Его всю жизнь ведет учитель математики из Тульской области. И неизменно выигрывает
Прочитал как-то у Эрнеста Хемингуэя: “Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить”. Не знаю, читал ли эти строки Николай Васильевич Шуклин, учитель математики из небольшого русского города. Но живет он “по Хемингуэю”. Они даже внешне немного похожи. Хотя, может быть, я ищу сходство, потому что знаю, через какие испытания прошел Николай Васильевич. И не сдался.
От Москвы до Новомосковска – всего три часа пути. Город немноголюдный, пятиэтажный. Как в любой российской глубинке – большие грязные лужи, которые приходится перешагивать, а где-то – и перепрыгивать, досадуя на брызги. Здесь, в тишине, “выращивают” руководителей производства, фактически – будущую элиту страны. В Новомосковском лицее “Школа менеджеров” учат основам предпринимательства, делопроизводства, бухгалтерскому учету, машинописи, компьютерной грамоте. Всему, что необходимо современному деловому человеку. А еще здесь любят стихи, музыку. Устраивают литературно-музыкальные гостиные. На школьных торжествах ребята и учителя поют гимн – свой, лицейский:
Когда осенний буйный свежий ветер
Кружит листву, по улицам пыля,
В твои мы входим, колледж,
кабинеты,
Как в кубрики матросы корабля…
Автор гимна – Николай Шуклин. О нем с гордостью написала в “УГ” библиотекарь лицея Вера Гонина: “Он душа коллектива, любимый учитель. Николай Васильевич самостоятельно изучил нотную азбуку, освоил гармошку, аккордеон, гитару, фортепиано. Исполняет Чайковского, Рахманинова, Шопена. И делает это здорово!”
В детстве Коля, как многие мальчишки послевоенной поры, мечтал стать летчиком. Гонял в футбол, бегал на лыжах. Потом решил – если не возьмут в летчики, пойду в геологи. Он знал наизусть все периоды развития Земли и мог запросто перечислить всех вымерших млекопитающих – всяких динозавров и бронтозавров. Но все мечты оборвались в феврале 56-го. Прыгая на ходу с поезда, Николай поскользнулся и упал под колеса тяжелого состава. Судьба оставила его в живых, но отняла ноги. В те черные, страшные дни его спасла мама. Она не только выходила Колю, но и заставила его поверить в свои силы, делала все, чтобы мальчик не чувствовал себя ущербным. Коля учился легко, с удовольствием. Много читал. После школы поступил в Тульский педагогический институт им. Л. Толстого на физико-математический факультет. 24 года преподавал в физкультурном техникуме, где, увы, математика была не “в чести”. “Мозги стали покрываться тиной, закисать”, – шутит Николай Васильевич. Вот и перешел восемь лет назад в колледж, ныне лицей менеджеров (а в гимне старое название так и осталось – на память). Здесь его предмет профильный. Но этого математику мало. Он создал еще один, неофициальный профиль – литературный. “Мы прививаем уважение к родному слову, бульварщину не приветствуем. Когда читаешь стихи, создаешь атмосферу, не похожую на ту, что сотворил наш “железный век”. Юным душам необходимо “размягчаться” хоть на короткое время”.
У Николая Шуклина – свой взгляд на отношения учителя и ученика. Педагогу должно быть интересно не то, как ребенок написал контрольную или сколько двоек получил в четверти. “Я стараюсь выявлять способности учеников и развивать их. Чтобы человек стал личностью, нужны долгие годы. Для меня совершенно неважно, на какие отметки учится ребенок. Из отличника может получиться вор, а из троечника – достойный гражданин. Самое главное – жизненная позиция молодого человека, его отношение к окружающим. Чтобы никакие демагоги и лжепророки не сбили с пути. Нужно воспитывать в детях вкус к прекрасному – тогда пошлость их не коснется”. Конечно, такому учителю ребенок доверяет, а значит, и предмет, который ведет педагог, становится привлекательным. Школьник с радостью идет на урок, ему не приходит в голову прогулять занятие. Теорию взаимоотношений педагога и ученика Николай Шуклин воплощает на практике. И стихи его, посвященные учителям, по сути, автобиографичны:
Ты входишь в класс не циркуляром строгим,
Не гением, вещающим с небес.
Ты их ведешь по тропам и дорогам
Открытых и непознанных чудес…
Всего себя, все знания и мысли
Ты отдаешь своим ученикам.
И, значит, в нашей быстротечной жизни
Останешься ты в них наверняка.
Шуклина ученики уважают не только как любимого учителя, замечательного поэта, человека, который способен помочь словом и делом в трудную минуту. Любой лицеист знает, что работа в школе для Николая Васильевича – своего рода подвиг. Адская боль сопровождает каждый его шаг. Но неизменно каждое утро математик выходит из дому с помощью Галины Степановны – жены, друга, спутницы его жизни. Она провожает мужа до школы. Вместе они обходят те самые лужи, которые у здорового человека вызывают разве что досаду. А вот Николаю Шуклину они прибавляют седых волос… Можно успокоиться, отказаться от всего этого? Конечно, можно. Жить на пенсию, принять помощь из рук жены, детей. Но Николай Васильевич имеет мужество и волю заниматься любимым делом, преодолевать то, что назначает ему судьба. Он борется и всегда побеждает в схватке с обстоятельствами. “Когда я работал в физкультурном техникуме, – вспоминает Шуклин, – играл в настольный теннис наравне со второразрядниками”. И уверенно добавляет: “Если бы я выступал на параолимпийских играх для инвалидов – стал бы чемпионом”. Однажды в одиночку переплыл туда и обратно Оку. Между прочим, на реке есть места с таким сильным течением, которые здоровому человеку трудно преодолеть, даже на веслах.
В людях Шуклин не терпит злобы, раздражительности. Он уверен, что человек – проводник между Богом и другими людьми. У высших сил Николай Васильевич просит только одного – терпения. Об этом математик написал свою “Молитву”:
Дай мне, Боже, прожить, что отпущено,
И в душе сохранить до конца
Все то доброе, все то лучшее,
Чем наполнены наши сердца.
Пусть эта молитва будет услышана.
Михаил БОНДАРЕВ
Новомосковск
Комментарии