Как удержать в школе технический персонал, несмотря на низкую зарплату? Это «больная тема» для меня как для директора школы, которая расположена не в городе и не в небольшой деревне, а в селе средней величины.
В городской школе легче найти претендентов на должность рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту здания, так как заработная плата технического персонала зависит от количества классов-комплектов. Руководители небольших деревенских школ, не имеющих нужного количества классов-комплектов, тем не менее обычно тоже не испытывают проблем с наймом этой категории работников, так как для деревенского жителя даже минимальная заработная плата в 2220 рублей – значительная сумма. Именно такую зарплату получают технические работники в школе, но она уже не устраивает людей в крупном селе. Здесь женщины предпочитают зарабатывать на жизнь продажей продуктов домашнего хозяйства, держат, например, на домашнем подворье по две-три коровы – и это для них, безусловно, выгоднее, чем работа в бюджетной сфере.
Поэтому в нашей школе, точнее, в здании, где учатся подростки среднего и старшего звена, сегодня временно нет уборщицы – с горечью в этом признаюсь. Ермолинская школа-комплекс состоит из трех отделений, в которых занимаются дети из девяти близлежащих деревень. В отделении начальных классов уборщица есть, а в дошкольном отделении уборка помещений входит в круг обязанностей младших воспитателей, то есть в просторечии нянечек. Проблемы с наймом на работу младших воспитателей у нас нет, поскольку для этой категории работников существует 50-процентная скидка на содержание их детей в детском дошкольном учреждении.
Как решить проблему нехватки технического персонала? Конечно, в первую очередь нужно повышать людям зарплату. Ведь этот труд нелегок – уборщица должна весь рабочий день находиться в помещении школы. При существующих реалиях можно, например, совместить три ставки: гардеробщицы, уборщицы и дворника, чтобы человек мог получать более высокую зарплату. Такое совмещение даст 4,5 тысячи рублей. По взаимной договоренности можно сократить уборщице рабочий день. Еще один выход, который мы практикуем в своей школе, – это приобретение современных средств, например, мощных моющих пылесосов.
Нет у администрации нашей школы возможности и морального права собирать с родителей, по большей части малоимущих, денежные средства на доплату уборщицам, как это практикуется порой в школах больших городов. Вместо этого мы проводим беседы с родителями и учениками, объясняем, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят… И, знаете, убеждение помогает.
Технический персонал школы – это не только уборщицы, но еще и дворник, сторож, рабочий по обслуживанию, который сочетает должности сантехника-плотника-электрика в одном лице. У всех этих людей тоже крайне низкие зарплаты. Дворника у нас в школе, увы, нет – между тем есть потребность убирать большой двор, а летом, например, обкашивать траву на огромной территории вокруг школы. Правда, одну мощную газонокосилку подарил Ермолинской школе глава Новгородского района, а вторую в складчину купили наши учителя. Собственно, с помощью энтузиазма учителей и родителей и решается эта проблема. Пожилые педагоги-мужчины даже косить косой траву умели, а молодежь уже не знает, как это делается. Но косят газонокосилками с тем же энтузиазмом. Родители помогают летом ремонтировать школьные здания, красят, например, деревянные полы. Ученики же периодически выходят на субботники по уборке пришкольной территории.
Любовь ПАВЛОВА, директор школы, д. Ермолино, Новгородский район, Новгородская область
Комментарии