search
main
0

Бойтесь молчаливого человека

Две рецензии на «Власть» - байопик о реальном политике самой влиятельной страны современности

Фильм «Власть» в 2019 году претендовал на премию Американской киноакадемии в восьми категориях, а получил «Оскар» только в одной – за лучший грим и прически. Картину снял создатель «Игры на понижение» (2015) режиссер Адам МакКей по собственному сценарию. «Власть» – это своего рода ода главному персонажу картины, вероятно, в качестве своеобразной благодарности ныне живущему Дику Чейни, некогда занимавшему должность вице-президента США.

Фильм «Власть» представляет собой смесь жанров: биографической драмы, экранного спектакля и сатиры, перерастающей в попытку создания отражения происходящего вокруг, чтобы дать оценку действиям, приведшим к сегодняшнему состоянию дел. Картина очень специфическая. Современному зрителю, привыкшему к дракам и погоням, искрометным трюкам и красивым графическим кадрам в незатейливых сюжетах без подтекстов и иносказаний, трудно погрузиться в сложные перипетии интриг, вникнуть в двойные смыслы сказанных английских слов, переведенных на русский язык только в одном из значений.
Исполнители главных ролей Кристиан Бэйл (Дик Чейни) и Эми Адамс (супруга – Линн Чейни), безусловно, сияют в своих образах, открывая новые грани подлинного актерского мастерства. Согласно пояснениям авторов картины они постарались докопаться до сути настолько хорошо, насколько позволили их силы.
До начала съемок в сентябре 2017 года МакКей и Бэйл провели шесть месяцев, совершенствуя образ главного героя, грим и прически подбирал визажист Грег Кэнном. Чтобы соответствовать внешности персонажа, актер прибавил в весе более 15 килограммов, кроме того, ему в 44 года надо было сыграть Чейни в диапазоне от 20 до 75 лет.
Грег использовал каждую свою наработку, кроме цифровых сенсоров. После того как отсняли эпизоды о молодости Чейни, Бэйлу приходилось каждый день брить голову, чтобы выглядеть лысым в более поздние годы персонажа. Кроме того, актер должен был носить специальный протез, покрывавший его шею, щеки и подбородок. Нос сделали немного шире, а кончик – длиннее. Использовался специальный резиновый макияж, который хорошо держался и имел консистенцию, выглядящую очень реально. В заключительных эпизодах в макияж включались красные тона, чтобы лицо смотрелось соответственно возрасту.
Требовалось несколько часов, чтобы воссоздать «голову» Чейни. Иногда подряд снимались эпизоды в двух разных возрастных образах главного героя, приходилось буквально «вытаскивать» Бэйла из одного и перегримировывать в другой. Проблем с этим не возникало: пока делали нужный макияж, Кристиан отсматривал фотографии и видео, чтобы скопировать мимику и пластику политика. Он каждый день тратил на работу над персонажем по четыре часа, примеряя не только облик, но и пытаясь представить внутреннюю мотивацию вице-президента.
Основные исполнители следующего эшелона ролей: Сэм Рокуэлл, создавший образ президента Джорджа Буша, и комик Стив Карелл, изобразивший «ястреба» Дональда Рамсфелда. Эти персонажи представлены сатирически, их стремления, повадки и привычки высмеиваются режиссером с некоторым сарказмом, показывая, насколько, казалось бы, ответственные руководители совершают бездумные и безумные поступки, потакая своей прихоти или порой невежеству.
Надо понимать, что картина несет в себе политический подтекст. Если использовать устаревшее слово, это антиагитка, современная и вполне успешная. Валить все промахи на предшественников – черта любого нового руководителя, режима или строя. Так и здесь, все, что нужно, свалили на «тех». С другой стороны, показали Дика Чейни стратегом и лидером, «серым кардиналом» и кукловодом мировых процессов. В фильме постоянно меняются место и время действия, сюжет наполнен флешбеками, отсылками к молодости и зрелости главного персонажа. Всезнающий рассказчик помогает зрителю прожить все моменты личной истории героя, занимая роль в повествовании наряду с основным действующим лицом, реальным вице-президентом США и руководителем страны на протяжении восьми лет.
В своем фильме режиссер МакКей исследует ранее малозаметную личность, ставшую ключевой в недавней политике, – человека, чья власть далеко затмила главнокомандующего, которому он должен был подчиняться (многие из президентов никогда не обладали такой силой). А также его амбициозную жену, способствовавшую восхождению супруга.
Политическая тематика гарантирует жаркие споры. Горячие моменты в фильме: начало подготовки антитеррористической войны до того, как упал четвертый самолет, угнанный 11 сентября 2001 года; поощрение вторжения в Ирак; выступление Лиз, дочери Чейни, против однополых браков с целью укрепления положения в партии (хотя другая дочь, Мэри, в браке с женщиной).
Само оригинальное название – «Vice» – уже оставляет вариации для интерпретаций. Иногда авторы включают иронию, политический черный юмор, саркастически утрируют беспринципные проекты и действия, совершаемые главным героем вместе с подчиненной шайкой хищников вашингтонского болота, таких же алчных до власти и развращенных неожиданным могуществом, упавшим в руки. Так, в сцене в ресторане они, как меню, перебирают возможности абсолютной исполнительной власти, которые юристы предлагают выудить из процессуальных проволочек и коллизий в основополагающих документах, а также во множестве противоречивых трактовок законов сверхдержавы.

Становится важен посыл фильма о том, что многое противоречиво и такой персонаж, как Чейни, совершавший отрицательные, злодейские поступки, может быть представлен биографами в качестве национального героя, выдающегося лидера, повлиявшего на весь мир. Хотя можно признаться, что эта политическая фигура выглядит как бюрократ, молчаливо пробиравшийся по коридорам власти, а в самый удобный момент, когда все остальные устали и потеряли бдительность, нанесший удар… Как сказано в эпиграфе картины: «Бойтесь молчаливого человека…»
​Андрей ЗОТОВ

Оригинальное название байопика «Власть» Адама МакКея – Vice, что на английском обозначает как «заместитель», так и «порок», «зло», «клещи», «норов» и одновременно «недостаток характера». Все эти слова, по мнению авторов, применимы к главному герою фильма – Дику Чейни, американскому политику, самому влиятельному вице-президенту в истории США.

Поскольку кинематографическое жизне­описание государственного деятеля изобилует упоминаниями многих имен и должностей, лучше предварить его просмотр чтением Википедии. Соответствующая страница сообщает, что скончавшийся в 2009 году Чейни был членом Республиканской партии, занимавшим высокие посты в администрациях четырех президентов США: Ричарда Никсона, Джеральда Форда и обоих Джорджей Бушей. Буш-старший предложил ему кресло министра обороны, младший – вице-президента.
В одном из промежутков между госдолжностями Чейни подвизался на стезе бизнеса: будучи исполнительным директором нефтесервисной компании «Халлибертон», успешно участвовал в решении поставленных перед ней задач. Это предприятие, к слову, первым получило контракт на восстановление и разработку нефтяных месторождений в оккупированном в 2003 году Ираке. Авторы достаточно четко транслируют свою точку зрения: Чейни ответственен за глобальные просчеты Америки во внутренней и внешней политике, а за то, что касается Ирака и Афганистана, особенно. Потому целью их становится попытка исследования того, как подобный человек мог попасть в высшие эшелоны власти.
Мы наблюдаем путь Дика Чейни (Кристиан Бейл) от момента, когда он в двадцатилетнем возрасте, накачавшись алкоголем, садится за руль автомобиля, до той поры, когда, манипулируя фактами, выстраивает тезисы для доказательства наличия в Ираке оружия массового поражения. Видим, как эйфория от первого высокого поста плавно переходит в уверенность: власть – это могущество, которое нужно наращивать и ни в коем случае не отдавать другим. Надо сказать, не последнюю (по версии создателей, так вообще первую) роль в становлении Чейни-политика сыграла его жена Линн (Эми Адамс), этакая Раиса Максимовна Горбачева штатовского разлива. Используя этот образ, МакКей отдает дань уважения актуальной сегодня теме феминизма. Сначала молодая Линн с апломбом кричит на страдающего от похмелья и, кажется, действительно бесхарактерного бойфренда Дика: «Я не выйду за тебя, если ты будешь пить и валяться в грязи!», а много позже рука об руку шествует с ним по залу Белого дома в статусе не только жены, но и бизнес-леди, а также общественного деятеля.
Главный герой «Власти» настолько малопривлекателен, что по-настоящему радует эпизод, в котором он наконец-то проявляет не свойственную ему человечность: несмотря на огромное желание баллотироваться на пост президента США, отказывается от этого. Причина – забота о младшей дочери Мэри: она, открытая лесбиянка, в ходе предвыборной гонки обязательно попала бы в центр внимания прессы и противников отца. Однако позже девушка все-таки станет жертвой политических амбиций семьи. И тогда станет понятно, почему камера при сцене операции по пересадке у Чейни сердца так долго фокусировалась на самом органе. В прямом смысле сердце у героя было, а вот в другом, нравственном, понимании? Как он мог продвигать антигуманные законопроекты, наживаться на войнах, предавать соратников и близких? Слово «власть» объясняет многое.
На мой взгляд, фильм заслуживал более высокой оценки киноакадемиков. Во-первых, необычен его жанр – гармоничный сплав документалистики и игрового кино, приправленный где-то сатирой, а где-то – элементами комикса. Здесь есть такая изюминка, как ложный финал (этот спойлер исключительно для того, чтобы зрители не спешили покидать зал, как только пойдут титры). В-третьих, здесь оригинально и внятно подано общеизвестное: власти таковы, каковыми им позволяет быть избравший их народ. В-третьих, МакКей привлек замечательных актеров (Стив Карелл, Сэм Рокуэлл, уже упомянутая Эми Адамс, Элисон Пилл и другие), смотреть на их работу – истинное удовольствие киногурманов.
О Кристиане Бейле, получившем за эту роль приз «Золотой глобус», стоит сказать особо. Он из тех мастеров, которые не боятся для создания более убедительного образа резко похудеть или, напротив, поправиться. Незадолго до съемок у МакКея он вдруг заявил в интервью, что прекратит все эксперименты с весом, поскольку новые технологии грима позволяют не истязать себя. Однако перевоплотиться в Чейни он все-таки захотел максимально, потому набрал 19 килограммов. Примечательно, что, получая статуэтку на церемонии «Золотого глобуса», Бейл сказал: «Спасибо сатане за то, что он вдохновил меня на эту роль». Это, конечно, была шутка и в то же время явно неоднозначное отношение к своему безжалостному герою.

Жаннат ИДРИСОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте