Коллегия Департамента образования на очередном заседании рассмотрела вопрос «О ходе выполнения мероприятий подпрограммы «Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья» на 2008-2009 годы Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007-2009 годы. О том, что сделано, рассказала заместитель руководителя Департамента образования Татьяна ГУСЕВА.
Cегодня уже можно говорить о реализации задач, поставленных в этой программе, и мероприятий Года равных возможностей в целом.
Основная часть мероприятий подпрограммы, которая в свое время разрабатывалась совместно с другими Департаментами и общественными организациями инвалидов и организаций, работающих с ними, и носила межведомственный характер, была полностью ориентирована на решение проблем детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
То, что было сделано по основным направлениям, условно можно разделить на три блока.
Развитие сети образовательных учреждений – в этом направлении деятельность была сосредоточена на создании условий для максимально раннего включения ребенка и его семьи в образовательный процесс и расширение перечня образовательных услуг с целью охвата образованием всех без исключения детей-инвалидов (в том числе тех, кого ранее относили к категории необучаемых) и развитии новых форм образования, прежде всего дистанционных.
В целом за этот период произошло увеличение количества лекотек (с 42 до 109, то есть на 159%), классов для детей со сложным дефектом (на 89,0% – с 197 до 302), психолого-медико-социальных центров (на 32,0% – с 47 до 62), школ здоровья (на 30,0% – с 81 до 105).
В этот же период с 2007 года впервые появились службы ранней помощи (сейчас их 73), группы для детей со сложным дефектом в детских садах (только в 2009 году их открыто 52), такие группы стали появляться и в образовательных учреждениях VIII вида. С 2008 года стали широко развиваться инклюзивные детские сады и школы. Все это требовало и методического сопровождения, которое было где-то полностью, а где-то частично, но обеспечено. В прошедшем учебном году работали в инклюзивном режиме 112 учреждений, где две трети составляли дошкольные учреждения комбинированного вида. Летом 2007 года была открыта санаторно-лесная школа №7 для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Истринском районе Московской области для 100 детей. Как правило, 12-15 человек – это наиболее тяжелые дети, маломобильные и передвигающиеся на колясках, отягощенные сложными сопутствующими диагнозами. Сегодня мы имеем возможность принимать в смену до 200 детей, из них два корпуса до 40 человек – маломобильные дети.
Введены в эксплуатацию новые здания, построенные по индивидуальным проектам, – долгожданная школа надомного обучения №367 в Зеленограде, ставшая ресурсным центром по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в этом округе, и школа здоровья №1425 в районе Митино.
В связи с очевидным развитием практик инклюзивного образования осмысливались происходящие процессы, и усилия Департамента образования были сосредоточены на создании условий для сопровождения этих процессов в образовательных учреждениях. В частности, для координации этой деятельности в городе, оказания организационно-методической помощи педагогам, работающим в этом режиме, год назад была создана рабочая группа, или Координационный совет, в состав которого вошли представители московских вузов, психолого-медико-социальных центров, практики, занимающиеся этими проблемами, специалисты округов. В июле 2009 года в структуре Института проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета открылся городской ресурсный центр по развитию инклюзивного (интегрированного) образования, ставший важнейшей площадкой повышения квалификации педагогов, работающих и желающих работать в инклюзивном режиме, и сеть окружных профильных ресурсных центров во всех округах на базе 13 психолого-медико-социальных центров и двух средних общеобразовательных школ.
Основное внимание городского центра было сосредоточено на научно-методическом сопровождении деятельности окружных ресурсных центров: проведено 7 обучающих семинаров для специалистов ОРЦ и базовых инклюзивных ОУ; в рамках курса повышения квалификации МГППУ проведено 4 обучающих цикла по 72 академических часа «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования» для 112 человек, в том числе для координаторов деятельности в ОУ, специалистов ПМПК окружных ресурсных центров, специалистов ПМПК образовательных учреждений; проведен краткий обучающий цикл (18 академических часов) для педагогов школ, реализующих (или вступающих) в проект инклюзивного образования (70 человек) в ЦАО, организовано и проведено 3 городских «круглых стола» и 2 секции по проблемам инклюзивного образования, в том числе в рамках конференций МГППУ, МГПУ и гражданского форума; обсуждение этих проблем и вынесение их на 10 научно-практических конференций, педагогический форум по этим проблемам, 6 окружных научно-практических конференций.
Одновременно шла разработка и апробация эффективных технологий психолого-педагогического, социального сопровождения инклюзивных процессов, разработка и реализация программ по сопровождению и психолого-педагогической поддержке родителей детей с ОВЗ, аккумуляция передового опыта и эффективных технологий в области инклюзивных процессов.
В практику развития инклюзивных процессов вошли Уроки доброты, проводимые совместно с региональной общественной организацией «Перспектива», которые позволяют в неформальной, доверительной обстановке помочь ребятам задать наиболее важные вопросы о проблемах инвалидности и многих нравственных проблемах, связанных с жизнью молодого человека, попавшего в непростую жизненную ситуацию. Серия таких прямых разговоров в школе и подготовка к ним в домашних условиях, выполнение конкретных поручений помогают в понимании проблемы не только конкретному ребенку, но и его ближайшему окружению – родителям, братьям и друзьям. Подготовка всего коллектива образовательного учреждения, родителей детей, обучающихся в школе, к принятию решения о готовности и начале развития инклюзивных процессов – один из наиболее сложных и узких моментов, над которым надо работать в этом году. Разработанные в 2009 году МИОО методические рекомендации в рамках институциональных грантов по развитию толерантных подходов в образовательных учреждениях не смогли обобщить все разнообразие имеющихся в городе практик. Вообще проблема научной и методической обеспеченности педагогов инклюзивных учреждений стоит наиболее остро. Материалы о наиболее актуальных практиках будут опубликованы в этом году в рамках средств этого года, выделенных по Плану мероприятий и в рамках пролонгации подпрограммы. В новом учебном году мы предполагаем обсудить и принять городскую стратегию развития инклюзивного образования, сосредоточить усилия на дальнейшем повышении квалификации, на разработке необходимой базы научно-методических, дидактических материалов, создании электронной библиотеки практик. Дальнейшая разработка потребует глубокого анализа имеющегося не только московского опыта, но и других практик. И что самое важное – объединения усилий всех специалистов, работающих в системе образования, для решения важнейших вопросов: подготовки и повышения квалификации кадров, использования потенциала специальной коррекционной сети, адаптации имеющихся практик и методик, дальнейшего развития программного и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Полагаю, что следует расширить состав созданной ранее рабочей группы и придать ей статус Координационного совета по развитию инклюзивных процессов в Москве. Надо отчетливо понимать, что развитие этих процессов касается всех звеньев системы образования в городе.
Второе важнейшее направление по реализации подпро-граммы – это разработка и принятие 28 апреля этого года (а весь период с момента принятия его на заседании Правительства Москвы занял практически год) Московской городской Думой Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», который позволяет законодательно закрепить права и гарантии лиц с ограниченными возможностями здоровья. Важная черта, определяющая этот законодательный акт, – широкая сфера его распространения, он касается как детей-инвалидов, так и детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих этого юридического статуса, родителей этих детей, педагогических работников из числа лиц с ОВЗ и работающих с такими детьми, а также органов государственной власти, государственных и негосударственных образовательных учреждений и организаций. Теперь расширена реальная возможность родителей детей с ОВЗ для участия в определении образовательного маршрута их ребенка, в выборе образовательного учреждения с учетом медицинского заключения или рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Они могут присутствовать при обследовании ребенка, оспаривать принятые решения в центральной (городской) ПМПК и в суде. 22 и 23 статьи оговаривают порядок вступления в силу закона, а также содержат переходные положения. В частности, до создания во всех государственных образовательных учреждениях необходимых условий для обучения лиц с ОВЗ, то есть для развития инклюзивных процессов, должны быть созданы такие условия в одном учреждении на территории района. Вступление в силу части статей отнесено на 1 января 2011 года.
Не все предложения разработчиков были учтены, в частности, принято предложение о возможности меньшей наполняемости класса с учетом обучения там лиц, требующих сопровождения и учета баланса интересов двух сторон, так чтобы совместное обучение не препятствовало успешному освоению ими образовательных программ, а не более конкретное, как предлагалось, которое, строго говоря, трудно выполнимо сейчас со всевозможными нормативами. Главное – принятие данного закона подразумевает и дальнейшую законотворческую деятельность, и разработку ряда необходимых локальных и законодательных актов: о порядке выплат компенсаций родителям детей-инвалидов на самостоятельное обучение, о порядке организации доставки детей-инвалидов и молодежи до 18 лет к месту учебы и месту проживания после учебных занятий. Эти и другие необходимые акты и документы должны быть подготовлены до 1 декабря этого года.
Третье направление – создание необходимых материально-технических условий для обучения лиц с ОВЗ. Конечно, это создание необходимой безбарьерной среды в образовательных учреждениях. Проценты приспособленности их для маломобильных и других детей очень низкие. На сегодня это 38,2% учреждений и 35,1% зданий, а задача – до конца года создать необходимые условия для 75% учреждений. Приобретение мобильных лестничных ступенькоходов будет продолжено, но не в таких масштабах, как в прошлом году, и это не заменяет создания пандусов, туалетных комнат. Вместе с тем все учреждения, где обучаются дети с ОВЗ – детские сады, школы, в том числе инклюзивные образовательные учреждения, – будут приспособлены до конца года.
Расход средств по подпрограмме и Году равных возможностей на укрепление материально-технической базы учреждений с ОВЗ в основном осуществлялся целенаправленно. Тем обиднее, что Юго-Западным управлением планы по приспособлению среды выполнены только на 33,8%, хотя еще в декабре были заверения, что все будет выполнено полностью. У ЮВОУО за 2008 год остались проблемы с использованием оборудования для слепых детей на сумму 5 млн рублей. По Году равных возможностей только на 82% выполнена позиция по созданию рабочих мест на базе Школы здоровья «Ковчег», а часть средств была израсходована не по тем кодам без предупреждения и согласования.
Дисциплина в этом вопросе представляется особо важной, поскольку в этом году выделено на продолжение укрепления материально-технической базы учреждений 640 миллионов рублей в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.03.2010 № 219-ПП (на 534 млн подготовлена конкурсная документация) и 29 млн рублей по Плану мероприятий в рамках социальной интеграции инвалидов Департамента социальной защиты выделено ЮВАО, ЗАО, СЗАО, ЦАО, СВАО (по пункту 4.2.1 – оснащение учебным коррекционно-развивающим, реабилитационным оборудованием дошкольных и школьных специализированных образовательных учреждений для детей с нарушением здоровья – на сумму 600,0 млн руб.; по пункту 4.2.9 – оснащение кабинетов психологических служб специализированным оборудованием – на сумму 200,0 млн руб.) В результате реализации этих средств все основные предложения учреждений для детей с нарушениями (зрение, речь, опорно-двигательный аппарат, частично слух и интеллектуальная недостаточность) будут решены. Вместе с тем надо учитывать, что развитие инклюзивных процессов предполагает необходимость ежегодного приобретения технических средств для обучения детей с ОВЗ. Мы постараемся это учесть в предстоящей трехлетней программе ДСЗН. Не менее важным условием остается расходование их в полном объеме и по соответствующим статьям (или кодам).
Считаю позитивным то, что за эти два года активизировалась работа с общественными фондами, организациями и объединениями, представляющими интересы детей-инвалидов и их родителей, что позволило провести в 2008-2009 годах гражданские форумы по проблемам семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная практика будет продолжена.
Комментарии