В жизни дошкольного образования в последние 2-3 года произошли значительные события и изменения.
Утверждение профессионального стандарта педагога занимает особое место. До появления этого документа деятельность воспитателя, как традиционно называют педагога дошкольного образования, была представлена лишь в различных классификаторах (ОКЗ, КВЭД). Но в Едином квалификационном справочнике, на основе которого определялись требования к квалификации воспитателя (ФГОС ДО, п. 3.4.1) и формулировались должностные обязанности и квалификационные характеристики должности педагога, осуществляющего образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста, не представлены. Профессиональный стандарт педагога возвращает заслуженное положение профессии воспитателя. По сути, этот нормативный документ представляет собой описание идеальной педагогической деятельности, в том числе и педагога дошкольного образования, через определение трудовых его функций и действий, необходимых для этого профессиональных знаний и умений. В соответствии с профессиональным стандартом деятельность воспитателя дошкольного отделения определяется как один из видов педагогической деятельности, но имеющей свои особенности, которые обуславливаются спецификой дошкольного возраста. Поэтому в работе педагога первого уровня общего образования (в зависимости от его квалификации) реализуется одна из обобщенных трудовых функций – реализация программ дошкольного образования или проектирование и реализация целостного образовательного процесса. Несомненно, для введения профессионального стандарта на его основе разрабатывается целый ряд нормативных документов, регламентирующих его применение. Разработка профессионального стандарта повлияла на содержание взаимодействия вузов с образовательными организациями, и традиционные направления такого сотрудничества – организация и проведение учебной и производственной практик обучающихся бакалавриата или магистратуры и реализация опытно-экспериментальной или исследовательской деятельности по актуальным проблемам образования – были дополнены новым – экспертным.В 2015-2016 годах Московский государственный психолого-педагогический университет совместно с дошкольным отделением гимназии №1290 обсуждали основные положения профессионального стандарта педагога и разработанного в ходе его апробации пакета документов, выступив, по сути, экспертами. Совместная работа позволила уточнить позиции в отношении нового нормативного документа, уточнить понимание структуры и назначения, видение деятельности воспитателя дошкольного отделения и пр. Мнения педагогов дошкольного образования и их предложения были переданы и по возможности учтены координаторам апробации профессионального стандарта педагога.Большая работа в рамках сетевого взаимодействия МГППУ и гимназии №1290 (дошкольное отделение) была проведена в рамках апробации модуля «Методическая деятельность в дошкольном образовании» магистерской программы «Педагог-методист дошкольной образовательной организации», разработанной коллегами из Санкт-Петербурга РГПУ имени Герцена (Государственный проект «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень образования бакалавриат, магистратура и аспирантура, профиль «Педагог дошкольного образования»). В основу апробируемой программы положен профессиональный стандарт: формируемые профессиональные компетенции должны обеспечивать выпускнику эффективное выполнение им определенных трудовых функций и действий, решать успешно поставленные профессиональные задачи. Педагогический коллектив не только предоставил площадку для проведения практики магистрантов, но педагоги активно участвовали в образовательном процессе: ознакомили с опытом методического сопровождения педагогов дошкольного образования, сопровождали магистрантов в процессе выполнения заданий, высказали замечания и предложения в программу, которые будут способствовать оптимизации практической подготовки магистрантов. Экспертное мнение педагогов-практиков о программе подготовки будущих коллег имеет чрезвычайно важное значение для вуза – корректировки и дополнений в содержание образовательных профессиональных программ и условий их реализации.Профессиональный стандарт – новое явление в практике дошкольного образования. Несомненно, что экспертное направление в сотрудничестве вуза и образовательной организации лишь одно из первых, которое сложилось благодаря освоению этого важного документа.
Ирина БУРЛАКОВА, заведующая кафедрой «Дошкольная педагогика и психология» МГППУ, кандидат психологических наук; Елена КИРИЛЛОВА, методист гимназии №1290
Комментарии