Цели: Познакомить учащихся с Российской национальной библиотекой, ее историей, внешним обликом, обратить особое внимание на ее значимость как культурного наследия. Продолжить формирование умения работать с текстом, картой города, постановки вопросов, делать выводы. Продолжить формирование навыка использования межпредметных связей.
План урока
Организационный материал.
Проверка домашнего задания.
Античные боги в Петербурге. Афина – богиня мудрости.
Российская национальная библиотека.
Люди и боги на фасаде.
Закрепление материала.
Домашнее задание.
Новые понятия и даты
Российская национальная библиотека, главный фасад, 1814 г.
Оборудование
Иллюстрации Российской национальной библиотеки, карта города, рисунок античного портика.
Ход урока
Организационный момент.
Проверочная работа для всего класса, представления творческой работы, задание по желанию.
Запись на доске и в тетради: «Античный» Петербург. Российская национальная библиотека. Боги и люди.
Новый материал
А) Античные боги в Петербурге. Афина – богиня мудрости.
Что такое античность?
Почему слово «античность» на доске написано в кавычках?
Что такое античное наследие? Культурное наследие?
Петр I – начало античности в Петербурге.
Скульптурное изображение каких античных богов в Петербурге мы встречаем чаще других? Почему.
Как мы узнаем, что перед нами Афина, Нептун, Гермес?
Где мы можем увидеть их?
Ребята, а кто из вас видел «античных стражей Петербурга»?
Боги похожи на людей!
Где хранится мудрость? (Библиотеки, архивы…)
Запись на доске и в тетради: Российская национальная библиотека.
Б) Российская национальная библиотека.
Материал о РНБ – рассказ учителя;
работа с картой города;
работа с иллюстрациями.
Запись на доске и в тетради: 1814 год – открытие библиотеки. Архитектор Е.Соколов. Архитектор К.Росси – главный фасад. Архитектор Е.Воротилов. Площадь Островского.
Работа учащихся с материалом книги Ю.Ракова «Скульптурный олимп Петербурга», стр. 191-192.
Составить 2 вопроса (письменно в тетради) и ответить на них (устно).
Пройдемся вдоль главного фасада.
Как украшен главный фасад (скульптура, рельеф, колонны…)?
Чем отличается скульптура от рельефа?
Какой стиль колонн?
Как вы определили?
Кого из древних поэтов, философов, ученых вы знаете?
(На основании ответов запись на доске и в тетради.)
Запись на доске и в тетради: Гомер – поэт. Гиппократ – врач. Геродот – историк.
Мудрая Афина возвышается над мудрецами Древнего мира.
Работа с описанием скульптуры, атрибутами.
За мудрость, подвиги люди – боги!
Классу предлагается выполнить задание – стр. 42, стр. 48 в пособии «Краеведение». Опрос по материалу, закрепление.
По выбору:
рассказ о РНБ;
кроссворд по теме «Библиотека – храм мудрости»;
сообщение об одном (по выбору учащихся) из представителей Древнего мира, скульптуры которых предстают на фасаде РНБ.
Татьяна ДАН, учитель истории и культуры Санкт-Петербурга лицея №395
Запись на доске и в тетради: «Античный» Петербург. Боги и люди.А) Запись на доске и в тетради: Б)
Комментарии