Вступление России в Болонский процесс – лишь начало объемной работы. С такой серьезной установкой в Санкт-Петербургском государственном университете прошел II международный семинар «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции».
На сегодняшний день, по словам министра образования РФ Владимира Филиппова, уже существует план мероприятий по реализации Болонской декларации по ряду основных направлений. Главный принцип – не навредить тому хорошему, что есть в российском образовании. А хорошего не так мало. Взять хотя бы двухуровневую систему бакалавриат – магистратура, заявленную как непременное условие Болонского соглашения. Россия в этом отношении оказалась даже более «продвинутой», чем другие страны, поскольку в ее системе высшего образования разработаны стандарты бакалавра и магистра практически по всем направлениям. Сегодня необходимо создать стандарты для неохваченных специальностей и пересмотреть ряд старых, например в области педагогики. Это займет как минимум три года. Самый оптимистичный срок введения новых стандартов – 1 сентября 2006 года.
Одной из сложных задач, в решении которой у России нет достаточного опыта, Владимир Филиппов назвал введение системы зачетных единиц, или кредитной системы. Ее суть в том, что человек осваивает набор дисциплин блоками, и оценочная часть выстраивается не в часах, а в кредитах. Сегодня в 20 университетах России проходит эксперимент по введению нелинейной организации учебного процесса, а со временем его зону предполагается расширить.
Санкт-Петебург
Комментарии