search
main
0

“Болевые точки” налогообложения бюджетного образовательного учреждения Налог на прибыль

Уже больше года, как вступила в действие глава 25 Налогового кодекса о налоге на прибыль. Образовательные учреждения сразу почувствовали на себе все последствия законодательной инициативы. Предполагалось, что этой весной 25 глава НК будет “активно корректироваться”. Однако, как считают в Думе, на значительные изменения рассчитывать пока не приходится, несмотря на то, что в этом году обсуждается
налоговая реформа. А у вузов и школ остается много новых проблем по взиманию налогов. Бухгалтеры и начальники планово-экономических отделов остаются один на один со своими финансовыми бедами. Помочь пока может только обмен опытом. “ОП” не раз на своих страницах обращалось к теме новых налоговых правил. Сегодня своим опытом делится главный бухгалтер крупного московского вуза Е. СТРОКОВА.

С введением в действие главы 25 НК РФ налог на прибыль организаций исчисляется и уплачивается только в соответствии с ее положениями. Налоговый кодекс является законом прямого действия, т.е. все, что касается налогообложения, – это исключительные нормы НК, а остальные действующие законы и подзаконные акты регулируют иные правоотношения. Для бюджетного образовательного учреждения (БОУ) к законам, регулирующим иные правоотношения, относятся: Гражданский и Бюджетный кодексы; законы “Об образовании”, “О федеральном бюджете на конкретный год”, “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” и др. Все нормы, касающиеся налогов, содержащиеся в этих законах, в случае возникновения споров с налоговыми органами на сегодняшний день можно разрешать только в судебных органах.

О налоге на прибыль в БОУ

Плательщиками налога на прибыль являются все российские организации, в том числе и БОУ.
Для правильного определения прибыли необходимо сравнивать доходы и расходы, относящиеся только к текущему периоду. Текущий период – это квартал, полугодие, 9 месяцев, год. Налоговый период – год.
При этом следует различать моменты возникновения доходов и расходов, которые зависят от метода, применяемого налогоплательщиком для исчисления налога на прибыль, – метода начисления или кассового метода и порядка отнесения тех или иных видов доходов и расходов к доходам и расходам текущего отчетного (налогового) периода. Для БОУ этим методом стал “метод начисления” в соответствии с НК РФ.
Что же такое “Метод начисления”?
При этом методе доходы и расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Пример: БОУ выполнило для сторонней организации какую-либо работу или услугу. В наличии первичные документы: акт (составлен и подписан обеими сторонами) от 31 марта (окончание I квартала), получена счет-фактура. В конце квартала бухгалтер обязан начислить доход (согласно акта), несуществующий в денежном выражении (деньги не поступили). Это значит, что при отсутствии начисленных таким же образом расходов БОУ обязано заплатить налог на прибыль (24% от всего начисленного дохода). Если же начисленные расходы есть, то платить налог нужно с разницы между начисленными доходами и начисленными расходами.
Но:
1) расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными (требование НК РФ).
Обоснованными расходами признаются – экономически оправданные затраты.
Документально подтвержденными расходами – расходы, подтвержденные документами (договоры, счета-фактуры, накладные, акты и т.п.), оформленными в соответствии с законодательством РФ;
2) важно правильно определить дату возникновения как дохода, так и расхода, т.е. дату перехода права собственности;
3) обязательным является единообразие доходов и расходов, т.е. доход от научной деятельности не может быть направлен ни в какой другой вид деятельности, кроме научной; от образовательной деятельности – исключительно на расходы образования.
Итак, если нет дохода по виду деятельности “Z”, следовательно, нельзя взять в расходы затраты по этому виду деятельности. Реально в жизни необходимо произвести расходы из “науки” для “образования” и наоборот. Так поступить можно, но после уплаты налога на прибыль.

Особый порядок налогообложения налогом на прибыль БОУ, имеющему обособленные подразделения

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками являются только организации и физические лица. Соответственно из числа самостоятельных налогоплательщиков исключены филиалы и любые другие обособленные подразделения организаций. Ранее все филиалы и обособленные подразделения делились на три категории в соответствии с наличием трех квалифицирующих признаков: отдельного баланса, собственного банковского (казначейского) счета, самостоятельной реализации товаров (работ, услуг). При этом обособленные подразделения, обладавшие первыми двумя признаками, автоматически признавались самостоятельными налогоплательщиками большинства налогов, а не обладавшие хотя бы одним из этих двух признаков, таковыми не считались, и платить налоги за них по установленным правилам должны были головные организации.
Сегодня по-новому определено понятие “обособленные подразделения организации”. В соответствии со ст. 11 НК РФ таковым считается любое территориально обособленное от этой организации подразделение, характеризующееся наличием стационарно оборудованных (на срок не менее одного месяца) рабочих мест.
При этом не имеет значения, отражено ли создание такого подразделения в учредительных документах организации, наделено ли оно какими-либо полномочиями, используются ли эти рабочие места по своему назначению.
С признанием “обособленности” в БОУ сложилась следующая картина:
– все структурные подразделения, имеющие уведомление о постановке на учет в ИМНС в качестве обособленного подразделения (т.е. присвоен код причины постановки на учет (КПП), признаются “обособленными” по факту наличия КПП;
– филиалы – по факту территориальной обособленности;
– обособленные подразделения, входящие в состав структурных подразделений, но находящиеся на иной территории (т.е. не в той ИМНС, где зарегистрирована головная организация. Даже если это в одном городе!), признаются “обособленными” по признаку территориальной обособленности и наличию рабочих мест.
В обязанности головной организации входит перераспределение и уплата налога на прибыль. Таким образом, для налогообложения и правильного определения долей налога на прибыль и уплату их в соответствующие бюджеты (федеральный, региональный и местный) все обособленные подразделения должны быть зарегистрированы в ИМНС по месту своего нахождения.
Например, входящие в структурное подразделение (само подразделение зарегистрировано в ИМНС ЦАО г. Москвы) общежития, находящиеся в Северном округе (САО) г. Москвы, должны быть поставлены на учет в ИМНС Северного округа. Соответственно, доли налога на прибыль в расчетных пропорциях должны “уходить” в ИМНС ЦАО и ИМНС САО г. Москвы).
Это новые и довольно обременительные для БОУ как налогоплательщика обязанности, целью которых является установление справедливых правил распределения налоговых платежей между всеми территориями, на которых так или иначе присутствует налогоплательщик.
Кроме того, для налогового контроля в НК РФ предусмотрено создание нескольких информационных потоков, которые позволят налоговым органам получать необходимые сведения из разных источников. В частности организации-налогоплательщики теперь также обязаны дополнительно информировать налоговые органы о таких существенных обстоятельствах, как:
– изменения в уставных и других учредительных документах – в течение 10 дней с момента регистрации изменений;
– образование (закрытие) филиалов, представительств и других обособленных подразделений – в течение одного месяца со дня создания, реорганизации или ликвидации;
– изменение места нахождения – в течение 10 дней с момента изменения;
– реорганизация или ликвидация, банкротство – в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения;
– разрешение заниматься лицензируемыми видами деятельности – в течение 10 дней с момента регистрации изменений в учредительных документах;
– открытие или закрытие счетов – в течение 10 дней со дня открытия или закрытия соответственно.

Моменты (даты) возникновения доходов и расходов

Моменты возникновения доходов и расходов при методе начисления определены, соответственно, статьями 271, 316, 317, 272 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 271 НК РФ определена дата возникновения доходов от реализации для налогоплательщиков, применяющих метод начисления:
датой реализации товаров признается день перехода права собственности на товары, определяемый в соответствии с гражданским законодательством (договор (счет; счет-фактура; накладная);
датой реализации работ – дата подписания документа, подтверждающего передачу результатов этих работ (договор; акт выполненных работ и счет-фактура);
датой реализации услуг – день оказания этих услуг (договор; акт, счет-фактура);
датой реализации имущественных прав – день перехода указанных прав к приобретателю. (Указанный порядок регулируется ГК РФ).
Что же такое реализация?
С точки зрения НК РФ, реализация товаров, работ или услуг это – передача на возмездной основе (в том числе обмен) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. Лица могут быть как юридические, так и физические.
Существуют и внереализационные доходы. Как правило, это – проценты банка, курсовые разницы, нецелевое использование целевых средств, аренда имущества и пр.).
По внереализационным доходам даты возникновения этих доходов признаются различными, в зависимости от произведенных операций (ст. 4-8 271 НК РФ).
Даты возникновения расходов при методе начисления определены статьей 272 НК РФ. При этом расходы учитываются в том периоде, к которому они относятся исходя из условий сделки. То есть при осуществлении расходов период их учета (возникновения), определяется документом, в соответствии с которым подобные расходы осуществлены.
Пример: При приобретении лицензии на срок три года подобные расходы включаются в состав расходов текущего периода ежемесячно равномерно по одной тридцать шестой от общей стоимости лицензии.
Пример: (в продолжение к примеру о доходах) БОУ получен (начислен) (акт и счет-фактура от 31 марта) доход, но имеются затраты в виде договора с соисполнителем, срок выполнения работ в котором также 31 марта (не позже, т.е. он может быть в любой срок в течение всего I квартала), подписан с соисполнителем двухсторонний акт, выставлена счет-фактура соисполнителем, но из-за отсутствия денежных средств нет возможности сделать оплату по акту соисполнителю. Такая затрата должна быть начислена как расход. Кроме того, в течение I квартала начислялась, но опять же из-за отсутствия денежных средств не выплачивалась, зарплата. Она также может быть принята к расходу, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Но в случае с зарплатой возникают сложности по перечислению единого социального (ЕСН) и подоходного налогов, т.к. их можно заплатить только тогда, когда придут реальные деньги, а следовательно, будут начисляться пени по ЕСН и подоходному налогу. Пени же в затраты взять нельзя, они должны быть уплачены из чистой прибыли.
Арифметика к этому примеру выглядит так:
31.03.2002 г. Начислен доход 100 руб. (Денежных средств нет) (договор; акт; сч/ф);
31.03.2002 г. Начислен расход по договору с соисполнителем 60 руб. (без оплаты) (договор; акт; сч/ф);
за январь – начислена зарплата с ЕСН 10 руб. (без выплат) (ведомость);
за февраль – начислена зарплата с ЕСН 10 руб. (без выплат) (ведомость);
за март – начислена зарплата с ЕСН 10 руб. (без выплат) (ведомость).
Налогооблагаемая база (доход минус расходы): 100 – 60 – 10 – 10 – 10 = 10 руб.
Налог на прибыль = 2,40 руб., остатки – чистая прибыль 7,60 руб. Парадокс заключается в том, что свою чистую прибыль придется тратить на уплату пеней по зарплатным налогам (ЕСН и подоходный). Причем если деньги не “придут” в течение нескольких дней следующего квартала, то вашей чистой прибыли может не хватить, чтобы оплатить пени. Нужно будет создать чистую прибыль по другому виду деятельности и ее направлять на погашение задолженности по пеням.
В этом примере я не учитываю НДС (20%), который в части зарплаты также должен быть уплачен в бюджет.
Если период, к которому расходы относятся, не может быть определен исходя из документов, в соответствии с которым подобные расходы осуществлены, то эти расходы относятся к периоду их возникновения (начисления). В расходы текущего периода они включаются в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ в части особой группировки возникших расходов.
Моменты возникновения отдельных видов расходов предусмотрены пунктами 2-10 статьи 272 НК РФ.
Одновременно следует обратить внимание на то, что в случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода (т.е. в течение квартала, года) и не предусмотрена поэтапная сдача работ, услуг, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
В этом случае цена договора может быть распределена налогоплательщиком между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, одним из следующих способов – равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете.
Пример: Заключен трехлетний договор без промежуточных этапов, т.е. акт и счет-фактура будут составлены по окончании всего договора единожды. Договор заключен на общую сумму 360 тыс. руб. Но налоговый период равен одному году. Следовательно, по принципу равномерности вы обязаны ежемесячно одну тридцать шестую начислить в виде дохода и, если нет расходов, заплатить налог на прибыль со 120 тыс. руб. за год.

О целевом финансировании и поступлениях

Налоговым кодексом четко разделены понятия целевого финансирования и целевых поступлений и других доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Обратите внимание на то, что финансирование и поступления – это разные имущественные потоки (в т.ч. денежные).

Целевое финансирование

К средствам целевого финансирования отнесено имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по целевому назначению, определенному организацией – источником целевого финансирования. В БОУ целевое финансирование как бы равно лимитам бюджетных обязательств (баланс с признаком 1).
При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства не признаются целевым финансированием и рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Средства, полученные из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, выделяемые бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов, направляются бюджетными учреждениями на финансирование расходов по ведению их уставной деятельности. К указанным средствам, использованным не по целевому назначению в течение налогового периода (а это – год), применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации. В случае признания контрольными органами (наличие акта обязательно) нецелевым использование бюджетных средств эта часть либо уменьшает текущее бюджетное финансирование, либо подлежит возмещению из внебюджетных источников (т.е. из чистой прибыли).
Кроме того, именно в НК РФ содержится ссылка на Бюджетный кодекс в части признания учреждения бюджетным. “Бюджетным учреждением является организация, отвечающая требованиям статьи 161 БК РФ”.
При отсутствии у таких организаций одного из условий, определенных статьей 161 БК РФ, в частности, финансирования ведения уставной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов на основе сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, они не являются бюджетными учреждениями.

Гранты

В целях применения главы 25 НК РФ понятие “грантов” дано в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Гранты (денежные или имущественные) относят к целевому финансированию, если совместно выполняются жесткие условия их передачи:
1) гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями, по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством российской Федерации. Такой перечень освещен в печати и применяется только с 1 января 2003 года. Гранты могут быть предоставлены также и российскими организациями, но только “некоммерческими”. Подтверждение термина “некоммерческая организация” должно сопровождаться копией свидетельства о регистрации (заверенной надлежащим образом) или хотя бы справкой из налоговой инспекции, в которой определен ее статус;
2) гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
3) гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
Следовательно, если получаемый грант – это денежные средства, то в платежном поручении, в назначении платежа в том числе, должно быть указано “…грант… безвозмездно… на осуществление такой-то программы (или конкретных научных исследований)… конкретное условие грантодателя (это может быть “для конкретной кафедры”, “на конкретную конференцию” и т.п.)…”
Если одно из трех условий не выполняется, то такие поступления считаются обычным доходом и подлежат налогообложению.
Условие предоставления отчета грантодателю также является обязательным! Отчет составляется в 2 экз.: первый экз. предоставляется грантодателю, второй – остается у грантополучателя с отметкой о принятии отчета.
В случае полного или частичного признания грантодателем нецелевого использования гранта эта часть признается доходом с последующим налогообложением.

“Льготы” для образовательных учреждений

В НК (ст. 251) содержатся своеобразные “льготы” для БОУ:
1) Имущество (а это и денежные средства), безвозмездно полученное государственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности, не считается доходом и не подлежит налогообложению.
Если в НК не содержится положения, от кого получено такое имущество, следовательно, это могут быть и организации, и физические лица. Но во всех первичных документах, которым такое имущество передается (поступает), обязательно должны появиться фразы: “безвозмездно” и “на ведение уставной деятельности”.
2) Имущество, передаваемое бюджетному учреждению по решению органов исполнительной власти всех уровней, не облагается налогом на прибыль.
3) Предоплата не является доходом и не облагается налогом на прибыль.
4) Средства, полученные из РФФИ, РГНФ, РФТР, ФФПИ, относятся к целевому финансированию и не подлежат налогообложению.

Целевые поступления

Перечень целевых поступлений некоммерческих организаций (в число которых входят и бюджетные учреждения) поименован в пункте 2 статьи 251 НК РФ и является исчерпывающим.
К целевым поступлениям (баланс с признаком 3) отнесены целевые поступления из бюджета бюджетополучателями и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, использованные некоммерческими организациями по назначению.
В качестве примера, к целевым поступлениям можно отнести поступления от министерств, средства мэрии г.Москвы, средства Фонда социального страхования и т.п. Как правило, такие поступления приходят платежными поручениями с соответствующим назначением платежа. Но при этом необходимо учитывать, что в случае возмездного оказания услуг (наличие договора и акта) такие поступления не относятся к целевым.
Налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений – обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Средства, поступающие профсоюзным организациям

В НК РФ эти средства также относятся к целевым поступлениям (т.е. не налогооблагаемым), но только в том случае, если они получены в соответствии с коллективным договором (от юр. лица) или соглашением (от физ. лица) на проведение социально-культурных и других мероприятий, записанных в уставе профсоюзной организации.
Как и по всем целевым поступления, после достижения цели (проведения конкретного мероприятия) должен быть составлен отчет о целевом использовании средств.

Пожертвования

К целевым поступлениям отнесены пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии со статьей 582 ГК РФ. Перечень учреждений и организаций, которым могут делаться пожертвования, определен в пункте 1 данной статьи. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Рассмотрим внимательно этот пункт.
Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Важно, что деньги (тоже вещь) относятся к движимому имуществу (ст. 130 ГК РФ).
Пожертвования могут делаться… научным и учебным учреждениям… исключительно на ведение ими уставной деятельности и безвозмездно.
В платежном или ином документе должна звучать фраза: “Безвозмездное пожертвование… на конкретную цель для ведения уставной деятельности”.
Кроме того:
1) На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.
2) Пожертвования имущества (в т.ч. денежных средств) юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. Очень важно, что при отсутствии такого условия пожертвование имущества считается обычным дарением, а следовательно, облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке!
3) Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
4) Жертвователю не нужен отчет об использовании средств.
Из изложенного следует, что БОУ может воспользоваться термином “пожертвование” при получении как денежных средств, так и иных вещей (движимого и недвижимого имущества), при выполнении вышеуказанных условий.

Особый порядок учета расходов
на НИР и ОКР

Еще раз напомню, что в налоговом праве реализация – это отчуждение имущества или результатов выполненных работ, оказанных услуг (т.е. возмездная передача права собственности на результаты выполненных работ другому лицу). Объектами гражданских прав являются имущественные права, работы и услуги и т.д. Предназначенное для реализации или реализуемое (отчуждаемое на возмездной основе) любое имущество, в том числе имущественное право, признается товаром. Соответственно операции с товаром или их стоимость относятся к объектам налогообложения. Подобная трактовка НК РФ с точки зрения ГК РФ неоднозначна. Вследствие этого все НИР и ОКР будут признаны налоговыми органами, при наличии договора и акта о выполненных работах, налогооблагаемыми доходами.

Ст. 262 НК РФ определяет параметры признания расходов по НИР и ОКР:

У ЗАКАЗЧИКА
Расходами на НИР и ОКР признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг). Такие расходы, осуществленные налогоплательщиком самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки.
Указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение трех лет при условии использования указанных исследований и разработок в производстве. Т.е. нужен акт о положительном внедрении в производство.
А расходы на НИР и ОКР, которые не дали положительного результата, подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение трех лет в размере – 70% фактически осуществленных расходов, а остальные 30% – из чистой прибыли.

У ИСПОЛНИТЕЛЯ
Если вы являетесь (со)исполнителем, то указанные расходы будут рассмотрены как расходы на осуществление деятельности, направленной на получение дохода. Т.е. обычная хозрасчетная деятельность.
В связи с принятой у исполнителя учетной политикой “по начислению”, как только подписан акт о выполнении работ, бухгалтер обязан начислить доход, независимо от поступления денежных средств, а если такие работы этапированы – с момента подписания акта по этапу.
“Подводный камень” этой ситуации в том, что этапы заканчиваются, как правило, с окончанием отчетного (налогового) периода, и доход автоматически считается полученным. Следовательно, и расход должен быть уже начислен (но не оплачен, поскольку вам нечем платить), т.е. должны быть “закрыты” актами договора с соисполнителями, получены товары (счета-фактуры + накладные) под “честное слово” и т.п., тогда разница между начисленным доходом и начисленным расходом подлежит налогообложению. Если таких затрат нет, следовательно, весь еще не полученный в денежном выражении доход облагается налогом на прибыль (24%). Вопрос, откуда взять деньги на уплату этого налога, остается без ответа.
Не целостным, но все-таки решением проблемы видится иной подход к определению этапности работ и предусмотрению “иного” перехода права собственности в дополнительных условиях договора на НИР и ОКР.
Понятие “иной” переход права собственности возможен к применению из ГК РФ. Если учетной политикой учреждения определен “метод начисления”, то в договоре можно предусмотреть условия перехода права собственности к заказчику после полной (или частичной по этапу) оплаты и подписания акта о выполненных работах. Два этих совместно выполняемых условия и будут являться “иным” переходом права собственности. Ситуация спорная (разрешаемая только судом), т.к. опять возникает противоречие между ГК РФ и НК РФ.

Мнение налоговых органов по Федеральным целевым программам и госконтрактам

Одной из разновидностей договора является госконтракт. На сегодняшний день он является “больным местом” для бюджетного учреждения.
Изложу позицию налоговых органов.
Если Минфин доводит до Минобра финансирование на федеральные целевые программы (такие, как “Электронная Россия”, “Федеральная программа развития образования на 2000-2005 г.г.”, “Интеграция…” и т.п.) в виде бюджетного финансирования, а Минобр заключает договоры (госконтракты) с исполнителями (в свою очередь у последних есть, как правило, соисполнители), доводя финансирование платежными поручениями на внебюджетный счет в казначейство, то для первой ступени исполнителей такое финансирование уже является коммерческим (т.е. налогооблагаемым). Для соисполнителей – подход аналогичный. Получается, что бюджетные средства “тают” на ступени исполнителя и “уходят” опять в бюджет в виде налогов. Причем смета по подобным госконтрактам, как правило, не содержит налоговых отчислений и не является основанием не платить налог на прибыль.
В связи с вышеизложенным для бюджетного учреждения возникает вопрос, признавать ли подобные виды сделок целевыми?! Ответ – нет, из-за несоответствия двух федеральных законов (ГК РФ и НК РФ) и приоритета НК РФ. Возможно предложить внести поправки в федеральные целевые программы в виде изменения статуса программ. Они могут быть госзаказом (или федеральным целевым заказом) по итогам конкурсных отборов, или же в самих программах прописать конкретных бюджетополучателей, но при этом не должны иметь договорных условий и акта о выполненных работах. Решение по такому вопросу принимается на уровне государственной власти.
В заключение, хотелось бы акцентировать ваше внимание на то, что все вышеизложенное относится к налоговому учету (конкретно – налогу на прибыль), а Налоговый кодекс должен войти в число настольных книг руководителя и главного бухгалтера организации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте