Никакие познания не принесут пользу, если не будут опираться на твердую нравственную основу.
Леонид Куницын
Литературно-творческий фестиваль «Болдинская осень» – это проект школы №345 имени А.С.Пушкина, посвященный самому плодотворному периоду жизни поэта, его любимому времени года, когда леса одеты в багрец и золото. Но прежде всего фестиваль – это детское творчество и осмысление великих произведений в игровой и интерактивной формах.
«Поощряйте игры, забавы. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир», – писал Жан Жак Руссо. В литературно-творческий фестиваль включены все возрастные категории школьников, и если первоначально это были только литературно-интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?» по произведениям А.С.Пушкина, то сегодня мы включаем все новые формы работы, соответствующие современным реалиям жизни, которые решают и образовательные, и воспитательные задачи.
Ученики начальной школы погружаются в сказки Александра Сергеевича, готовясь к литературно-интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». Они пытаются понять, какой «намек – добрым молодцам урок» пытался им преподнести великий поэт. Школьники учатся быть одной сплоченной командой, придумывают название, эмблему, девиз и приветствие. Ребята готовят иллюстрации, учат наизусть отрывки из сказок, разыгрывают игровой вопрос, исследуют значения устаревших слов и даже создают мультфильмы. В результате игры ребята узнают, что такое нравственные ценности, что добро всегда побеждает зло, а любовь и дружба могут сотворить настоящие чудеса!
В рамках литературно-творческого фестиваля ученики 5‑х классов становятся участниками школьного проекта «И мило мне его воспоминанье…». Тема проекта – детство Саши Пушкина в Москве до его поступления в Царскосельский лицей. Каждый из школьников примеряет на себя роль одного из членов семьи будущего поэта, знакомится с его родословной, с образцами воспитания дворянских детей XIX века, с обликом столицы золотого века культуры. «Няни» рассказывают сказки, «сестры» проводят мастер-класс по бальным танцам, «мамы» готовят любимые блюда, мужская половина семьи сочиняет и декламирует стихи, делится знаниями «своей» родословной и облика Москвы XIX века. А сколько здесь можно проследить метапредметных связей?! Это литература, история, музыка, изобразительное искусство, хореография, технология, актерское мастерство и многое другое. А главное – это приобщение детей к семейным ценностям и их нравственной составляющей, что является одним из главных качеств культурного человека.
Прошлой осенью по известным всем нам причинам учащиеся 6-11‑х классов перешли на дистанционную форму обучения. Это нас не испугало, и мы провели в параллели 6‑х классов интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» по роману А.С.Пушкина «Дубровский» дистанционно, творчески используя современные технологии в области воспитания и образования детей. Традиционная игра помогла школьникам глубоко и с интересом ознакомиться с литературным произведением, творчески осмыслить героев романа и их поступки, узнать быт и нравы дворянского сословия в первой половине XIX века. Команды классов «Романтики» и «Пушкинята» показали свои знания, таланты художников, поэтов, чтецов, а информационные технологии помогли ребятам быстро отвечать на вопросы и поддерживать интересные дискуссии в ходе игры. Например, один из учеников вот так представил судьбоносную линию главного героя:
Участь незавидна
Владимира Дубровского:
Отдавать обидно
Имение отцовское.
От родного от порога –
На большую на дорогу.
И пришлось Володеньке
Уходить в разбойники.
Параллель 7‑х классов исследует в ходе экскурсионной игры-квеста Пушкинскую тропу Басманного района, восьмиклассники готовятся к лицейскому дню, 9‑е классы играют по «Евгению Онегину», а с 10-11‑ми классами по произведениям А.С.Пушкина собирается на битву умов и команда учителей. Вот так, через игру, творчество, ситуацию успеха мы возлагаем венок поэту, передавая пушкинские традиции от поколения к поколению, от учителей к ученикам, от старших товарищей к младшим из рук в руки.
Литературно-творческий фестиваль «Болдинская осень» – это многообразие видов культурной и творческой деятельности учащихся, педагогов, родителей. У учащихся появляется возможность попробовать себя в новом качестве, проявить талант, проверить знания по литературе, освоить новые виды деятельности, а у педагога – возможность обменяться опытом, ощутить профессиональную успешность, быть на одной волне с учениками.
Может быть, это сентиментально звучит, но я бы сказала, что это приобщение к прекрасному, душевному, нравственному. В современном мире развитых цифровых технологий и нечитающих детей нам всем это необходимо как воздух.
В этом году нашей школе исполняется 85 лет со дня открытия и 84 года со дня присвоения ей имени А.С.Пушкина, а всего через три года мы будем отмечать 225‑летие со дня рождения великого поэта. И закончить я хочу стихотворением «Признание Пушкину» нашей выпускницы, которая, я уверена, передаст пушкинские традиции следующему поколению, своим детям:
Мне ваши сказки с детства милы,
Люблю в них каждую строку.
А у стихов какая сила!
Их свято в сердце берегу.
Ах, Пушкин, Пушкин, вы бессмертны,
Вас знает всякий на земле!
И буду я до смерти верно
Хранить портрет ваш на столе.
Читать мне ваши эпиграммы –
Одна отрада, благодать,
А ваши маленькие драмы
За чашкой чая обсуждать.
Вы раздарили нам свой гений –
Мы вечно будем вам должны.
И на распутье новых мнений
Вы все равно для нас важны.
Елена АХМЕЛКИНА, методист школы №345 имени А.С.Пушкина
Комментарии