Фонд «Университет детства» и Рыбаков Фонд запустили 10-й, юбилейный сезон всероссийского конкурса для педагогов, детей и их родителей «Большая игра имени Льва Выготского». Этому событию была посвящена пресс-конференция, прошедшая на площадке Национального центра «Россия».

«Десять лет назад, когда мы с мужем начинали заниматься меценатством, то в первую очередь думали о том, чтобы способствовать развитию предпринимательства в России, – пояснила основатель фонда «Университет детства», сооснователь Рыбаков Фонда Екатерина Рыбакова. – Но очень быстро поняли, что ген предпринимательства надо раскрывать на самом раннем этапе. А для этого вносить в образовательную среду практики проявления инициативы, формирования команд, принятия рисков».
В предыдущем, девятом сезоне «Большой игры», которая носит имя классика отечественной педагогики Льва Выготского, организаторы приняли около 30 тысяч заявок.
Соревнование делится на три трека – лидерский (индивидуальный), командный и подростковый. В лидерском могут участвовать педагоги, воспитатели детских садов, специалисты дополнительного образования, родители детей до 18 лет и студенты – будущие педагоги. В командном треке может быть представлена любая образовательная организация. Условие одно – заполнить в команде все обязательные роли: педагог, родитель, ученик, выпускник, представитель администрации и партнер.
В десятом сезоне «Большая игра» пополнилась еще одним индивидуальным треком для подростков «Время проявляться». Его участники разделены на две «когорты»: с 12 до 14 лет включительно, и с 15 до 18 лет.
Во все три трека можно вступить в любой день, начиная с 19 ноября. Первым шагом к участию является регистрация на сайте «Большой игры» https://rybakovschoolaward.ru/. Затем следует выполнение творческих заданий, которое нужно успеть закончить до 19 марта 2026 года.
Далее весной 2026-го в Москве для 10 лучших команд пройдет кейс-чемпионат «Школа — центр социума», за которым последует награждение трех победителей командного трека. Призы – гранты на реализацию собственных проектов: полтора миллиона, миллион и пятьсот тысяч рублей. Тогда же, в апреле определятся 100 победителей лидерского трека, которых в качестве награды ждет участие в Летней школе в Москве.
В свою очередь, 100 финалистов подросткового трека примут участие в онлайн-нетворкинге, по итогам которого 30 лучших участников в когорте 12-14 лет получат главный приз в виде поездки на мероприятие в Москву, а 20 лучших в когорте 15-18 лет – подарочные боксы от организаторов и партнеров конкурса.

«Мы сами родители четырех детей, – продолжает Екатерина Рыбакова. – Решения о том, где будут учиться наши дети, мы принимали, исходя из интуитивного восприятия атмосферы, качества отношений в той или иной образовательной организации. А качество это определяется тем, насколько люди в это среде не чувствуют себя отстраненными, посторонними.
У многих из нас есть представление, что школа – полностью вотчина государства, и зависит она только от государственной политики в сфере образования. И мы недооцениваем возможности улучшить качество образования в этой конкретной школе прямо сейчас. Наша «Большая игра», она как раз про то, что каждый может стать инициатором позитивных изменений.
Благополучное эмоциональное состояние, в котором человек пребывает большую часть своего времени, способствует тому, чтобы он достигал успеха. А когда мы в школу детей отдаем, то часто забываем, что они туда идут ради счастья. И начинаем думать, что они туда идут ради успеха, а счастье само приложится потом. И вот это наша ошибка. Счастье – не результат успеха, а его условие, которое еще надо создать».

«Образование ведь не сводится к уроку, оно гораздо шире, – поддержал единомышленницу доктор психологических наук, профессор межфакультетской кафедры образовательных систем и педагогических технологий МГИМО МИД России Витольд Ясвин. – И мне кажется, основная идеология фонда «Университет детства» – именно об этом.
У Льва Выготского есть одно волшебное слово. Он все время подчеркивал роль среды в развитии личности, но возникает вопрос, а где тот мост между личностью и средой, через что они взаимодействуют? Нас много лет учили, что единение со средой происходит через деятельность. А Лев Семенович сказал – «через переживание». А это совершенно другая методология. Когда мы проектируем деятельность ребенка, мы точно также должны проектировать его переживания. Как режиссер проектирует переживания публики в зале, или писатель проектирует переживания читателя во время чтения книги».

Комментарии