В последнее время системный характер приобретает решение одной из важнейших проблем педагогического образования – взаимодействие и сотрудничество педагогических образовательных учреждений: колледжей (училищ) и вузов. В большинстве регионов разработаны и реализуются региональные программы развития образования, имеющие различную структуру и направленность на модернизацию системы образования. Как правило, в этих программах есть отдельный раздел – приоритетные направления модернизации системы непрерывного педагогического образования.
В последнее время идет работа вузов, педагогических колледжей и училищ по сопряженным учебным планам, при проведении совместной научно-исследовательской и издательской деятельности различные учебные педагогические заведения вместе проводят профориентационную работу, повышение квалификации преподавателей педколледжей.
Новое поколение стандартов должно обеспечить гибкость и вариативность образовательных программ, открытость для самостоятельного проектирования содержания образования, адекватного запросам работодателей. Процесс введения новых стандартов подкреплен учебным и нормативно-методическим обеспечением, утверждены около ста примерных программ по общепрофессиональным и предметным дисциплинам, рекомендации по профессиональной практике студентов по специальностям среднего педагогического образования, рекомендации по формированию регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения профессиональных образовательных программ по специальностям среднего педагогического образования, методические рекомендации по организации итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям среднего педагогического образования.
Введение стандартов второго поколения позволило обновить содержание дисциплин федерального компонента образовательного стандарта в соответствии с модернизацией общего образования и с учетом преемственности содержания высшего педагогического образования, в том числе усилить психолого-педагогическую подготовку педагогов, ввести те программы дополнительной – углубленной – подготовки и специализации, которые востребованы региональными образовательными учреждениями. По запросам региональных органов управления образованием были введены более двадцати новых программ дополнительной подготовки и более десяти новых специализаций. Содержание этих программ разрабатывалось совместно с учебными заведениями, которые реализовывали эти инновационные программы в порядке эксперимента под патронажем педвузов.
Педагогические вузы совместно с колледжами разрабатывают рабочие сопряженные планы по родственным педагогическим специальностям. С 2003 года ведется разработка комплектов примерных сопряженных учебных планов по педагогическим специальностям среднего и высшего образования, подготовлены комплекты примерных сопряженных учебных планов по трем педагогическим специальностям, в течение нынешнего учебного года будут разработаны комплекты еще по четырем специальностям.
Кроме того, в рамках модернизации педобразования на конкурсной основе было выделено десять базовых педагогических колледжей в федеральных округах РФ.
Получив современное учебно-лабораторное оборудование, базовые педагогические колледжи смогут участвовать в разработке и корректировке государственных образовательных стандартов среднего педагогического образования в условиях модернизации общего и педагогического образования.
Наталья ГУНЯВИНА, заместитель начальника Отдела педагогического образования и педагогических инноваций Министерства образования и науки РФ
Комментарии