Один из социологических опросов, выполненных Институтом молодежи, был посвящен кумирам. В самом деле, с кого хотят сделать свою жизнь, кому подражать юные граждане России?
Пятая часть опрошенных хотела бы иметь много денег, но не работать, жить сегодняшним днем, развлекаться на полную катушку, считая – цель оправдывает средства. Среди героев этой группы Остап Бендер, братья Мавроди, Наполеон, Березовский, Бисмарк, Дон Жуан, Казанова и Алла Пугачева.
Тридцать процентов школьников хотели бы покинуть Россию.
Только треть опрошенных отличает ярко выраженная любовь к Родине, обостренное чувство ответственности и преобладание общественных интересов над личными. Они хотели бы приносить пользу стране и народу, честно трудиться на благо Родины, жить с чистой совестью, поступать всегда в соответствии со своими убеждениями.
И нашлось только 5 процентов школьников, для которых смысл жизни в помощи другим людям, служении добру.
Александр Панченко, академик:
– Нельзя копировать западный мир настолько, чтобы утрачивать свой. У каждой страны своя цивилизация. Мы утеряли веру, обычаи общения с родственниками, свою одежду, кухню, искусство. Глобальные вопросы возрождения России сложатся из совокупности решения местных, частных, личных вопросов.
Берл Лазар, главный раввин России:
– Те люди, что будут создавать русские школы, мне кажется, должны проявлять особую осторожность. Почему для нас важно создавать еврейские школы? Потому что у евреев есть свои традиции и родители хотят, чтобы дети их знали. С русской национальной школой, которая должна возвращать традиции, вопрос сложный. Это не просто вопрос о традициях, но и о том, куда тянется сегодня страна. Если все это будет совмещаться с открытостью России, то пусть будут такие школы. Но возникает вопрос: почему знание традиций и культуры русского народа должно быть изолировано только в русских школах, почему оно не может быть в еврейских, грузинских, татарских? Для любой школы на территории России все эти знания должны быть не менее важными, чем те, что получают дети на других уроках. Понятно, что такая школа будет очень хороша за рубежом, где живут русские, но здесь, в России, гражданина должны воспитывать все, а не только школа.
Марина Чистова, заместитель директора по воспитательной работе Костромской средней школы N41:
– Десять лет тому назад, когда школам дали свободу в выборе, мы познакомились с концепцией профессора Ивана Гончарова из РГПУ имени А. Герцена. Это была концепция русской национальной школы, которая, что называется, легла нам на душу, и мы начали свой эксперимент, итоги которого будем подводить в будущем году. (Параллельно с нами работают школы в Нерехте и в Мантурове). Мы создавали русскую школу при поддержке родителей, стали областной экспериментальной площадкой. В основном речь поначалу шла о введении новых учебных курсов. Например, таких как “Светочи России”, “Природные святыни России”, “Русская душа”, “Природные сокровища России”. Со второго класса дети изучают курсы “Наш дом” и “Живое дерево ремесел”, с пятого до одиннадцатого выстраивается такая линия: “Отечественная культура и мир”, ученики изучают русскую культуру в хронологическом порядке. Сегодня не только гуманитарные, но естественные циклы имеют вкрапления из русской истории, например, задачки имеют своеобразные условия, взятые из отечественной истории. В последние годы разрабатывается и воспитательная модель, основанная на положениях концепции, для каждого класса мы имеем воспитательные программы, от “В гостях у русской сказки” до “Кем стать, чтобы пригодиться России”. Мы – обычная микрорайонная школа, и учатся у нас обычные костромские дети. Причем не только русские, но многих других национальностей. Приводя их в нашу школу, родители обычно говорят так: “Им в России жить, поэтому они должны хорошо знать историю России и ее культуру!”
Комментарии