search
main
0

Богатые останутся, а бедных не будет. Воронежская область предлагает единые подходы в расчете оплаты труда

Традиционно наступающий учебный год несет с собой новые светлые надежды, иногда даже дерзкие планы и ожидание чего-нибудь хорошего, например полезных подарков для школы или повышения учительской заработной платы. В Воронежской области будет и то и другое, но все-таки самым главным подарком станет новое Положение об оплате труда в образовательных организациях, утвержденное областным Департаментом образования, науки и молодежной политики и разработанное при самом деятельном участии Центра развития образования и мониторинга образовательной деятельности Воронежской области.

В общей логикеВ подтверждение того, что документ этот был и остается самым ожидаемым и актуальным, приведу всего лишь один факт: за полгода от школ области поступило около 200 предложений по изменению и корректировке имеющейся системы оплаты труда, все они были обобщены, подавляющее большинство вошло в новое Положение. Конечно, одним из самых активных участников обсуждения был Воронежский обком Профсоюза работников образования и науки, чьи поправки и предложения тоже учли. В итоге появился документ, регламентирующий зарплатную сторону жизни самых разных организаций нескольких уровней образования – общего, дошкольного, среднего профессионального и дополнительного. Правда, если уж быть совсем точным, надо говорить не «появился», а «появится», потому что пока полностью готова и окончательно утверждена только одна часть Положения, касающаяся среднего общего образования – школ и интернатов. Но уже на подходе раздел об оплате труда в дошкольных учреждениях, в эти дни он как раз обсуждается на сайте Центра развития образования: дискуссия, надо сказать, очень жаркая! Также на стадии завершения работа над двумя оставшимися блоками – оплата труда в профобразовании и в учреждениях дополнительного образования.Рассказывает Олег Мосолов, руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области:- В целом размер заработной платы сегодня определен указами президента страны, к уровню средней заработной платы по региону привязаны все средние значения зарплат по всем категориям работающих. В общеобразовательных учреждениях это полное соответствие среднему показателю в регионе, у педагогических работников дошкольных учреждений – соответствие средним показателям в общем образовании, педагогические работники дополнительного образования в 2013 году должны получать не менее 75% от средней заработной платы учителей, а в профессиональном образовании – не менее 75% от средней заработной платы в регионе. Региональный показатель ежегодно увеличивается, индексируется, и соответственно растет зарплата работников образовательных учреждений.На сайте Росстата уже есть официальные данные за первое полугодие 2013 года, и мы можем говорить, что средняя заработная плата учителей соответствует средней по экономике региона, даже немного ее превышает, примерно на 1-2%, и составляет 22-24 тысячи рублей. По дошкольным учреждениям заработная плата педагогических работников соответствует примерно 97% от уровня средней по школам. На этот год у нас запланирован финансовый резерв для выполнения указов президента – более миллиарда рублей, что позволит по итогам года справиться со всеми поставленными по уровню заработной платы задачами.Учитывая единые подходы на федеральном уровне, мы решили все действующие в регионе методики по оплате труда работников образования также привести к единой логике. Поэтому вместе со всеми заинтересованными организациями, в первую очередь с профсоюзом и самими образовательными учреждениями, мы разрабатываем единые подходы к формированию фондов оплаты труда и выплаты заработной платы. На сегодняшний день приказом департамента уже утверждено Положение о системе оплаты труда в образовательной отрасли, в нем мы стараемся учесть все нюансы по каждому уровню образовательных учреждений. Также с единых позиций мы постарались подойти и к вопросам нормативно-подушевого финансирования, в котором тоже планируем изменения со следующего года.Каждому – особый подходПосле разговора с руководителем департамента я отправилась в главную творческую лабораторию – в Центр развития образования и мониторинга образовательной деятельности. Получается, что именно его сотрудники сегодня изобретают и просчитывают, как, кто и сколько будет получать в образовательной сфере региона начиная уже с сентября этого года.Первый момент – единые подходы в нормативно-подушевом финансировании – объясняется вот чем. Ранее норматив действовал только в общем образовании. По новому закону на региональный уровень финансирования с 1 января 2014 года переходит дошкольное образование, поэтому в области начали разрабатывать и высчитывать норматив на одного ребенка в дошкольном образовании. А в следующем году эта работа будет продолжена в профессиональном и дополнительном образовании.Хотя школы уже несколько лет живут по нормативному финансированию, проблем здесь немало. Например, сегодня в Воронежской области есть школы, в которых средняя заработная плата составляет 35 тысяч рублей, а есть и такие, где этот показатель равен 10 тысячам. Конечно, педагоги недовольны и жалоб поступает много. Профсоюз не раз обращал внимание на то, что не должна быть такой вопиющей разница в зарплатах в школах одного региона. Это неправильно, нечестно, потому что в обоих случаях педагоги работают с полной отдачей, но в силу разных, не зависящих от них обстоятельств одни получают в разы меньше, чем другие.Например, в школах Новоусманского района средняя зарплата сейчас больше 26 тысяч: Новая Усмань – близко расположенное к областному центру крупное село, в районе действуют сельские коэффициенты-надбавки, детей много, школы наполнены, потому и зарплата приличная. А в соседнем Панинском районе хотя и есть такие же надбавки, но жителей гораздо меньше, села расположены относительно далеко друг от друга, много малочисленных школ, которые нельзя закрыть или соединить. В итоге средняя учительская зарплата недотягивает до 20 тысяч, и таких районов в области несколько. Что делать? Увеличивать норматив. И это, как говорят, уже запланировано, рост ожидается на 10-15%, соответственно вырастут субвенции в районы и будет сделана попытка выравнивания между районами и школами.Как говорит Александр Митрофанов, директор Центра развития образования и мониторинга образовательной деятельности (сам в прошлом в течение нескольких лет возглавлявший сельскую школу), это не значит, что те, у кого было больше, получат меньше. Как раз наоборот, задача в том, чтобы школы, в которых средние зарплатные показатели недотягивали до 20 тысяч рублей, вывести на этот минимальный уровень. То есть богатые должны оставаться, а бедных не будет. Для большей гарантии на следующий год запланированы две цифры: 24600 рублей – средняя заработная плата школьных педагогов, к которой нужно стремиться, а 20000 рублей – минимальный средний уровень учительских зарплат, который должен быть выдержан в каждой школе. Пусть пока не у каждого учителя, но по каждой школе обязательно, и такое в области планируется впервые.- Также мы впервые, – говорит Александр Митрофанов, – даем общие рекомендации по штатному расписанию в рамках того нормативного финансирования, которое предполагается. Мы именно рекомендуем, стараясь учесть особенности каждого образовательного учреждения. Например, по школам мы отталкиваемся от количества учащихся: одно примерное штатное расписание для школы с численностью до 60 учеников, другое – от 60 до 100 учащихся, третье – от 100 до 150, и далее до «700 и более», есть еще деление на средние общеобразовательные школы и школы основного общего образования. В дошкольном образовании мы пошли по другому пути: считать масштаб образовательной организации не от количества детей, а от количества групп. Также свои отличительные подходы будут в профобразовании и в дополнительном образовании.Расти над собойЕще два важных момента, на которые обращали особое внимание при составлении методик в центре, касаются оценки эффективности работы образовательных учреждений и единых подходов к распределению стимулирующей части фонда оплаты труда. Профессионалы знают, оба вопроса очень сложные! Например, так получается в последние годы, что чем богаче и известнее школа, тем больше грантов и разных премий она получает. Как говорит Александр Митрофанов, сложилась ситуация поощрения сильных. В итоге сильный всегда в выигрыше, а слабый не развивается и все больше откатывается назад. Выход воронежцы предлагают следующий: нужны такие показатели эффективности, которые не будут сравнивать слабых с сильными, а будут сравнивать образовательное учреждение с самим собой год назад. Сейчас в Центре развития образования создают специальную электронную систему, которую школы должны будут заполнять один раз в год – в августе. В этом году система начнет работать впервые, и все школы заполнят ее в сентябре, внося показатели прошлого и позапрошлого учебных годов. Увиденная динамика позволит сделать выводы, насколько успешно работает школа год от года. При такой системе не важны масштаб учреждения или его популярность: раз есть движение вперед, значит, руководителя надо стимулировать, а школе давать дополнительное финансирование на развитие….Мы начали наш рассказ с того, что около 200 предложений было внесено школами и профсоюзами, когда разрабатывалось новое единое Положение об оплате труда. Благодаря этому надбавка за стаж перешла из стимулирующей части в базовую. То же произошло и с надбавками за квалификационную категорию, наличие наград, ученую степень, почетные звания. Теперь за это не надо каждый месяц стимулировать отдельным приказом, так как все вошло в основную базовую часть ФОТ.Ну и еще одна новость: в области предложены единые критерии распределения стимулирующей части фонда оплаты. Для оценки учительского труда предложено четыре критерия: «успешность учебной работы», «успешность внеурочной работы сверх классного руководства», «результативность научно-методической и инновационной деятельности» и «результативность коммуникативной деятельности учителя». Каждый из критериев подразделяется на несколько показателей, например, самым объемным, состоящим из семи пунктов, оказался критерий оценки результативности научно-методической и инновационной деятельности педагога.Оценка эффективности руководителя организации предполагает семь критериев: «результативность учебной деятельности», «результативность внеурочной деятельности», «развитие инфраструктуры для эффективного использования современных образовательных технологий в образовательном процессе», «повышение открытости, демократизация управления образовательной организацией», «создание комфортных условий для участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей)», «эффективность экономической деятельности» и «обеспечение образовательной организации квалифицированными кадрами». Что же касается показателей, их очень много – 63.Новое Положение об оплате труда накладывает на руководителей еще одно ограничение. Если раньше в одной школе фонд оплаты труда руководителей – директора и завучей – мог составлять 12-13% от общего фонда, а в соседней школе доходил, например, до 25%, то теперь такого не будет. Ограничение составит 12%, добавить можно будет еще 2%, если школа считается инновационной площадкой или имеет дополнительные внебюджетные средства.Вместо эпилогаНовое Положение простым не назовешь, но как уверяют разработчики, пользователям, то есть учителям и директорам, достаточно будет всего лишь вводить свои отчетные цифры в каждую графу, а программа сама высчитает и выдаст результат – кому и сколько баллов. Соответствующий коэффициент потом подставляется в расчетную формулу, и получается зарплата.Конечно, одними формулами и программами, пусть даже очень удобными, всех проблем не решить. По-прежнему камнем преткновения в некоторых школах остается соотношение фонда оплаты труда педагогического и технического персонала. В идеале оно должно соответствовать 70 и 30%, а на практике бывает 50 на 50. Не меньше вопросов с формированием классов-комплектов в малочисленных школах. Директор, как и раньше, остается перед выбором: экономить на базовой ставке учителя и на его часах, объединяя классы, или на школьном фонде стимулирования. Возможно, в наступающем учебном году решения будут найдены.Обсудите эту тему на сайте «УГ» www.ug.ru/article/648Воронежская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте