В Москве состоялся первый Городской филологический турнир детей с ограниченными возможностями здоровья по русскому языку, чтению и литературному творчеству. Организатором турнира стала кафедра филологического образования МИОО совместно с региональной общественной организацией «Независимая ассоциация словесников». Спонсорами турнира стали издательство «Просвещение», Управа района Царицыно, детско-юношеское и молодежное общественное объединение «Паритет».
Задача перед оргкомитетом стояла непростая. Никаких аналогов в предшествующие годы в системе столичного образования не было. Быть первопроходцами, с одной стороны, сложно, но, с другой стороны, довольно почетно. В чем состояла главная трудность? В разнообразии контингента детей с ограниченными возможностями здоровья (в конкурсе могли принять участие как дети с проблемами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, так и дети, страдающие диабетом, затяжной формой злокачественной опухоли) и в их «рассеянии» по образовательным организациям Москвы (дети из типичных коррекционных образовательных учреждений различного типа; дети с ОВЗ, обучающиеся в общеобразовательных школах в рамках инклюзивного образования; дети, находящиеся на домашнем обучении и прикрепленные к тем или иным образовательным организациям). Турнир проходил в два этапа – заочный и очный. На заочном этапе ребята должны были написать эссе на одну из предложенных тем: «Я знаю русский язык», «Я знаю русскую литературу», «Русский язык – язык русской культуры», «Любимые литературные места России», «Большая литература большой страны». Члены жюри, возглавляемого учителем русского языка и литературы школы «Президент», логопедом, специальным психологом, выпускницей МГУ Мариной Чубуковой, внимательно изучали каждое из присланных эссе, пытались выявить прежде всего их достоинства. Да, перед нами оказались совершенно особые работы, но все они были искренними, творческими и оригинальными. Очный этап турнира проходил на базе отделения надомного обучения школы №102 – старейшего образовательного учреждения, специализирующегося на образовании детей с ОВЗ, то есть выбор был сделан не случайный и в результате оправдал себя. С приветственным словом к участникам турнира обратилась руководитель структурного подразделения школы №102 Валентина Сегаль, представитель издательства «Просвещение» Инна Иванова торжественно вручила всем ребятам памятные подарки и пожелала успехов в интеллектуальных состязаниях на знание русского языка и литературы, председатель Координационного совета РОО «Единая независимая ассоциация педагогов» Екатерина Морозова позвала в гости Марью-искусницу, которая с шутками и прибаутками раздала участникам сладкие подарки от управы района Царицыно и пригласила всех по окончании мероприятия на чаепитие с настоящими русскими пирогами. После короткого инструктажа участники турнира разошлись по кабинетам согласно возрасту (5-7-е классы, 8-9-е классы, 10-11-е классы). Ребятам предложили 15 заданий, которые необходимо было выполнить в течение 30 минут. Все задания специалисты в области коррекционной педагогики адаптировали под разные категории учащихся: где-то менялся шрифт в сторону укрупнения (для слабовидящих ребят), где-то одни задания элементарно заменяли другими (для детей с ментальными нарушениями), где-то для выполнения заданий за ребенком закрепляли право привлечь в помощь конкретного специалиста (например, владеющего азбукой Брайля, азбукой для глухонемых). Ребята под чутким руководством взрослых серьезно принялись за выполнение предложенных им заданий. Они старались ответить на все вопросы, долго думали, вспоминали, принимали ответственное решение.После небольшой паузы (кофе-брейка) участники турнира вновь собрались в актовом зале. Пока жюри проверяло работы, координатор проекта «Культура в нас» Анита Лаврова организовала мастер-классы. С невероятным интересом школьники слушали, а затем вслух размышляли о загадочных строках пушкинской поэмы «Руслан и Людмила», самые активные участники получили в подарок диски с профессиональной аудиозаписью поэмы Пушкина (в чтении Наташи Пуше). Еще более оживились участники турнира во время концертной программы, подготовленной известной поэтессой, композитором, певицей Натальей Тимофеевой вместе со своими маленькими друзьями-помощниками, которая подарила ребятам авторские диски и книги. В торжественной обстановке были объявлены суммарные результаты участия школьников в заочном и очном этапах турнира. Победу одержали: в категории «5-7-е классы» Артем Бычков (школа №1308), Андрей Бразгун (школа №102), Денис Иванов (школа №102); в категории «8-9-е классы» Михаил Уляхин (школа №102), Вадим Голованов (школа №102); в категории «10-11-е классы» Эльнара Аскерова (школа №1467), Максим Автухов (школа №30). Завершилось мероприятие церемонией чествования победителей и приглашением всех ребят принимать активное участие в будущих филологических соревнованиях. Победители получили подарочные сертификаты от «Московского дома книги». Елена СУХАНКИНА,член РОО «Независимая ассоциация словесников»Строки из лучших сочинений:«Да, конечно, писателей – представителей разных литературных направлений может быть много, но вот текстов, которые заставляют задуматься, мало. Недаром литературу XIX века назвали золотым веком, а она как раз заставляет мыслить, рассуждать над поступками героев». В.Матвеева, школа-интернат V вида №96«Так сложилось, что для России литература – точка отсчета, символ веры, идеологический и нравственный фундамент. Писатели и поэты – властители дум, носители истины, кумиры и идеалы. Поэт в России больше, чем поэт. Каких бы сторон жизни ни касались мастера слова, на страницах их творений всегда можно найти ответ на любой вопрос».Д.Холостых, школа №102 «Хорошо ли я знаю русский язык? Думаю, говорить о хорошем знании мне пока не приходится. Однако я стремлюсь к освоению родного языка, поскольку знаю, что это мне необходимо в моей жизни, так как знание русского языка – это надежная гарантия моих успехов в дальнейшем. Я горжусь тем, что говорю и думаю на русском языке, ведь русский язык выразителен, свободен и гармоничен». Д.Егоров, СОШНО №388«Неприятно слышать вокруг себя искаженную русскую речь, когда люди в разговоре используют другие слова, заменяющие общепринятые, сами того не понимая, что теряют культуру речи, делают общение между собой безликим, безнравственным. Вдвойне обидно, когда неправильную речь слышишь с экрана телевизора или читаешь в прессе. Почему так? Я иногда тоже вставляю такие слова в свою речь, но мама поправляет меня, что это неправильно, некрасиво, что надо беречь культуру нашего языка, чаще читать классическую литературу, чтобы пополнить свой словарный запас правильными словами. В этом я с ней согласна. Надо любить и беречь свой родной русский язык – язык русской культуры». О.Михеева, школа № 1981
Комментарии