«Никогда!» Это последнее слово оперы Моисея Вайнберга «Пассажирка» и первое, которое нужно произнести, чтобы объяснить, почему мы сделали этот спектакль. Никогда не должно повториться подобное, – говорит режиссер и сценограф Тадэуш Штрасбергер. – Холокост не наступает внезапно. Мы все вместе пытаемся разобраться в происхождении зла: как одна его крупинка, множась, становится глыбой, катастрофой».
Территория страданияДействие большей части оперы происходит в Освенциме. Тема весьма рискованная, ведь обращение к ней нарушает привычные представления об академическом театре. Однако Екатеринбургский оперный обладает большим запасом прочности в виде зрительского доверия. Театр уже воспитал аудиторию, которая готова идти за ним в неизведанное, в том числе ступить и на заповедную территорию чужого страдания.В 1959 году на корабле, плывущем из Европы к американскому континенту, встречаются две пассажирки. Одна из них бывшая эсэсовка, надзирательница в лагере смерти, другая – бывшая заключенная. Между ними не произнесено ни слова, но то противостояние, которое возникло в лагере, продолжается и здесь.Спектакль существует в нескольких временных измерениях. Послевоенная эпоха, когда люди пытаются строить новый мир на обломках старого. Военные годы, сцены в концентрационном лагере на фоне печей крематория. У узников есть прошлое, жизнь до войны. И лишь у немногих из них – будущее. Опера, выросшая из сложного сплетения чувств и событий прошлого, обращена в будущее.Пересечение путей и судебМоисей Вайнберг родился в Варшаве, учился музыке, педагоги пророчили ему славу пианиста-виртуоза. Когда город был оккупирован немецкими войсками, эмигрировал в Советский Союз и тем спасся (родители же остались и погибли в концлагере). Минск, учеба в консерватории, эвакуация в Ташкент. Дмитрий Шостакович, ознакомившись с партитурой его Первой симфонии, организовал переезд композитора в Москву. В 1953 году Вайнберг был арестован по подозрению в причастности к «делу врачей», 78 дней провел в Бутырке. Музыкальное наследие Вайнберга: 26 симфоний, 7 опер, балеты, мюзиклы, огромное количество инструментальной и вокальной музыки, музыка к кинофильмам и мультфильмам, среди которых такие популярные, как «Летят журавли», «Тегеран-43», «Каникулы Бонифация», «Винни Пух» и другие.Польской писательнице Зофье Посмыш было 18, когда ее арестовали за распространение антифашистских листовок. Шесть недель она провела в краковской тюрьме гестапо, затем была отправлена в концентрационный лагерь. В Аушвице за пять лет погибли полтора миллиона человек, из них один миллион евреев. Зофье Посмыш посчастливилось выжить. Однажды, уже в послевоенную пору, она услышала в парижской толпе голос, который приняла за голос лагерной надзирательницы. Это произвело на нее огромное впечатление, результатом чего явилась радиопьеса «Пассажирка каюты №45».История оперы «Пассажирка» переменчива, на нее сильно влияло время. Произведение было написано в 1967-1968 годах по заказу Большого театра. В 1968 году прозвучало для профессиональной аудитории, было высоко оценено. Начались репетиции сразу в нескольких театрах страны, но неожиданно последовали обвинения в формализме, абстрактном гуманизме, недостаточной роли Советской армии и как результат запрет на постановку. Композитор, который считал «Пассажирку» главным делом своей жизни, так и не увидел ее на сцене.Миновало почти полвека. Изменилась политическая карта мира, иными стали взаимоотношения народов. Говорят, произведение искусства приходит к зрителю, слушателю, читателю тогда, когда наступает его истинное время. И «Пассажирка» вдруг зазвучала обостренно актуально. Сегодня так важно напомнить людям о прошлом, чтобы оно не повторилось. Никогда.Триумфальное шествие оперы по мировым сценам началось в 2010 году: Австрия, Польша, Великобритания, США, Германия. В Екатеринбурге осуществлена ее первая сценическая постановка в России. Директор ЕГАТОиБ Андрей Шишкин говорит: «За решением воплощать эту оперу стоит намерение использовать инструмент театра для демонстрации гражданской позиции». Осуществляя постановку «Пассажирки», театр не просто готовит новый спектакль. Он восстанавливает историческую и эстетическую справедливость, возвращает Родине имя и наследие незаслуженно забытого композитора, уловившего интонацию эпохи.В течение года действовал проект «Вайнберг. Возвращение». Он включил театрализованное представление радиопьесы Зофьи Посмыш в Свердловском драматическом театре, исполнение Восьмой симфонии Моисея Вайнберга «Цветы Польши», фестиваль «Музыка Вайнберга в кино», концерт камерной музыки Вайнберга в Уральской консерватории. В феврале будущего года состоятся международная конференция «Вайнберг. Возвращение» в Москве и показ екатеринбургской постановки на сцене Большого театра России.Вопросы без ответовСпектакль начинается с занавеса. Серый, в разводах, напоминающих расплывшиеся пятна. Абстракция? Оказывается, самая что ни на есть конкретика. Увеличенная фотография стены газовой камеры, то, что видели люди перед гибелью.Опера начинается с ударных. Тревожное, агрессивное вступление барабанов и литавр. Страх, до краев заливающий душу, паника, перекрывающая дыхание, ненависть, произрастающая на почве превосходства одного человека над другим, скорбь и страдание мощно и безжалостно переданы оркестром, ведомым главным дирижером театра Оливером фон Дохнаньи. Обрывки фраз, ломаные ритмы, низкие тембры. Музыка, красивая и в своей дисгармонии, создает звуковое потрясение. Больно быть человеком.Но и прекрасно быть человеком. Появление главной героини Марты сопровождается нежным звоном колокольчиков. Заключенная Катя без сопровождения оркестра исполняет протяжную и грустную народную песню. Два поля, драматическое и лирическое, то резко, то плавно сменяют друг друга. Звучит несколько переплетающихся лейтмотивов: тема заключенных, тема возлюбленного Марты, тема надзирательницы Лизы, тема любви, тема смерти. Реальность сменяется воспоминаниями или мечтами, которые порой ярче, чем действительность, границы между ними размыты. В концентрационном лагере люди не только умирали. Они там жили. Вспоминали. Дружили. Любили. Пытались бороться. Молились, когда больше у них ничего не оставалось.Образный строй спектакля прозрачен и глубок. Символический метод Тадэуша Штрасбергера основывается на реальных деталях, но уходит от конкретики к обобщениям, чтобы передать дух, а не внешние подробности. Корабль становится символом изоляции и плена человека в собственном роскошном, но неустойчивом мирке. Море вокруг лайнера мы не видим и не слышим, так неуловима и труднодостижима истинная свобода. Узники тенями проходят по сцене, словно их неуспокоившиеся души. После них остаются вещи, никому уже не принадлежащие. В финале вновь появляется изображение стены в камере смерти, теперь уже на заднике сцены. Опасность для человечества не миновала…На фоне глобального движения истории не утрачивается значение личной судьбы. Художник по костюмам Вита Цыкун не выбрала легкий путь – одеть всех заключенных в одинаковую полосатую униформу. Люди прибывали в Освенцим в различное время, у одних форма уже истрепанная и грязная, у других – новая, а кому-то лагерных роб не хватило, ведь порой привозили по несколько тысяч человек в день, они оставались в собственной одежде, помеченной крестами масляной краски. Заключенные не выглядят безликой толпой, художник через костюмы передает уникальность каждого персонажа.Спектакль шокирует. Ярость музыки обжигает. Лирические эпизоды добираются до самых «бронезащищенных» сердец. Но помимо ощущения ужаса от того, какое насилие совершали люди друг над другом, спектакль ставит очень много вопросов. Он заставляет не только чувствовать, но и думать, вызывая интеллектуальный катарсис. Нужно ли делить всех на хороших и плохих? Можно ли оправдать того, кто творил зло? Удается ли освободиться от прошлого? Кто ты сейчас, зависит ли от того, кем был раньше, должен ли до конца жизни отвечать за совершенные поступки? Есть ли место прощению, не равно ли оно забвению? Опера не дает категоричных ответов. Каждый должен найти свой собственный.Занавес опускается. Но спектакль не заканчивается, зритель уносит его с собой.Екатеринбург
Комментарии