search
main
0

Болезни речи

Русский язык – явление уникальное, в нем уживается красивое и некрасивое, выразительное и невзрачное, величественное и скверное. Хотелось бы, чтобы наш язык всегда оставался красивым, выразительным, величественным. Для учеников 10-го класса я разработала урок «В защиту русского языка», на котором мы стараемся определить проблемы современного русского языка и пути их решения, закрепляем знания о разнообразных языковых нормах.

Десятиклассники через год станут выпускниками. Им хочется, чтобы о них говорили: «Это культурные люди, владеющие культурой чувств, культурой общения, умеющие правильно, красиво и выразительно говорить, писать!» Но не всегда это получается. Почему? Вместе мы  определяем «болезни» языка.  Бедность словарного запаса, косноязычие, неумение правильно выразить – все это вызвано нехваткой общей культуры. Если раньше эти недостатки были присущи в основном подросткам, то сейчас и речь взрослых не соответствует нормам русского языка. Еще готовясь к уроку, ребята проводят исследование речи героев различных телепередач и затем знакомят одноклассников  со своими наблюдениями. В качестве практической работы мы выполняем задания по культуре речи. Уровень культуры каждого человека можно определить с первой минуты общения, достаточно лишь услышать, как он произносит слова. Самое сложное задание для детей – конкурс дикторов. Надо всего лишь правильно расставить ударения в выражениях повесть «Отрочество», будем работать с каталогом, форзац учебника, созвонимся завтра, необъяснимое явление, просто феномен. Мы много говорим на уроке о нормах русского языка. Пытаемся  ответить на  вопрос: что может являться критерием правильной речи? Чужой авторитет? Интуиция? «Все так говорят?» К правильному выводу приходим все вместе, а для закрепления изучаем  презентацию о словарях, заранее подготовленную одним из учеников. …В конце урока десятиклассники понимают, что мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны. Мы хозяева своего слова. И если будем следить за своей речью, не произносить грубых и грязных слов, уважать своего собеседника, тем самым мы будем защищать и язык, и культуру. Дети приходят к выводу, что, вступив по взрослую жизнь, они в  ответе за настоящее и будущее русского языка. ​Юлия ЧАЙНИКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов, Саратов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте