Подготовка молодежи с ограниченными физическими возможностями к жизни и труду в современном обществе сегодня становится приоритетным направлением деятельности системы образования и социальной защиты. В России ежегодно рождается более 11% детей с отклонениями в развитии и состоянии здоровья, причем у многих диагноз представляет особую сложность для профессиональной ориентации и последующего трудоустройства. Образование, в частности профессиональное, важно прежде всего для самих учащихся и выпускников профессиональных учебных заведений, имеющих проблемы в развитии и состоянии здоровья. И здесь главное не столько в потребности экономики в квалифицированных кадрах, сколько в реальной адаптации молодых людей с ограниченными физическими возможностями к реальной самостоятельной жизни и труду.
Статфакт В России 31,6 миллиона детей, 617 тысяч из них – дети-инвалиды. Ежегодно в России рождается более 11% детей с отклонениями в здоровье.В системе столичного профессионального образования обучаются 1445 студентов и учащихся с ограниченными физическими возможностями, в том числе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования – 108 человек; среднего профессионального образования – 272 человека; начального профессионального образования – 1065 человек.Среди них 795 учащихся с нарушениями интеллекта;123 ребенка-сироты.По сравнению с 1999 годом число таких обучающихся в системе профобразования Москвы выросло почти в 10 раз.
К сожалению, число молодых людей, нуждающихся в нашем особом внимании, из года в год увеличивается. Их ряды пополняют участники вооруженных конфликтов и боевых действий.
Со вступлением нашей страны в рыночную экономику процессы профессиональной адаптации молодежи с ограниченными физическими возможностями усложнились, нарушились взаимоотношения учреждений профобразования с базовыми предприятиями, уменьшилось финансирование.
Тем не менее мы стараемся помогать подросткам поступать в профессиональные учебные заведения, работаем над совершенствованием форм и методов социально-трудовой адаптации этой категории молодежи, их медико-психологическому сопровождению. Сейчас серьезно расширена сеть образовательных учреждений, осуществляющих подготовку молодежи с ограниченными возможностями здоровья, увеличен перечень профессий, совершенствуется учебно-методическая работа и материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса, ведется подготовка специалистов для работы с этой категорией молодежи, осуществляются мероприятия по социально-трудовой адаптации и трудоустройству.
Мы включаем в учебные планы специальные предметы, помогающие подросткам овладевать современными средствами коммуникации, вырабатывать индивидуальную модель адаптации к меняющимся условиям жизни и деятельности.
Примером использования эффективных форм получения образования стала работа педагогического колледжа №4 и Московской билингвистической гимназии, школы-интерната №65 и Московского городского психолого-педагогического университета. В школе информационных технологий университета проходят подготовку 33 инвалида из школ-интернатов №№ 1, 5, 17, 30, школ №№ 572, 1222, 1321, 1323. В системе высшего образования Департамента образования Москвы создана и реализуется система отбора одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое место в ней принадлежит ежегодной московской городской олимпиаде по математике и информатике, которая проводится в два тура: 1-й тур – в специальных школах и финальный – в МГППУ.
Принципы эффективного обучения также реализуются в учреждениях начального и среднего профессионального образования, где максимальное количество детей с отклонениями в здоровье. Наиболее интересно эта работа ведется в ПУ №№ 3, 11, 49, 86, 119. Мы думаем о том, что наши выпускники станут хорошими специалистами, которые будут востребованы. Так, например, колледж №327, готовящий социальных работников, в 2004 году окончат 18 студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Они получат дипломы по специальностям: «Право и организация социального обеспечения», «Социальная работа», «Правоведение».
К сожалению, нерешенными остаются еще много вопросов. К примеру мы не располагаем обобщенной статистикой, позволяющей судить о том, сколько же в городе детей и молодежи, имеющих статус инвалидов. Мы исходим из цифр во многом заявочных, каждый комитет, департамент, служба ориентируется на свою информацию, действует автономно. Все это мешает выстроить перспективу работы с такой категорией молодых людей.
По данным Министерства образования РФ, 30 процентов выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений продолжают обучение в учреждениях профессионального образования, остальные подростки обучаются в учреждениях социальной защиты или проходят надомное обучение. Перечень профессий и специальностей для обучения данной категории молодежи ограничен. Это не позволяет им в полной мере реализовать свои способности и возможности, поскольку это обусловлено наличием устаревшего учебно-производственного оборудования, нехваткой компьютерной техники и другого специального оборудования.
На рынке труда царит жесткая конкуренция, поэтому, несмотря на то что есть закон Москвы «О квотировании рабочих мест для подростков и инвалидов», а также молодежи с ограниченными возможностями, работодатели берут их к себе на работу главным образом для уменьшения налогооблагаемой базы и получения дотаций на организацию рабочих мест. Труд таких молодых людей используется на неквалифицированных работах, в результате чего процент трудоустроенных выпускников составляет 15 процентов от числа прошедших обучение, а это отрицательно сказывается на их социализации. В связи с этим имеет смысл создать службу психолого-педагогического сопровождения карьеры подростков в период их социализации и трудовой адаптации на производстве в течение первого года после окончания учебного заведения.
Помочь трудовой адаптации молодежи с ограниченными возможностями здоровья могло бы создание опорных профессиональных учебных заведений в каждой префектуре, где наряду с обучением подростки закрепили бы трудовые навыки на учебных рабочих местах, созданных за счет средств фонда квотирования. Сейчас мы работаем над программой модернизации профессионального образования и созданием в рамках ее территориально-отраслевых комплексов непрерывного профессионального образования, где особое место должно занять решение этой проблемы.
Очень мешает работе недостаточно отработанная нормативно-правовая база. В наших учреждениях обучаются 795 учащихся с нарушением интеллекта, но это не дети-инвалиды, хотя, по существу, они нуждаются в значительном психолого-педагогическом сопровождении. Однако на эту категорию подростков закон о квотировании не распространяет механизм социальной поддержки. Поэтому необходимо внести изменения и дополнения в этот закон, распространив его положения на выпускников групп коррекционно-развивающего обучения. В законе же о профессиональном образовании предусмотреть раздел об образовательном учреждении, осуществляющем работу с этой категорией молодежи.
Василий ЛИСОВ, первый заместитель руководителя Московского департамента образования
Комментарии