search
main
0

Более всего нам необходима консолидация общества

Знаменитый итальянский философ, писатель и медиевист Умберто Эко еще в конце 90-х годов прошлого века предполагал, что XXI век будет омрачен ростом межнациональной конфликтности. В своем эссе «Миграции, терпимость и нестерпимое» он отмечал, что «в следующем тысячелетии Европа превратится в многорасовый, или, если предпочитаете, в многоцветный континент. Нравится вам это или не нравится, но так будет. И если не нравится, все равно будет так. Эта смычка (или стычка) культур может привести к кровавым последствиям, и я уверен, что в определенной степени эти последствия проявятся, и будут неизбежны, и будут тянуться долго».

П​редсказания итальянского философа сбываются. Рост нетерпимости, насильственные действия, связанные с межнациональными столкновениями, – общемировая тенденция начала XXI века. Причем не наблюдается тенденция к снижению, скорее, общемировые процессы дают возможность предположить, что уровень ксенофобии и конфликтности на национальной почве будет только возрастать.В этой связи особую роль приобретает система образования, которая оказывается одной из немногих реальных преград на пути негативных процессов. Анализируя пути предотвращения кризиса межнациональных отношений, Умберто Эко отмечал, что «приучать к терпимости взрослых, которые стреляют друг в друга по этническим и религиозным причинам, – только терять время. Время упущено. Это значит, что с дикарской нетерпимостью надо бороться у самых ее основ неуклонными усилиями воспитания начиная с самого нежного возраста, прежде чем она отольется в некую книгу и прежде чем она превратится в повседневную корку, непробиваемую, толстую и твердую».Именно система образования и воспитания может помочь, если не переломить негативные тенденции, то хотя бы сдержать скатывание общества в хаос ксенофобии, межнациональных конфликтов и экстремизма на национальной почве.В этом направлении активно работает Московский городской психолого-педагогический университет, в составе которого с 2003 года на факультете «Социальная психология» действует кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования. За это время в рамках научной работы кафедры накоплен большой экспертный потенциал. Среди реализованных научно-практических проектов были такие общесоциальные исследования, как «Изучение состояния и тенденций межнациональных отношений, этнодемографической ситуации развития населения Москвы: социально-психологический аспект» (2004) или «Социально-психологический анализ факторов возникновения и условий предотвращения национализма в молодежной среде» (2007-2008), так и прикладные разработки, предназначенные непосредственно для системы образования (например, «Безопасность в многонациональной среде: причины и способы предотвращения агрессивного этнонационализма» (2006) или «Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве: этнопсихологический и этносоциологический аспекты» (2007).В последние годы кафедра активно занимается научно-методическим обеспечением оценки эффективности профилактических мероприятий, направленных на недопущение экстремистских проявлений в среде учащихся. В первую очередь это ежегодный мониторинг рисков межнациональной конфликтности среди учащихся столицы, проводимый совместно с центром «Практический психолог» и лабораторией мониторинговых исследований МГППУ. Первая волна состоялась в 2011 году, было проведено обследование 8000 учащихся образовательных учреждений Москвы. В настоящее время (октябрь-ноябрь 2012 года) проводится вторая волна мониторинга – данные находятся в обработке.При этом в ходе обследования 2011 года получены следующие данные: общую ситуацию в области рисков межэтнической конфликтности среди старшеклассников в марте 2011 г. можно признать относительно благоприятной (по сравнению с данными за ноябрь 2010 г.). Однако степень рисков нежелательного развития ситуации остается достаточно высокой.Потенциал межэтнической агрессии находится на критическом уровне, велика доля зоны неустойчивого равновесия. Это означает, что при негативных непредвиденных ситуациях (резонансный конфликт на бытовой или экономической почве с участием разных этнических групп, теракт) возможно резкое увеличение старшеклассников, вовлеченных в конфликтное межэтническое взаимодействие.Вследствие событий, произошедших в 2010 г. и имевших общественный резонанс, у подростков, центрированных на этническом самосознании, укрепляется убеждение, что статус собственной этнической группы эффективно повышается посредством насильственных действий.Большинство старшеклассников столицы демонстрирует средний уровень склонности к нарушению общепринятых правил и юридических норм соблюдения общественного порядка. Таким образом, они находятся в состоянии неустойчивого равновесия, что увеличивает вероятность при определенных обстоятельствах увеличения зоны высокого уровня.В целом у опрошенных школьников Москвы отношение к мигрантам остается угрожающе негативным. Данные по марту 2011 г. свидетельствуют об усилении этой негативной тенденции за счет рассасывания нейтральной зоны. При этом происходит некоторая поляризация отношения к мигрантам: значительно увеличивается зона негативного отношения и немного прирастает (но пока в пределах ошибки выборки) зона позитивного отношения.Для блокировки нежелательного развития было выдвинуто основное предложение – спроектировать и предложить подросткам и молодежи несколько сценариев бесконфликтного и ненасильственного повышения уровня этнической самооценки. Кроме этого в 2011-2012 годы в МГППУ было подготовлено несколько пакетов подробных рекомендаций по действиям, направленным на снижение ксенофобии и профилактику молодежного экстремизма.Известно, что прямое противодействие этнокультурному экстремизму зачастую оказывается неэффективным, поэтому большое значение должно придаваться профилактическим действиям, позволяющим предотвращать возможность возникновения подобных явлений в школе.В системе образования Москвы профилактика реализуется через организацию позитивного межкультурного взаимодействия в образовательной среде, и в первую очередь через работу по интеграции детей-мигрантов.В этих целях в 2012 году МГППУ:    разрабатывает курс повышения квалификации (72 ч.) «Психологическое сопровождение мигрантов в образовательной среде»;    осуществляет подготовку и последующее внедрение концепции локального территориального центра интеграции и адаптацию мигрантов на базе образовательного учреждения. Проект – «Школа как транслятор культуры принимающего общества»;    проводит оптимизацию работы психологической службы в образовательных учреждениях с высокой долей мигрантов (в рамках Государственной программы Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») в 2012 г.);    с учетом современных информационных технологий в 2012 г. университет разработал положение о молодежном конкурсе интернет-проектов, связанных с развитием установок культуры мира и ценности культурного разнообразия в подростковой среде.Работа по профилактике экстремизма ведется также и на окружном уровне. Например, в ЮЗАО успешно реализуют окружную межведомственную программу по профилактике ксенофобии и экстремизма в форме сетевого взаимодействия в образовательной среде «Найдем общий язык!»).Необходимо отметить, что в системе образования МГППУ разработана организационная модель системы работы по предупреждению и преодолению правонарушений несовершеннолетних, разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса, подготовлен пакет документов по внедрению школьных и территориальных служб примирения (типовые положения, программы обучения специалистов, методические рекомендации для руководителей, педагогов и психологов учреждений образования Москвы). Экспериментальная апробация модели проводится в 10 образовательных учреждениях города, в настоящее время идут работы по трансляции опыта создания служб примирения на все образовательные учреждения системы образования столицы.Важным направлением деятельности в Москве стала систематическая работа по подготовке кадров для обеспечения массовой профилактической деятельности с целью недопущения экстремистских проявлений среди учащихся.В МГППУ с 2010 года действует Программа профессиональной переподготовки «Психология межкультурной коммуникации в сфере образования» (510 ч.); по этой программе прошли профессиональную переподготовку 48 человек. В 2011 г. открыт курс повышения квалификации «Профилактика ксенофобии и экстремизма в подростковой и молодежной среде» (72 ч.), обучение прошли 25 человек, подготовлено учебное пособие «Работа психолога в многонациональной школе» (авторы М.Чибисова и О.Хухлаева, издательство «Форум», 2011 г.).В настоящее время идет подготовка магистерской программы «Практическая этнопсихология для образования», призванной готовить профессиональных психологов, способных вести деятельность по противодействию ксенофобии и экстремизму в молодежной среде в системе Департамента образования, регулярно проходят мероприятия, позволяющие осуществить трансляцию достижений МГППУ в области профилактики ксенофобии и экстремизма, например, с 2007 г. один раз в два года проходит Всероссийская научно-практическая конференция «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития», в которой каждый раз принимают участие более 200 специалистов из различных регионов РФ, ближнего и дальнего зарубежья. В рамках внутригородских мероприятий регулярно организуют такие тематические мероприятия, как научно-практическая конференция «Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде» (2009), дискуссионная площадка «Дети-мигранты в инклюзивном образовании: ресурсы для интеграции и/или стигматизация различий?» (2011), межведомственный городской круглый стол «Технологии профилактики ксенофобии и национального экстремизма в образовательной среде» (2012).Одновременно активно развивается международное сотрудничество в области обмена академическими, экспертными, профессиональными ресурсами, для подготовки научно-методических материалов по описанию технологий профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом и других трудных жизненных и юридически значимых ситуациях. МГППУ реализует проект «Детство под защитой» (грант Гете-института) в рамках программы мероприятий Года Германии в России (2012-2013). Помимо организованных в рамках проекта круглых столов и рабочих встреч с немецкими специалистами в МГППУ будет подготовлен и опубликован электронный сборник для открытого доступа специалистов системы образования. Совместно с Университетом города Вероны в 2012 г. был организован студенческий семинар «Этношкола: кросс-культурная психология и межкультурное образование», призванный обеспечить международный обмен современными технологиями, связанными с оптимизацией межкультурного взаимодействия.Ежегодно на базе университета проходят обучающие семинары и встречи с зарубежными профессорами и экспертами в области использования психотерапевтических методов в работе с различными категориями проблемных семей с детьми (системная семейная терапия, психодрама), в которых принимают участие представители учреждений системы образования, соцзащиты, семейной и молодежной политики, профилактики и правоохранительных органов Москвы, общественных организаций, центров медиации, правоохранительных органов. Обучающие авторские семинары иностранных профессоров на базе университета прошли более 60 специалистов общего и высшего образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте