search
main
0

Большая семья. Региональная модель образования в действии

Как известно, на образование в последние годы из бюджетов разного уровня выделяют солидные средства. И главная задача чиновников – вовремя их освоить и рационально использовать, чтобы положительный результат был виден и ощутим всем. В Республике Башкортостан эту проблему научились решать быстро и эффективно, направляя главные усилия на повышение качества образования, улучшение материального и социального положения участников образовательного процесса.

– Возможно, рядовому педагогу или ученику проблемы управленцев не слишком интересны, – говорит министр образования республики Альфис Гаязов, – однако профессионализм чиновников, грамотные решения руководителей в конечном итоге проявляются в виде вполне ощутимых благ. Например, в прошлом году на приобретение автобусов, компьютеров, спортинвентаря, учебники мы потратили 1 миллиард 716 миллионов рублей. Из них 790 млн мы направили на закупки. Мы участвовали в 20 крупных аукционах, и нам удалось сэкономить 92,5 миллиона рублей, причем без снижения качества приобретаемых товаров! А это значит, что мы смогли закупить гораздо больше, чем планировали, и лучше оснастить школы. По словам Альфиса Суфияновича, очень много сделано для создания доступной среды, организации дистанционного образования, социальной реабилитации подростков. Особое же внимание власти региона уделяют детям из неблагополучных семей, инвалидам и сиротам. – На сегодняшний день у нас зарегистрировано 16189 детей-сирот, – рассказывает министр. – 80% из них – социальные сироты, у которых есть папы и/или мамы, но лишенные родительских прав. При этом  в детских домах находятся лишь 893 ребенка, остальных мы всячески стараемся устроить в приемные или патронатные семьи, под опеку или усыновление. Полноценное воспитание можно получить только в полноценной, полной семье. Но и те детдома, которые у нас есть, организованы по семейному типу, потому что их преимущества перед традиционными полностью подтвердились. Готовить к жизниВ этом мы убедились, посетив Куганакский детский дом, что под Стерлитамаком. Его директор, Галина Поскребышева, работает здесь с самого открытия, 13 лет. Она убеждена, что ребенок, родители которого умерли или были лишены прав, в любом случае испытывает громадный стресс и задача администрации детдома – сделать все, чтобы создать условия, в которых детям было бы комфортно жить и учиться. Выход был найден довольно простой.- К нам обычно приходят ребята из многодетных семей, сразу несколько и разных возрастов, – говорит Галина Владимировна. – Мы решили селить их вместе, чтобы в одной комнате жили братья, скажем, 3, 7, 12 лет, а в другой – их сестры. Старшие следят за младшими, ухаживают друг за другом, помогают воспитателям поддерживать дисциплину и порядок. Многие прошли суровую школу жизни, например, у нас была семилетняя девочка, которая, пока ее мама где-то неделями пропадала, была вынуждена кормить и обстирывать своих маленьких братиков. Но чтобы не впадать в другую крайность, когда за детей все делают воспитатели и техперсонал, мы решили их учить тому, что наверняка пригодится в будущем. У нас действует множество кружков, в которых ребята учатся шить, вязать, пилить, строгать и т. д. Распорядок дня организован так, чтобы каждый выполнял «обязанности по дому» – подметал, стирал, помогал готовить. С одной стороны, может показаться, что это явное нарушение прав ребенка и эксплуатация детского труда. Но, сетует Поскребышева, очень обидно, что многие правозащитники и журналисты почему-то хотят видеть только эту сторону вопроса. Хотя на самом деле все обстоит совсем иначе.- У нас никто никого не принуждает, не заставляет, – рассказывает директор. – Наоборот, мы стараемся создать такую внутреннюю мотивацию, чтобы ребенок сам понимал всю важность и необходимость своих действий, чтобы он сам захотел чему-либо научиться. Результат – дети с огромным энтузиазмом занимаются стряпней, умело обращаются с бытовой техникой, смело орудуют инструментами. Все воспитанники Куганакского детского дома участвуют в художественной самодеятельности, среди них немало лауреатов и даже победителей самых различных конкурсов, слетов и олимпиад. И это при том, что многие из них прибыли сюда с диагнозом ЗПР (задержка психического развития). Ребята много путешествуют – только за этот учебный год у них было шесть экскурсионных поездок в Санкт-Петербург, Сочи, Москву, Уфу и т. д.   Но было бы ошибкой думать, будто в других подобных учреждениях дети чем-то обделены. Так, по словам директора Бирского детского дома Александра Крымова, его питомцы всегда охотно участвуют в различных мероприятиях, изо всех сил стараются себя проявить. Поэтому они с радостью поехали на конкурс «Звезды детства», региональный этап которого прошел на днях в поселке Большой Куганак Стерлитамакского района. И им важен не столько результат, сколько сам факт участия. Ведь это же рождает столько положительных эмоций!Счастливо отдохнуть!Не за горами лето, время каникул. На этот период для детдомовцев предусмотрен целый пакет предложений, организованных на уровне министерства, ведь в республике действуют 95 загородных лагерей отдыха муниципального и ведомственного подчинения. Помимо этого ребят принимают федеральные «Орленок» и «Смена».   – Условия во всех этих лагерях полностью соответствуют требованиям Рособрнадзора и других контролирующих органов, – говорит начальник отдела организации отдыха, оздоровления, воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования РБ Марва Гильмутдинова. – Все они обеспечены необходимым оборудованием, в каждом действуют образовательные и воспитательные программы. Нам очень приятно, что в организации детского отдыха и создании условий для реабилитации детей-сирот участвуют не только госструктуры, но и частные лица. В прошлом году один индивидуальный предприниматель сумел за свой счет восстановить лагерь отдыха, фактически брошенный его владельцами. Как он сам объяснил, здесь прошло его детство, с этим лагерем у него связаны самые приятные воспоминания. При этом в самих лагерях отдыха никто не пытается создавать для детей-сирот какие-то специальные условия, выделить их из общей массы детей. Наоборот, все сделано для того, чтобы ребята почувствовали себя такими же, как и все, обычными. Это также работает на их социализацию и адаптацию. Где один, там и троеПраво на бесплатный отдых в течение всего летнего периода имеют не только те, кто проживает непосредственно в детдоме, но и воспитанники из приемных и патронатных семей, а также состоящие под опекой. В отличие от усыновленных детей, заботу о которых целиком и полностью берут их новые родители, они обладают всеми социальными льготами и благами, положенными сиротам по закону. И это весьма весомый аргумент, который для многих является решающим при выборе формы устройства детей в семью.- У нас с мужем две взрослые дочки, – рассказывает Разима Салахутдинова из села Тюрюшля Стерлитамакского района. – Мы оба всю жизнь проработали на ферме, но после операции мне пришлось уйти на пенсию. Я сама из приемной семьи, и когда однажды увидела лохматого голубоглазого сорванца Диму, решила, что он должен обрести семью. А потом оказалось, что у него есть два брата, помоложе, и они со слезами просят взять и их тоже. Что же поделать, посоветовались и решили, что нельзя разделять их.Разима Зайнуллаевна числится в штате Куганакского детдома, она патронатный воспитатель. Получает зарплату плюс выплаты на детей. Братья Алтынбаевы (которые теперь считают себя Салахутдиновыми) состоят в списках воспитанников этого же учреждения. Мама на вопрос, собирается ли она оформлять усыновление, отвечает:- Я бы с радостью, и муж не против, но я понимаю, да и ребятам пытаюсь втолковать, что вряд ли смогу дать им то, что даст государство, и не смогу обеспечить каждого жильем, помочь, если поступят учиться. И только поэтому мы до сих пор остаемся патронатной, а не классической, полноценной семьей. Стоит отметить, что в прошлом году семья Салахутдиновых стала победителем республиканского конкурса опекунов (попечителей), приемных и патронатных семей в номинации «Лучшая патронатная семья». До последнегоДействительно, государство со своей стороны делает многое, чтобы помочь детям-сиротам. В республике действуют федеральная и региональная программы приобретения жилья для этой категории граждан. Из бюджета Башкортостана для этого ежегодно выделяется не менее 400 миллионов рублей. Ставка делается на долевое строительство, чтобы выпускники детдомов получили квартиры в новостройках вместе с учителями, врачами, военными. И чтобы обезопасить их от всевозможных неприятностей, социальные службы в течение нескольких лет после этого следят за тем, чтобы квартиры не были перепроданы и пользовались ими те, кому они и должны принадлежать по закону. – Важно понять, однако, что материальное обеспечение будущего детей-сирот за счет государства, поощрение различных форм устройства их в семью – это все работа со следствием, – говорит заместитель министра образования Республики Башкортостан Венера Валеева. – Мы же стараемся работать с причинами, работать на опережение, проводить профилактику сиротства. Если вдруг в какой-либо семье складывается неблагоприятная обстановка, к этому сразу подключаются социальные службы, ведь многие проблемы нужно пытаться решить в самом их зародыше. Уволили человека – не надо ждать, пока он начнет пить с горя или распродавать имущество, надо постараться предложить ему другое место, поддержать материально, разрешить отсрочку коммунальных платежей. Словом, нужно использовать все рычаги влияния, включая не только официальные службы, но также родственников и знакомых. В каждом случае мы до последнего боремся за сохранение семьи. Потому что лишить родительских прав, разрушить ячейку общества несравненно проще, чем потом создать что-либо новое или восстановить старое.  Уфа – Стерлитамак, Республика Башкортостан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте