Кто является центром школьной вселенной? Конечно же, дети. Под понятием «ученикоцентричность» в нашей школе понимаются в первую очередь психологический комфорт и успешность каждого ребенка. Это возможность любого ребенка построить свою образовательную траекторию, которая позволит раскрыть весь личный потенциал.
В задачу администрации школы и команды педагогов в свою очередь входит всесторонняя помощь школьнику не только в получении качественных знаний, но и в навигации в современном мире и профориентации. И, на наш взгляд, одной из ведущих задач, стоящих перед нами, является формирование активной жизненной позиции у ребят. Эффективный способ формирования такой позиции мы видим в участии наших обучающихся в проекте «Большая перемена». Обязательный этап конкурса – социальная активность и волонтерская деятельность участников.
В нашей школе создана особая атмосфера семейной преемственности и вовлеченности всех участников – педагогов, обучающихся, администрации и, конечно же, родителей. В течение многих лет педагоги вместе с ребятами и их родителями посещают и поддерживают приюты для бездомных животных, помогают эковолонтерам, поддерживают младших школьников, наших любимых ветеранов, работают волонтерами в городских больницах и поликлиниках.
Когда в 2020 году по предложению АНО «Россия – страна возможностей» появился Всероссийский проект «Большая перемена», наряду со школьниками всей страны наши ребята получили уникальную возможность творить осознанное добро. Одними из первых в сообщество «Большой перемены» вступили педагог-психолог Анна Александровна Федосеева и ученицы Ольга Царькова и Дарья Золотова. В «Большой перемене» команда нашей школы выбрала вызов «Сохраняй природу!». Подготовка и реализация проекта заняла почти год. Ольга занималась волонтерской деятельностью, став куратором младших школьников, интересующихся экологией. Вместе с ними разрабатывала интерактивные игры, учебные материалы, работая на опережение и формируя мотивацию к саморазвитию, позволяя детям становиться авторами изменений. Оля успешно прошла командные состязания и финальную гонку, став финалистом конкурса. Наставник Оли, Анна Александровна Федосеева, в январе 2021 года была приглашена на форум в Крым, где обсуждались новые направления конкурса.
Вот что она говорит: «Мне всегда было интересно заниматься научно-исследовательской деятельность и проектной работой с детьми. Свое наставничество я старалась реализовывать, формируя у ребят не только проектные навыки, но и soft skills. Поэтому, когда была анонсирована возможность участия во Всероссийском конкурсе «Большая перемена», мы не раздумывали. Темой экологического образования и применения интерактивных образовательных технологий в школе интересовались давно, часть материала уже была подобрана, поэтому выбрали направление «Сохраняй природу!». В работе были представлены способы и рекомендации развития экологического воспитания школьников. Мы разработали интерактивные методические материалы, которые можно использовать для совершенствования образовательной среды, получения и использования знаний о сохранении природы. Представляя проект «Эффективные образовательные приемы формирования экологической культуры у обучающихся», Оля подготовила видеопрезентацию, анонсировала свои идеи, прошла тестирование. На полуфинале в Ярославле участникам предстояло решить кейс «Мониторинг показателей здоровья», задача которого – создать уникальный сервис, предоставляющий медицинские услуги в дистанционном формате. В своих работах старшеклассники определили наиболее важные и перспективные направления развития телемедицины, спроектировали сервис для развития данного направления. На финальном испытании конкурса ребята создавали город будущего, продумывали все сферы жизни. Команда получила кейс о подростковом предпринимательстве. Каким должен быть молодой предприниматель? Чему, где и как должен учиться будущий предприниматель? В какой области стоит начать свое дело? В итоге на последнем этапе эксперты оценивали не только академические знания и умения, но и организационное лидерство, навыки эффективной коммуникации, умение договариваться и помогать, способность к сотрудничеству и альтруизму.
Благодаря позитивному опыту участия в «Большой перемене» мы продолжаем развиваться дальше, открывая для себя новые направления и технологии. Оля стала участницей «Лицея будущих лидеров», а я – экспертом-компатриотом WorldSkills, проектируем для «Сириуса», готовимся к дальнейшему участию в «Большой перемене».
Конечно, такая значимая победа нашла отражение в работе всей школы. И в этом году более 30 наших обучающихся принимают участие в «Большой перемене». Во второй этап конкурса «Командная гонка» прошли двое – Дарья Золотова и Елисей Крюков. Даша набрала максимальные баллы в критерии «Твори добро!». Она активно транслировала волонтерские активности: организация межрайонных квестов, взаимодействие с ветеранскими сообществами и организация концертов и праздников. Кроме этого, Даше довелось выступить в роли волонтера во время проведения фестиваля «Большая перемена» в Москве 1 июня 2021 года.
Ребята, участвовавшие в «Большой перемене», в один голос заявляют, что ключевым и неожиданным итогом стал переход на новый уровень самостоятельности, осознанности, духовности и нравственности. Все это является базовыми предпосылками волонтерства. Все этапы конкурса – это попытка честного разговора с самим собой, выработка активной жизненной позиции, проактивности. Становясь активными наставниками, наши педагоги верят, что индивидуальная траектория развития и ученикоцентричный подход позволяют ребятам не только раскрыть свои таланты, найти свое место в экономике страны, но и формировать свое успешное будущее.
Екатерина ЧЕРЕВАТОВА, заместитель директора по воспитанию и социализации школы №507;
Анна ФЕДОСЕЕВА, педагог-психолог школы №507
Комментарии