучены внутрисемейные отношения, воспитательная позиция, уровень педагогической культуры родителей, что позволяет устанавливать оптимальные взаимоотношения с ними и шире привлекать их к жизни школы и класса.

Именно общение с родителями, самыми близкими взрослыми людьми, помогает преодолеть тот барьер, который так часто разобщает поколения. Появиться общий язык может лишь на базе общих интересов, поэтому работе с родителями отвожу значимое место в воспитательной системе. В каждом отдельном случае стараюсь использовать наиболее эффективную форму, будь то общее собрание родителей или индивидуальная встреча, семейный праздник или соревнование детей и взрослых, помощь в организации праздника или изготовление костюмов и многое другое. Главное, чтобы родители интересовались жизнью в классе, нашими победами и проблемами, жили жизнью своих детей, не оставались равнодушными, не ставили барьеров между семьей и школой.

Работа с родителями сегодня – ведущее направление в системе моей воспитательной деятельности.

Здесь я выделяю три задачи:

Привлекать родителей к организации воспитательной работы в классе.

Помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания.

Способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически-ориентированном воспитании детей.

Классное родительское собрание – высший орган самоуправления родителей в классе.

На родительском  собрании:

– определяются  основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, классным руководителем, органами самоуправления обучающихся  класса, с советом класса;

– избирается классный родительский комитет, делегаты на школьную родительскую конференцию;

– рассматриваются  вопросы, связанные с реализацией решений органов самоуправления;

– решаются  вопросы участия родителей в управлении жизнью класса;

– обсуждаются проекты школьных документов;

– обсуждаются предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе.

Родительское собрание – не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.

У семьи и школы одни проблемы и заботы – это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей – искать совместные пути их решения. Моя работа как классного руководителя не ограничивается только родительскими собраниями, я посещаю семьи, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации, провожу индивидуальные беседы.

Результативность родительского собрания во многом зависит от целенаправленности, продуманности  и тщательности подготовительной работы.

К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие. Избираемая на родительском собрании тема не случайна. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, стратегий построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи. Избирая тему собрания, я задаюсь определённой целью: например, проинформировать родителей об изменениях в законе «Об образовании», в нормативно-правовой базе ЕГЭ, обсудить проблему поступления в высшие учебные заведения и т.д.

В качестве  ориентиров я выбрала следующие цели:

– способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

– содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества.

Тематика родительских собраний разнообразна (учитываются возрастные особенности детей).

Первые проблемы подросткового возраста.

Компьютер в жизни школьника.

Поощрение и наказание детей в семье.

О родительском авторитете.

Нравственные уроки моей семьи.

О трудностях учения.

Создание в семье условий для укрепления здоровья и физической закалки подростков.

Как правило, итогом воспитательной работы классного руководителя и родителей становится дружный, сплочённый коллектив, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы.  В моём классе дети, их родители и я как классный руководитель – одна большая семья единомышленников – учатся вместе, работают вместе, отдыхают вместе. Это сплочённый, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах самоуправления. Ребята принимают активное участие в жизни класса и школы (конкурсы, спортивные соревнования, интеллектуальные игры, акции поддержки нуждающимся, помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труда, субботники и др.).

Неотъемлемая часть работы классного руководителя – систематическое общение с педагогами, работающими в классе, с целью выяснения успеваемости и дисциплинированности учащихся. Раз в четверть я провожу классное собрание в присутствии педагогов и учащихся. Используя свои знания по психологии, провожу анкетирование учащихся и выясняю психологический климат в классе.

Чтобы лучше узнать детей, их наклонности, задатки и мотивации, провожу различные диагностики, мониторинги, исследования. Это помогает правильно строить воспитательную работу в классе.

Система воспитательной работы в классе предполагает, что каждое воспитательное мероприятие должно формировать положительное отношение к ценностям: Человек, Познание, Творчество, Нравственность. Работа класса строится на принципах, заложенных в миссии школы.

Основная форма работы классного руководителя – классный час, на котором школьники под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе.

Для планирования и проведения классных часов я активно привлекаю учащихся, родителей и школьного психолога, которые помогают мне определить тему и проблемные вопросы для обсуждения. Нами разработаны и проведены классные часы: “Урок вежливости”, “Мой класс”, “Этапы нашего развития”, “Свобода и ответственность”, «Ты и твоя будущая профессия»,  «Нам нужно помнить этот день», которые развили коммуникативные навыки, способствовали формированию нравственных ценностей, свободы мышления, воображения, творчества.

Каждый классный час заканчивается рефлексией нашей коллективной творческой деятельности, которая помогает определить вектор дальнейшего развития.

Коллективное творческое дело – это совокупность приемов, действий, основанных на игре. Игра – главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы партнерства, дружбы, товарищества, усваиваются социальные роли, формируются нравственные ценности.

Воспитательные функции, которые содействуют формированию классного коллектива:

– просветительская функция – заключается в том, что классный час расширяет круг знаний учащихся по этике, эстетике, психологии – наукам, не нашедшим отражения в учебных программах, или по физике, математике, литературоведению и другим уже известным школьным наукам;

– ориентирующая функция – заключается в формировании у детей определенных отношений к объектам окружающей действительности, выработке у них определенных материальных и духовных ценностей;

– направляющая функция – помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность.

Методы и приемы, используемые на  классных часах:

Рассказ.  Преподношу фактический материал, достоверный или придуманный.

Анкетирование и анализ его результатов. Этот метод можно назвать переходом от информационного к дискуссионному. Здесь я использую два варианта: предварительное анкетирование, его анализ и мое выступление  на классном часе по итогам анализа или непосредственное анкетирование на классном часе с немедленным анализом анкетных данных.

Беседа за «круглым столом». На такой классный час материалы подготавливаются самостоятельно по заранее объявленной теме.

Обсуждение конкретных событий общественной и школьной жизни организую в том случае, если это событие яркое и есть необходимость сформировать определенное к нему отношение. Ученики – активные участники разговора.

Встречи с произведениями искусства – важное средство расширения жизненного кругозора и опыта учащихся. На таких классных часах я использую презентации слайдов, фотографии, фонозаписи и так далее. Все это как бы раздвигает стены школы, позволяет вобрать в себя мир в широких его проявлениях. Дети демонстрируют свои поделки, рисунки, читают свои стихи, а так же поют.

Основные педагогические принципы, используемые мною в воспитательной работе:

Ребёнок – субъект собственной жизни.

Педагогу-воспитателю следует направлять ребенка, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт (в большинстве случаев) к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, является второстепенным.

Каждый ребёнок талантлив.

Исходя из этого чрезвычайно важного для меня принципа, я считаю необходимым помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности.

Ситуация успеха не самоцель, а лишь дополнительный стимул к самосовершенствованию.

Успех порождает дальнейший успех, а неудача (очень часто) не является для ребенка стимулом для развития. Необходимо предоставить каждому ребёнку максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности.

Принцип толерантности.

Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением. Распространяемая в наши дни культура и философия толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свободное отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру.

Принцип создания воспитывающей среды.

Создание воспитывающей среды – очень сложная проблема. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания (эмпатии), взаимопомощи, где все сообща преодолевают трудности. Условия реализации этого принципа: развитие детского самоуправления, а также инициативы и самостоятельности детей и взрослых, формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений \”ответственной зависимости\”. Развитие самоуправления – актуальная социально-педагогическая задача. Ученическое самоуправление может научить  ученика самостоятельности.

Принцип индивидуализации воспитания.

Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциала личности как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.

Чтобы максимально реализовать все представленные выше стратегические устремления, мне, как классному руководителю, необходимо обеспечить оптимистический (по А.С. Макаренко – \”мажорный\”) тон жизнедеятельности детского ученического коллектива. В моем классе сложились традиции, которые, как я убедилась на практике, позволяют создать атмосферу действительно открытого, доверительного общения. Кратко прокомментирую те организационно-педагогические формы воспитательной работы, которые позволяют добиться желаемого результата: \”Арбузник\” (проводится в день встречи ребят после летних каникул), прогулки в лес, на каток, на снежную горку, \”День именинника\” (под знаком Зодиака), Новогодние праздники, Праздник завершения учебного года, Мир моих увлечений и др.

Содержание воспитательной работы в классе разрабатывается на основе

комплексного анализа воспитательной работы в предыдущем году;

данных мониторинга достигнутого уровня сформированности классного коллектива и творческого развития личности;

учета возрастных особенностей учащихся;

изучения индивидуальных интересов и потребностей учащихся;

коллективного планирования основных дел и мероприятий в системе жизнедеятельности классного коллектива.

Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали развитию ученика, создавали условия для его самодвижения. В своей работе я, как классный руководитель, стремлюсь к этому. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.

Получая и осмысливая диагностическую информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, я уточняю свои задачи и корректирую способы реализации целостного воспитательного процесса, более точно проектирую динамику становления личности каждого ребенка и формирование его духовно-нравственных качеств. Собрав все фактические данные, комплексно анализирую эффективность оказываемых на ребенка воспитательных воздействий и, как следствие, координирую учебную деятельность каждого воспитанника, всего классного коллектива, оцениваю сплоченность класса, достигнутый уровень развития творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками целостного (общешкольного) воспитательного процесса.

Я часто представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.

Юлия Гончарова, классный руководитель 11 «А» класса, учитель индивидуального обучения Утёвской средней школы Самарской области, участница V конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Фото Оксаны Родионовой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте