Маленькие сельские школы экономически нецелесообразны. Но без них умирают села. О том, как крошечная Каразюкская школа хранит свой аул, рассказывает ее директор Шолпан СЕКСЕМБАЕВА.
Каразюкская основная школа находится в 175 км от областного центра, на границе с Казахстаном. Историческое прошлое определило этническое своеобразие аула. Это одно из самых старых казахских поселений Нововаршавского района – ему почти три века. Он немаленький по меркам современности – 103 двора. У нас только одна русская семья первоцелинников, но живем в мире и согласии. До прошлого года не было проблем с работой – в пяти километрах от Каразюка находилось акционерное общество, где нужны были животноводы, трактористы. Но оно разорилось, и приходится изобретать другие способы выжить. Мужчины помоложе ездят на Север, постарше – в райцентр или в город. Самое, пожалуй, удивительное, что уезжать с родного места наш кочевой народ не хочет. 103 двора – цифра постоянная, несмотря на все трудности. У нас в школе семь педагогов, практически все – ее выпускники, трое молодых специалистов.Возможное закрытие или присоединение школы в качестве филиала к близлежащей базовой пугает сельчан. Мы не хотим, чтобы наши дети каждый день подолгу тряслись по далеко не лучшим дорогам. Тем более с уничтожением школы жизнь поселения станет стремительно угасать. Принятие школы не только родителями, но всеми жителями как дела всего сельского сообщества, превращение ее в центр по развитию талантов и творческих способностей детей, отсутствие замкнутости, барьеров, взаимодействие с местными органами власти – вот, наверное, главные достижения нашей школы, обеспечивающие ее выживание.Сегодня, чтобы сохранить село, образование должно соответствовать социальным ожиданиям людей, заказу сельского сообщества, каждой конкретной семьи. Каразюкская основная школа – типичная малокомплектная сельская школа, в которой обучаются и воспитываются 68 детей, из них 18 – в подготовительной группе. Но работаем мы нетипично. Мы стараемся передать подрастающему поколению богатство языка и традиций, духовно-нравственных ценностей, опыта жизни нации. При этом создаем условия для того, чтобы в ауле Каразюк развивались люди, достойные XXI века: культурно и интеллектуально образованные, способные жить в быстро меняющемся мире, но сохраняющие национальную идентичность в поликультурном обществе. Развитие этнокультурной воспитательной системы – работа, планомерно осуществляемая нами с конца прошлого века, когда наметились тенденции отхода молодого поколения от национальной культуры.Наши идеи реализуются в программе развития «Атамекен» – в переводе «Земля предков». Основные ее направления – знакомство с многовековым наследием традиций и обычаев казахов. Значительная роль здесь принадлежит родному языку, который мы изучаем более 10 лет. У истоков возрождения его преподавания стоял Кайролла Жусупов, который 43 года отдал школе. Сейчас ветеран педагогического труда – председатель Совета мечети аула. Но чтобы не прерывалась связь времен, мы подготовили ему замену. С помощью Министерства образования области направили в Северо-Казахстанский университет нашего выпускника. Теперь Марат Мусабеков – носитель трех языков: русского, казахского и английского. Кроме того, руководит кружком обучения игре на домбре, старинном казахском музыкальном инструменте. Детский ансамбль ежегодно принимает участие в областных фестивалях национальных культур «Голос поколений», «Единение», в Дне родных языков в Омском музее просвещения.Изучая национальную культуру, дети поставлены в условия реальной заботы о сохранении народной песни, музыки, обычаев. Одно из направлений исследовательской деятельности детей – «Моя родословная», которая включает в себя изучение истории рода, создание семейных летописей, организацию семейных архивов, сбор заповедей народной педагогики, фольклора. Развернулась краеведческая работа по сбору материалов об истории родного края, аула, его людях. Центром ее стал школьный этнографический музей, открытый в 1995 году. Сегодня его материалы стали большим подспорьем на уроках русского языка и литературы, используются в работе над сочинениями на темы истории нашего села. Таких экспонатов, как у нас, нет даже в омских музеях – нас часто просят предоставить их для экспозиций, к нам приезжают гости из Казахстана.Воспитание в школе основывается на народной педагогике. Вместе с семьей мы работаем над развитием наших традиций: почитание старших, уважение к людям труда, стремление к оказанию взаимопомощи. Казахская семья, их семейные отношения – это сложнейший мир представлений, обычаев, основ народной жизни. Единство и дружелюбие – именно эти два качества укрепляют казахскую семью, в которой обычно представлены три-четыре поколения. Чтобы лучше понять настоящее, увереннее смотреть в будущее, надо знать свои истоки, свои корни, помнить о них.Семейные и народные праздники стали хорошей и доброй традицией школы, объединяющей взрослых и детей. Одной из форм пропаганды семейных ценностей, национальных традиций стали «уроки в семейных гнездах». Это новая форма работы школы с семьей, сложившаяся в нашем районе. Ежегодно в ноябре в один день вся школа одновременно уходит на необычные уроки, которые проводят члены семей наших учеников. Большому событию предшествует серьезная кропотливая работа: подготовка сценария урока, обсуждение его этапов членами семьи, приготовление сувениров, подарков, приведение в порядок дворов и домов. Один из таких уроков проходил в семейном гнезде Абулхановых, где проживают представители трех поколений. Старшая – бабушка Куляш, мастерица казахских ковров алаша и сырмак. Девочки могли попробовать поработать на ручном станке, мальчики помогали развешивать ковры, фотографировать. Казахские народные песни в исполнении бабушки и внучки, народная речь, непринужденная обстановка расположили детей к общению. Внучка Айнаш написала в своем сочинении, что испытала чувство гордости за семью.Взаимодействие школы и социума, считают каразюкские педагоги, предполагает, с одной стороны, открытость образовательного учреждения внешним влияниям, а с другой – его стремление к автономии. Основные результаты взаимодействия школы и семьи сегодня – это активное участие родителей в жизни школы, открытость школы сельскому сообществу. В учебно-воспитательный процесс вовлечены все его участники. В школе работает родительский комитет, орган ученического самоуправления «Школьная Дума», родительская организация «Болашак», что в переводе с казахского означает «будущее», совет школы.Мы не знаем, что такое хамство, у нас спокойные и доброжелательные отношения между детьми и взрослыми, у нас нет ребят, стоящих на учете в ИДН. Нет даже курящих. В физкультурно-спортивных секциях занимаются 45 детей. Сегодня в районе хорошо известна взрослая сборная аула Каразюк по хоккею, подросла и хорошая юная смена.У нас особое отношение к труду – дети считают, что школа должна быть уютной и красивой не только изнутри, но и снаружи. Они занимаются опытнической работой, выращивают рассаду цветов и овощей, ухаживают за пришкольным участком, создают проекты. Летом работают вместе с родителями. По договору с Центром занятости населения у нас создаются семейные подряды.Все это позволило школе стать центром национальной казахской культуры не только села, но и всего района. Осознание малой родины – это тоже проявление патриотизма. Новое поколение детей входит в мир новых взаимоотношений, с детских лет усваивая правила жизни в селе, объединяясь на созидательное проживание.Слагаемые успеха от Шолпан СЕКСЕМБАЕВОЙ Место, где ты живешь, воспитывает, и дело педагогов – превращать его в образовательно-воспитательную среду. Сельский учитель не профессия, а образ жизни. Ты в селе – образец поведения. Задача школы и сельского сообщества – дорожить старыми традициями и, сохраняя их самобытность, творить новые. Руководитель школы должен быть стратегом и координатором образовательной и воспитательной политики не только в школе, но и на селе. Учить педагогов – единственный способ победить несоответствие между необходимостью смены профессиональных ориентиров и отсутствием практики подготовки учителей к работе в малочисленной сельской школе.аул Каразюк, Омская область
Комментарии