search
main
0

Большая самостоятельность и самоконтроль. Использование компьютерных технологий в обучении

На VI Всемирной конференции «Компьютеры в образовании», которая проходила в 1995 году в Великобритании под девизом «Помогая ученику…», отмечалось: «Средства мультимедиа способствуют многоканальному представлению материала. Переданная таким образом информация запоминается легче, быстрее и на более длительный срок. При использовании обучающих систем мультимедиа значимость учителя как проводника знаний не снижается и от него требуются новые способности и навыки».

8. История России. ХХ век: компьютерный учебник. Материал разбит по параграфам. Точно соответствующие темам уроков иллюстрации (картины, документальные фотографии, схемы, диаграммы), анимированные карты, кинохроника сопровождаются дикторским текстом. 95% основного учебного материала представлено в виде ярких, богато иллюстрированных, эмоционально насыщенных мультимедийных лекций (что практически исключает напряжение зрения при чтении текста с экрана). Работа с параграфом состоит не только в прослушивании мультимедийных презентаций. Программа периодически предлагает ознакомиться с тем или иным дополнительным и справочным материалом (персоналиями политических деятелей, текстовыми и звуковыми документами, таблицами, комментариями и т.д.). лекции обеспечивают «погружение» в изучаемую эпоху, более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие.

Наша цель состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. Использование информационных технологий способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся. Происходит переход от вербальных методов обучения истории к методам поисковой и творческой деятельности.

Существуют различные варианты использования компьютера учителем и учеником:

А. Набор и распечатка материалов для каждого ученика; техническое оснащение школы, заинтересованность учителя – основные условия успешной работы в данном случае.

Б. Уроки-презентации, подготовленные учителем, и творческие работы-презентации, выполненные учащимися в POWER-POINT (с вставкой звука и анимации):

+

1. Позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией, не перегруженной текстом, в алгоритмическом порядке;

2. Высвобождают время для творческих заданий.

3. Создают большие возможности по организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

4. Приводят к более прочному и качественному усвоению знаний.

5. Компактно хранятся в памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе, позволяют оперативно вносить изменения.

6. Возможность демонстрации материала на большом экране с использованием проекционной аппаратуры; слайды можно легко превратить в твердую копию (принтер, специальная лента, кодоскоп), а значит, обойтись и без дорогостоящего проекционного оборудования.

7. Возможность использования на любом этапе изучения темы, на любом этапе урока.

8. Использование учащимися технологии POWER-POINT (с вставкой звука и анимации) для оформления своих творческих работ с возможной защитой презентаций, что сделает урок более интересным, а подготовку к уроку увлекательной.

9. Подготовка мультимедийной презентации не требует слишком много времени (3-4 часа).

1. Большая нагрузка на учителя при подготовке к уроку.

2. Дорогостоящее оборудование (компьютер, проектор).

Тема «Причины и начало Великой французской революции»

Урок-презентация

1-й слайд. Общая тема блока уроков – «Великая французская революция», эпиграф: «Люди рождаются свободными и равными в правах»

2-й слайд. Абсолютная монархия. Содержит крылатые высказывания Людовика ХIV: «Государство – это я», Людовика ХV: «После нас хоть потоп».

Какая фраза определит правление Людовика ХVI?

3-й слайд. Сословный строй. Диаграмма, иллюстрирующая соотношение численности сословий во Франции ХVIII века.

4-5-й слайды. Третье сословие. Обсуждаем карикатуру «Третье сословие пробуждается», анализируем диаграмму «Состав третьего сословия».

6-й слайд. Повинности крестьян. Работа оживляется сообщением учащегося по данному вопросу. Затем рассматриваем схему, в которой отражены повинности крестьян. Учащиеся отвечают на вопрос: какие последствия имело такое положение крестьян для экономического развития страны?

7-8-й слайды. Причины, задачи, характер революции. Учащиеся высказывают свои мысли, затем появляется наиболее краткая и корректная формулировка, ребята делают записи в тетрадях.

9-10-й слайды. Проекты выхода из кризиса. Изложены основные предложения Тюрго и Неккера. Ученики рассуждают: к чему могли бы привести эти реформы в конечном итоге? Для размышления предлагается карикатура ХVIII века «Кто под каким соусом хотел бы быть приготовлен», отражающая взгляды короля на возможность выхода из кризиса.

11-12-й слайды. От Генеральных Штатов к Учредительному собранию. Диаграмма дает возможность обсудить состав Генеральных Штатов, порядок голосования. Иллюстрации оживляют повествование учителя, позволяют представить учащимся себя участниками событий.

13-й слайд. Падение Бастилии. Эмоциональный рассказ учителя о событиях 14 июля 1789 года сопровождается демонстрацией картины «Штурм Бастилии». Кульминацией становится ответ на слова короля: «Но ведь это же бунт, господа!» – «Нет, государь, это – революция!»

Закрепление и повторение проводят в виде теста.

В конце урока была проведена проверка знаний, которая показала, что все ребята справились с работой, качество знаний составило 93%.

Контрольный урок был проведен в параллельном классе (одинаковом по уровню подготовки) без презентации. Результаты: не хватило времени на сообщения учащихся, некоторые иллюстрации не удалось показать из-за малых размеров (значит, дети должны были «поверить» учителю на слово, что снижает качество восприятия материала), не осталось времени для контроля знаний, тем более для их коррекции, учитель не выпускал мел из рук, вычерчивая схемы и диаграммы.

В. Проекты, электронные уроки в форме WEB-сайта.

Для опытных пользователей и детей, увлекающихся программированием, более интересна работа по созданию сайтов, анимации, а также работа с различными графическими редакторами. Создание проектов в форме WEB-сайта:

1. В силу новизны и необычности работы усиливается мотивация к учению, ярко проявляются творческие способности учащегося, ему приходится исследовать источники, сравнивать их, знакомиться с различными точками зрения, систематизировать справочный материал, составлять диаграммы, таблицы.

2. Используются знания из смежных дисциплин.

3. Используется интернет, что значительно увеличивает информационное поле учащегося, обеспечивает его личностный рост (просмотреть материал и выбрать лучшее – ситуация принятия решения).

4. Учитель превращается в старшего партнера по исследованию и разработке проекта, в компетентного и уважаемого коллегу.

5. Сайт, размещенный в интернете, доступен для посещений, а значит, работа может получить признание, отклики, продолжение.

1. Длительная, достаточно сложная работа, требующая специальных знаний и умений.

2. Желательно, чтобы ученик имел дома компьютер или имел возможность пользоваться школьным.

Вариант электронного урока в форме WEB-сайта, «ХVIII век. Лицо власти».

Структура урока: Урок. Целеуказания. Самостоятельная работа. Глоссарий. Урок-дискуссия. Эпиграф – слова В.Ключевского: «Россия отдыхает после Петра».

Вопросы для обсуждения

1. Феномен дворцовых переворотов (причины, повод, движущие силы).

2. Попытки ограничения самодержавия.

3. Идеи просвещения и просвещенный абсолютизм Екатерины II.

4. Ужас ХVIII столетия. Движение под предводительством Е.Пугачева – что это: гражданская война, крестьянская война, бессмысленный и кровавый бунт?

5. Власть в России ХVIII века: традиции и модернизация.

(См. схему).

Предлагаются рекомендации, как лучше выполнять работу, предполагаемые формы отчетности, источники дополнительной информации.

Материалы для самостоятельной работы представлены следующими разделами (имеются перекрестные гиперссылки): авторитетное мнение (фрагменты работ Платонова, Головатенко); действующие лица (портреты и краткие характеристики участников рассматриваемых событий); хронограф (хроника событий); документы; история в схемах (Эпоха дворцовых переворотов. Органы власти и управления Российской империи в 20-70-е годы ХVIII века. Особенности «Пугачевщины» и др.); юмор; контроль (контрольные вопросы, тексты с ошибками, тесты, задания на определение исторического деятеля).

Глоссарий содержит основные определения по теме.

Материал может быть использован как учителем на уроке, так и учеником для самостоятельной подготовки к уроку дома.

Г. Использование дисков CD на уроке истории и при подготовке к нему.

1. Собраны объемные материалы по конкретным отраслям знаний, отсутствует стихия интернета.

2. Эти носители информации прекрасно оформлены иллюстрациями, документальными видео- и аудиоматериалами.

3. Диски используются в качестве дополнительных пособий.

4. Частично иллюстрированные материалы CD-дисков учитель может использовать для составления презентаций, тексты – распечатывать и использовать как раздаточный материал.

1. Из 120 дисков по истории сегодня в учебном процессе уверенно можно применять не более десятка, так как материал дисков слабо ориентирован на учебный процесс.

2. Чтобы детально изучить диск, требуется много времени (даже общий обзор займет 3-4 часа). Отправить ученика в «свободное плавание» по диску – дело зачастую бесперспективное.

3. Диски при всех их достоинствах, как правило, отражают концепцию-идеологию своих авторов, которая может не совпадать с позицией учителя.

4. Информация может содержать неточности и ошибки.

5. Проведение уроков желательно в компьютерном классе; если же пользоваться режимом киноурока, необходимо дорогостоящее оборудование (проектор или большой монитор).

Д. Сеть «Интернет».

1. Учитель может использовать интернет для подготовки лекций и текстов для изучения нового материала на уроке, для организации самостоятельной работы учащихся:

– анализ, осмысление и обобщение исторического материала;

– возможность использования индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса;

– рост общей информационной культуры ученика.

2. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, дистанционные олимпиады становятся составной частью современного образования.

3. Наполнением интернета занимаются крупные научные, политические, религиозные, общественные организации.

4. Ресурсы интернета – источник дополнительной информации (громадные возможности выбора), средств наглядности (например, виртуальные экскурсии). Объемы имеющейся в интернете текстовой, статистической, графической информации на несколько порядков превышает объемы любых печатных изданий.

5. Материалы сети могут использоваться для контроля знаний. На некоторых сайтах содержатся тесты и проверочные задания. В ходе итогового повторения можно обратиться к сайту исторического факультета МГУ.

6. Межшкольный интернет. Здесь могут располагаться опытные продукты учеников, учителей, других организаций, связанных с системой образования, могут проходить обучающие игры.

1. Интернет слишком динамичен, чтобы обычный учитель после рабочего дня, проверки тетрадей, подготовки к урокам мог часами отслеживать изменения.

2. Не вся информация в интернете является достоверной. Создание сайтов находится в руках заинтересованных людей, выстраивающих их логику в зависимости от своего видения вопроса. Перед учителем встает проблема отбора информации с учетом целей обучения и психолого-возрастных особенностей учеников.

3. Наиболее посещаемые сайты, которые содержат коллекции рефератов, курсовых работ. Учителю важно знать эти ресурсы, чтобы быть в состоянии оценить реальный уровень знаний учащихся.

4. В интернете есть немало негативного для нравственного, духовного, культурного развития личности.

Мультимедийные

программы

1. «Шедевры архитектуры»: интерактивные сюжеты об архитектурных стилях и исторических эпохах, фотографии и реконструкции памятников мировой архитектуры, трехмерные модели семи чудес света и мультипликационные сюжеты о них, видеосюжеты об известных памятниках архитектуры, справочник проиллюстрированных архитектурных терминов, интерактивные карты Мира, Европы, Азии, Ближнего Востока, познавательная игра.

2. «Машины. Изобретения»: интересные фотографии, иллюстрации и тексты, рассказывающие об истории изобретений и как они изменили жизнь человека, как самоходная карета превратилась в современный автомобиль.

3. «Генералиссимус Суворов»: жизнь и творчество великого русского полководца А.Суворова; слайд-рассказ об основных событиях ХVIII столетия суворовского солдата; линия времени, алфавитный указатель имен и событий позволяют оперативно перемещаться во времени и пространстве; коллекции военного костюма, оружия суворовского времени; подлинные награды Суворова; описание и изображение российских и зарубежных орденов; личные вещи и литературные труды полководца (в том числе «Наука побеждать»); рассказы о великих сражениях, иллюстрированные анимацией; видеосюжеты; иллюстрации.

4. Шедевры русской живописи: алфавитный перечень картин, 33 экскурсии, сопровождаемые словами диктора.

5. История двух императоров. Александр и Наполеон: события личные, военные, политические из жизни двух императоров через биохроники, карты, рисунки, произведения живописи, фото, сюжеты-постановки, анимационные модели крупнейших сражений (Аустерлиц, Бородино и др.). Интересны материалы рубрики «История в лицах», которые знакомят с выдающимися людьми эпохи. Фрагменты могут быть использованы на уроках истории России ХIХ века, Новой истории в 8-м классе, а также для сравнительного анализа в старших классах.

6. Энциклопедия истории России. 862-1917 гг. Разделы: князья, цари, императоры; Современники; Культура; События. Хронологическая и генеалогическая таблицы, собрание карт, словарь, историческая справка, анимация, видеосюжеты, дикторское сопровождение, фотографии, текстовые материалы.

7. От Кремля до Рейхстага: 10-15-минутные фото- и видеосюжеты, сопровождаемые комментариями диктора по темам: «Накануне мирового пожара», «Первые дни войны», «Будни тыла», «10 сталинских ударов», «Церковь и война», «Идеология нацизма», «Советский строй: народ и власть», «Фашистский новый порядок», «Твердыня на Неве» и др.

8. История России. ХХ век: компьютерный учебник. Материал разбит по параграфам. Точно соответствующие темам уроков иллюстрации (картины, документальные фотографии, схемы, диаграммы), анимированные карты, кинохроника сопровождаются дикторским текстом. 95% основного учебного материала представлено в виде ярких, богато иллюстрированных, эмоционально насыщенных мультимедийных лекций (что практически исключает напряжение зрения при чтении текста с экрана). Работа с параграфом состоит не только в прослушивании мультимедийных презентаций. Программа периодически предлагает ознакомиться с тем или иным дополнительным и справочным материалом (персоналиями политических деятелей, текстовыми и звуковыми документами, таблицами, комментариями и т.д.). Мультимедийные лекции обеспечивают «погружение» в изучаемую эпоху, более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие.

Для желающих изучать предмет более углубленно или подготовить доклад, реферат в учебнике предусмотрен большой справочный (энциклопедический) блок. Поисковая система позволяет быстро находить необходимую информацию по ключевым словам и словосочетаниям (различаются по объему учебного материала, контрольным тестам в конце каждого параграфа): 1-й уровень – для девятиклассника, 2-й – для учащегося десятого и одиннадцатого классов, 3-й – для абитуриента и студента.

Компьютерная программа не дополняет, а заменяет традиционный учебник, хрестоматию, атлас, словарь, рабочую тетрадь, во многом и преподавателя. Учитель может сосредоточиться на индивидуальной и творческой работе! Не следует противопоставлять работу с компьютерной программой работе с обычным учебником, как не следует исключать живое слово педагога, непосредственное общение учителя и ученика. Оптимальной представляется периодическая смена различных форм деятельности. Учитель может использовать только иллюстративный ряд, полностью заменив голос диктора собственным комментарием. В режиме киноурока компьютером управляет учитель, и именно он решает, какой материал показывать классу, где остановить лекцию для обсуждения, дать собственную точку зрения.

Но все же эта программа предусматривает, чтобы каждый ученик работал с программой самостоятельно, в удобном темпе, с интересующими его документами, контролировал свои знания, имел возможность вернуться к непонятному.

Характеристика некоторых ресурсов интернета по истории и обществознанию:

1. www.history.ru список ресурсов WWW по истории.

А. Ресурсы по истории России: Собрание работ Ключевского, Карамзина, Костомарова. Русский биографический словарь (история русской науки, литературы, искусства, права, церкви, вооруженных сил и др., портреты, гербы и т.д.). Библиотека электронных ресурсов истфака МГУ.

Документы (Основные государственные законы Российской империи, Соборное Уложение 1649 г., Русская Правда и др.).

Коллекция анекдотов.

Б. Ресурсы по истории России ХХ века.

В. Ресурсы по истории российских регионов.

Г. Ресурсы по всемирной истории:

Всемирная история в лицах.

История Египта, Месопотамии, Рима и т.д.

2. historic.ru – Исторический портал.

Разделы: Новости, Библиотека, Оружейная, Чудеса света, Анекдоты.

Цивилизации: Атлантида, Вавилония, Турция, Египет, Рим, Инки, Майя, Славяне, Сарматы, Шумеры.

Статьи: Искусство, Исследования, История, Мифология, Религия, Тайны истории.

3. edu.ru – каталог образовательных интернет-ресурсов.

Выбираем:

Аудиторию: учащийся, преподаватель, абитуриент.

Предметную область: для общего образования, для профессионального образования…

Тип ресурса: учебник, задачник, тесты, учебно-методические материалы, справочные материалы, иллюстративные и демонстрационные материалы, дополнительные материалы и др.

4. gov.ru – портал органов государственной власти Российской Федерации представляет выход на следующие страницы: Президент РФ, Федеральное Собрание, Судебная власть РФ, Федеральные органы исполнительной власти, Центральная избирательная комиссия, Совет безопасности РФ, Счетная палата РФ, Региональные органы государственной власти, Государственные символы России, Законодательные акты РФ, Особо ценные объекты национального наследия РФ.

5. archaeology.ru – все об археологии и археологических раскопках, сухопутных и водных, об археологах-любителях и археологах-профессионалах.

6. Iseptember.ru – газета «История» (приложение к газете «Первое сентября») имеет свою электронную версию.

7. museun.ru – можно найти каталог музеев и попасть в Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Центральный музей Вооруженных Сил, Политехнический музей, Государственный музей политической истории России, Кунсткамеру. Например, «Проект 1812 год» позволяет найти материал об армиях и вооружении России и Франции, о выдающихся деятелях войны 1812 года, интересен раздел «Война 1812 года в изобразительном искусстве».

8. hermitage.ru – сайт Государственного Эрмитажа.

Шедевры, коллекции, выставки, материалы по истории Эрмитажа, виртуальные выставки, галерея трехмерных изображений и т.д.

Таким образом, применение компьютерных технологий в обучении повышает качество обучения за счет новизны деятельности, интереса работы с компьютером («трафаретных» уроков не будет!), открывает большие возможности для индивидуализации и дифференциации процесса обучения, позволяет сделать занятия более наглядными и интересными, формировать у учащихся системное мышление, дает возможность создать высокий уровень мотивации учебной деятельности, рационально организовать познавательную деятельность школьников, подготавливает учеников школы к жизни в условиях информационного общества.

Марина САВИНКИНА, учитель истории

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте