search
main
0

“Богатые бедным не помогают…”

Они помогают умным

На руководителя во все времена ложилась ответственность за подчиненных, за вверенное ему дело. Сегодня он должен уметь изворачиваться, выбивать у администрации деньги. Вся страна давно живет по принципу “Хочешь жить – умей вертеться”. Приходится “крутиться” и Добряковой. Откуда столько желания и энергии? Может, из-за имени и фамилии? Или потому, что родилась в солнечном Крыму да еще в сорок первом? И терминология у нее боевая: “боремся”, “воюем”. Более десяти лет Добрякова возглавляет Ивановское управление образования. С юных лет ей нравилось работать с детьми: начинала пионервожатой, потом – комсомол… Так и росла. Естественно. Без карьеристских “напрягов”.

Все, с кем ни поговоришь – с личным водителем Сергеем или с вахтершей студенческого общежития (а уж бабульки – народ всесведущий), – все с уважением отзываются о Людмиле Николаевне. Не из-за того, что она – начальник. Очень образно высказался о ее работе главный врач областного санатория-профилактория Александр Колсанов, человек не без чувства юмора. А начал он с бед подведомственного ему учреждения: “Наш санаторий того и гляди закроют. Соцстрах не дает путевок учителям… Представляете, два в половиной года текла крыша. Всем было наплевать. Рухнул потолок. Угробили три комнаты. Примерно так же обстоят дела и с областным образованием. Уйди сейчас Добрякова – и оно может обвалиться, как наш потолок…”

Конечно же, это гипербола. Но Людмила Николаевна не сидит сложа руки. Едет в Татарию по обмену опытом – выбивает для педагогов и учеников автобус… Открывает выставку детского творчества, мчится на пленум областного профсоюза. Затем горячо и убедительно выступает на конференции “Социальная сфера области” о состоянии и перспективах развития местного образования. А состояние, как и по всей России, нелегкое.

Взять хотя бы положение с детьми-сиротами. В области переполнены детские дома. На Белгородчине, к примеру, выплачивают 1900 рублей на ребенка, который потерял родителей и его взяли на воспитание родственники (так называемое опекунство), а в Иваново пособия не выплачиваются по полтора года и составляют всего 200 рублей. Кто согласится за такую смехотворную сумму опекать ребенка дальнего родственника?

Примерно 650 детей не пойдут в школу первого сентября, а 130 вообще никогда не учились. Это, как правило, дети беженцев и переселенцев, которые мигрируют по стране. Это дети родителей, которых абсолютно не волнует судьба их отпрысков. Во многом из-за этого рост преступности среди подростков увеличился на 25%. Перед ивановскими педагогами стоит серьезнейшая проблема: как защитить молодежь от влияния улицы? Нелегко приходится и самим учителям.

– С главами администрации, с правительством области работаем по поддержке преподавателей, – рассказывает Людмила Добрякова. – Подготовили положение о принятии закона об учителе в Ивановской области. Качественный состав кадров у нас оставляет желать лучшего. Стоит проблема и с подготовкой парней-педагогов. Сегодня мужчин в образовании области лишь 14 процентов. Не хватает мастеров производственного обучения, а ведь мастер ПО – это и профессионал, и воспитатель одновременно. Но за 300 рублей мало кто будет работать…

– Косметический ремонт зданий мы проводим ежегодно, – продолжает Добрякова. – Больше всего меня волнуют состояние коммуникаций, освещение, перекрытия. Бывали случаи обвала крыш, слава Богу, в отсутствие детей. В Пестяковской школе закрыт спортзал, не работает столовая в связи с аварийным состоянием. А все потому, что были допущены серьезные нарушения при строительстве. Для ремонта необходимы 500 тысяч. Их негде взять… Привлекаются средства выпускников, школы стараются зарабатывать сами. В сельской местности они на 90% обеспечивают себя питанием за счет приусадебного хозяйства, ферм. В городе положение с детским питанием значительно хуже. Школы зарабатывают на аренде. Не в ущерб процессу обучения. Но вышло постановление, на мой взгляд, необдуманное – до 100% отдавать в Фонд имущества. Сейчас мы с этим воюем.

…В Иванове открыт магазин “Ровесник”, который продает товары, произведенные в профессиональных училищах, школах. В прошлом году руками подростков заработаны 123 тысячи. Но на учебных станках нельзя выпускать массовую продукцию. Ведь ребятам тогда придется жертвовать учебой. Да и оборудование со всевозможными ограничениями. Учебное заведение – не завод и не фабрика. Подросток здесь получает навыки. Он сломает двадцать раз, прежде чем сделать.

Хотя и оказывают помощь ивановскому образованию всевозможные благотворительные фонды, но Людмилу Добрякову это не особенно радует:

– Как известно, богатые бедным не помогают. Они помогают умным. За счет Фонда Сороса мы получили 2,5 млн. рублей. Работаем с международным фондом “Добро”, с организацией ЮНЕСКО, с Северной Вестфалией. На счет немецкой помощи я делаю свой вывод. Да, они активно помогают детям с нарушениями слуха и речи, умственно отсталым – пожалуйста. А вот на компьютеры, на современные технологии для одаренных детей денег не дают. Вежливо отказывают. Поддерживать наш генофонд немцы не хотят. Больной ребенок обходится области в 2000 рублей в год, а здоровый – в 950. Мы от помощи не отказываемся, но хотелось бы направить ее в другое русло…

Впрочем, не все так плохо в системе образования Ивановского края. Ивановский лицей ╧ 33 – один из лучших в городе. Полезным нововведениям педагогов содействует молодой и рассудительный директор Владимир Пигута. Нестандартное расположение парт в аудиториях, яркие, красивые цветы улучшают настроение, раскрепощают преподавателей и учеников, создают праздничную атмосферу. В лицее проходят дни науки и творчества, проводятся интеллектуально-познавательные игры, работают “Музыкальная гостиная”, кружок “Умелые ручки”. Ежегодно организовывается конкурс “Золотое сердце”. Моральная и материальная помощь оказывается самому доброму и заботливому родителю.

А директору Коляновской школы (пригород Иванова) Зинаиде Павловне Прохоровой пошел восьмой десяток. Ее школа охватывает десять близлежащих деревень, в ней около 850 учеников. В средних классах большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Один из приоритетов – здоровье и физическое развитие ребенка. В школе великолепная лыжная и легкоатлетическая база. Преподавателями ведется “Дневник психолого-педагогического наблюдения за развитием личности ученика”. Каждый сентябрь из лучших ребят выбирается “президент” школы…

В Иваново пошел хлопок. Текстильный край потихоньку начинает оживать. За счет этого должна будет пополниться областная казна. Следовательно, больше средств выделится на нужды образования. Хочется в это верить… А пока такие старые кадровики, как Людмила Добрякова, будут мотаться из одного конца области в другой, чтобы увидеть своими глазами, как обстоят дела в учебных заведениях. Будут стараться помочь нуждающимся детям, преподавателям. Будут работать, готовить молодую смену, чтобы не расползался тот овраг, в котором сегодня находится система отечественного образования…

Михаил БОНДАРЕВ

Иваново-Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте