Перефразируя вступление к одному из известных программных документов, можно сказать: «Призрак бродит по Европе – призрак Болонского процесса». И естественно, что педагогическую общественность тревожит вопрос о развитии системы педагогического образования в русле Болонского процесса. В Волгоградском государственном педагогическом университете этой теме был посвящен университетский Научно-методический совет и внутривузовская научно-методическая конференция. В результате ВГПУ сформулировал свою точку зрения на Болонью.
В настоящее время можно выделить две основных модели педагогического образования: моноуровневая профессиональная подготовка (специалитет) и многоуровневая подготовка по направлениям (бакалавриат, магистратура). Для российского высшего образования традиционной стала моноуровневая система, которая ориентирована на подготовку специалиста определенного вида профессиональной деятельности. Преимущества подготовки будущего учителя в рамках специалитета: пятилетний срок обучения, который по сравнению с четырехлетним бакалавриатом позволяет подготовить студентов к будущей профессионально-педагогической деятельности более качественно; возможность получить две смежные специальности (например, «математика-физика», «биология-химия» и др.), что обеспечивает более высокую социальную защищенность сельских учителей; более плавное включение студентов, начиная с младших курсов, в профессиональную деятельность за счет определенной логики развертывания учебных дисциплин разных циклов; использование различных форм педагогической практики, их система построена так, что задачи постепенно усложняются; ориентация содержания теоретических спецдисциплин, читаемых, как правило, на младших курсах, на будущую профессионально-педагогическую деятельность; формирование у студентов мотивации к учительскому труду на протяжении всех лет обучения в вузе и др. Основной недостаток моноуровневой системы – ее негибкость, жесткая однозначная связанность «входа» (начала обучения) и «выхода» (завершения обучения), которая не позволяет оперативно вносить коррективы без ущерба для образовательного процесса.
Многоуровневая система также имеет свои достоинства: позволяет гибко менять характер и объемы подготовки педагогов в зависимости от заказа учреждений общего образования, а также учитывать изменения ситуации на рынке труда; реализует принцип гуманизации образования, поскольку каждый студент свободен в выборе индивидуального образовательного маршрута (направления подготовки и профиля бакалавриата, варианта магистерской программы); обеспечивает вузу возможность самостоятельно проектировать содержание образовательных программ, а также постоянно расширять спектр профессиональных педагогических квалификаций, предлагаемых студентам и др.
Таким образом, сравнительный анализ показывает, что применительно к педагогическому образованию специалитет создает более широкие возможности для приобретения педагогической квалификации. Однако в условиях реализации Болонского процесса на сохранение специалитета надеяться сложно. Какая модель сможет его полноценно заменить? Какие возможны варианты?
Вариант подготовки на базе учреждений среднего профессионального педагогического образования (педколледжи, педучилища) бакалавров для системы дошкольного и начального образования весьма сомнителен, так как бакалавриат относится к уровню высшего образования, а кадровые ресурсы современных колледжей не в состоянии обеспечить выполнение современных лицензионных требований к учреждениям высшего профессионального образования.
Вариант подготовки бакалавров для работы в основной школе (5 – 9-е классы), а магистров для работы в профильных 10 – 11-х классах вполне реален, хотя следует учесть, что выпускники магистратуры ориентированы на продолжение научной карьеры, а магистратура в российских вузах рассматривается, прежде всего, как подготовительная ступень к аспирантуре. Что касается подготовки бакалавров для преподавания в 5 – 9-х классах, то это, на наш взгляд, самый надежный способ развалить российскую основную школу. Опыт зарубежных стран (Великобритания, США и др.) показывает, что бакалаврам необходимо пройти дополнительную психолого-педагогическую и методическую подготовку, прежде чем они получат сертификат, разрешающий работу учителем. Так, например, в Великобритании с 1995 г. для того, чтобы получить право преподавать в средней школе, необходима университетская степень бакалавра по какой-либо науке, плюс специальный курс педагогической подготовки. Только тогда человеку присваивается «Статус квалифицированного учителя» (Qualified Teacher Status) и выдается специальный сертификат по педагогике (Post Graduate Certificate in Education). При дневной форме обучения продолжительность курса на получение сертификата составляет 1 год, при вечерней – 2 года. Во время обучения студенты получают профессионально-педагогическую и методическую подготовку. Срок обучения, установленный государственным стандартом, – не менее 36 недель, обязательна педагогическая практика продолжительностью не менее 18 недель.
Важно отметить, что педагогическое образование в современной Англии дает исключительно высшая школа. Педагогические дисциплины можно изучать лишь в университетах или колледжах, приравненных к университетским отделениям для подготовки учителей.
Подготовка учителей в США также осуществляется исключительно на уровне высшего образования. Все зачисленные в университет абитуриенты, невзирая на их будущую специализацию, первые два года занимаются общеобразовательными предметами. Затем желающие стать учителями переходят в педагогическую школу (колледж или отделение педагогики) при том же университете и учатся там третий и четвертый годы. Желающие с самого начала стать учителями поступают непосредственно в педагогическую школу (колледж). Кроме того, существуют университеты, где программа рассчитана на пять лет. В данном случае все студенты изучают цикл общеобразовательных дисциплин и научную специализацию в университетском колледже и получают диплом бакалавра наук или искусств, после чего желающие стать учителями переходят в педагогическую школу, где год изучают педагогические аспекты профессии.
Процесс сертификации школьных учителей в США довольно сложен. Программы сертификации охватывают основные разделы подготовки учителя: базовые академические умения; предметные знания; знание методов обучения; непосредственное проведение уроков на практике. Каждому кандидату приходится сдавать от 2 до 5 тестов. Сначала выдаётся временный сертификат (provisional certificate) на 4 года. Его можно обменять на профессиональный сертификат (professional certificate), выдаваемый на 8 лет. Два варианта развития событий: получение постоянного сертификата (permanent certificate), либо профессиональной лицензии (professional license), которая обновляется каждые 5 лет. Есть также временные лицензии на 2 года для работы в школе по совместительству. В 1996 г. в США вышла рекомендация Национальной комиссии по вопросам обучения, согласно которой для получения постоянной лицензии необходима как минимум степень магистра.
Можно сделать вывод, что бакалавриат не должен стать завершающим уровнем педагогического образования. После бакалавриата необходимо обязательно проводить дополнительную профессионально-педагогическую подготовку длительностью не менее одного года, которая включает психолого-педагогический и методический блоки, а также минимум 18 недель педагогической практики. Только такое образование может быть основанием для присвоения квалификации учителя и работы в школе. Необходимо также бюджетное финансирование постбакалаврской подготовки будущего учителя. Каждому вузу дается индивидуальное государственное задание – сколько специалистов необходимо подготовить, и от этой квоты зависит сумма, которую получает учебное заведение. Только при соблюдении указанных условий можно будет сохранить высокий уровень отечественного педагогического образования.
В условиях реализации Болонского процесса остается открытым вопрос о месте и роли учреждений среднего профессионального образования в системе российского педагогического образования. Возможно, наиболее оптимальным вариантом сохранения педколледжей и педучилищ может стать создание отраслевых образовательных комплексов, включающих в свою структуру учреждения различных уровней педагогического образования (СПО, ВПО, дополнительное педагогическое образования и др.). Интеграция материальных и кадровых ресурсов для подготовки будущего учителя обеспечит гармоничное сочетание достоинств систем среднего и высшего образования. Педагогические колледжи и училища традиционно поднаторели в практике, а педагогические университеты добавят академизма.
Размышляя о перспективах развертывания Болонского процесса в российских условиях, считаю, что подготовка наших учителей только выиграет, если российскую фундаментальность содержания «уложить» в вариативные европейские формы освоения знаний. Вместе с тем, новый подход позволит системе педагогического образовании России остаться лидером на просторах Европы.
Валерий ДАНИЛЬЧУК, ректор Волгоградского госпедуниверситета, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор
Комментарии