search
main
0

Бог не начальник, а Учитель. Возможна ли «конвергенция» Запада и Востока, земного и небесного в вопросах Этики?

Успела выйти из депрессии (она у меня случается каждые три месяца, чередуясь с подъемами, таков диагноз – МДП) как раз к самому разгулу цветения, на стыке весны и лета. Застала последние перед увяданием два-три дня поистине вакхического белокипенного буйства: торжествующие восковые свечи каштанов, ликующие на фоне небосвода облака черемухи, акации, яблонь; поземка уже опавших вишенных лепестков у краев тротуаров, сменяемая поземкой летучего тополиного пуха; небывало сильный одуряющий аромат всех сортов и оттенков сирени тоже с необычно крупными, сочными, будто налакированными сильными лепестками гроздьев…

И я вспомнила… И тут же торжество и ликование в моем сердце потеснились печалью.Я вспомнила лето Чернобыля и почти схожий с сегодняшней пышностью в Москве цветущий Киев. Крещатик. А в парке старая огромная черемуха уронила на землю громадную цветущую ветвь – будто под тяжестью своего цветения. Разлом коры и ствола был у самой земли. Я тогда была в Киеве в командировке от «Комсомолки», писала о молодой киевской режиссерше Ольге Самолевской и ее фильмах. Очень подружились с ней. На ее день рождения родились тогда экспромтом стихи (и у нее, и у меня в личной жизни был в ту пору надлом):Сломалась радость звонкая,волшебная иголочка,И нечем мир разорванныйзаштопать, пронизать.Сестрица чернобровая,спасибо за шитье твое,Шитье-бытье узорноемы будем продолжать.Не радостью, так горечью -Была б работа спорая,Успеть бы стать узорами,доснять и дописать.Ну а что нет иголочки -не будем горевать….В ее пророческом фильме-метафоре о радиоактивном дожде («Будет ласковый дождь…») звучала за кадром песня хрипловатым голосом Елены Камбуровой:…И ни птица, ни рыбаСлезы не прольет,Если сгинет с землиЧеловеческий род.И земля, и земляВстретит новый рассвет,Не заметив, что нас уже – нет…Мой внук, а точнее, внучатый племянник, десятилетний Михась покашливает временами, его родители Оля и Ваня – выпускники географического факультета МГУ, Ваня работает в экоцентре «Воробьевы горы», Оля – на кафедре после защиты кандидатской. Прошу их сделать мальчонке рентген легких. Оля вздыхает: «Ванюшка не велит. Говорит, в Москве после Фукусимы здорово фонит».Все сошлось: тревожно-пышное цветение как на Украине после Чернобыля, затем появившееся у меня на пруду возле дома на окраине Москвы множество мутаций – например, цвет и плоды летом на одной ветке яблоньки-ранетки. А моя коллега Таня Корсакова обнаружила осенью у себя возле дома ветку рябины тоже с цветущей «шапочкой» и одновременно красной гроздью. Оля с Ваней как специалисты пояснили к тому же, что эффект от Фукусимы в разы губительнее для планеты, чем Чернобыль…А пышнотелая, круглолицая блондинка-рентгенолог моей районной поликлиники, пока делала мне рентген желудка, весело хохотнула, отреагировав на фразу Ванюшки: «Так в Москве уже много лет всюду фонит!» И на мои слова о чрезмерной пышности цветения тоже радостно ответствовала: «Перед смертью не надышишься!»Имела в виду массовое нагнетание страхов по поводу конца света в 2012 году. А я рассказала ей о недавнем прекрасном полуфинале КВН по Михаилу Булгакову, одним из сюжетов которого было обыгрывание наступления конца света в жанре телевизионного шоу. Повеселившись от души в связи с концом света в Москве, «телеведущие» радостно сообщают: во Владивостоке конец света уже наступил, ура, господа-товарищи, все пляшут и поют напоследок. А вот из Америки пришла печальная новость: все в депрессии, плачут и рыдают… Так ведь им же есть что терять! Ну и так далее.А если серьезно, то нагнетание массового психоза в СМИ просто кощунственно, ведь мало-мальски верующему человеку известно: день Страшного суда не знают даже ангелы в раю. Но куда там! Гордыня человеческая неистребима. И вот уже в одном из крупнейших книжных магазинов Москвы «Медведково» целый огромный стеллаж отведен подготовке к Миллениуму. Сунув нос в одно из этих «пособий», уяснила, кажется, наконец-то, зачем так уж нужна гонка соревнований в кругу олигархов по поводу яхт: оказывается, спасаться в пещерах от Всемирного потопа теперь немодно: рекомендуется строить как можно большие яхты и как-то перекантоваться весь этот потоп с друзьями-товарищами по волнам, а можно и с домашними питомцами-любимцами заодно…Господи, как же Ты только терпишь все еще нас, окаянных!..А и вправду, куда меньше всей этой мороки, куда больше правды в святой, простой молитве, обращенной непосредственно к Отцу Небесному. Ведь верить – это прежде всего доверять, доверить судьбу свою в руки Господа. Прошлое лето с этими жуткими пожарами показало нашу неготовность не только техническую, но и духовную, религиозную к таким испытаниям. Подруга и однокурсница моей младшей сестры Лена Варламова, преподаватель русской литературы в Московском институте культуры, наиболее воцерковленная из нашего круга общения, дотошно выяснила, какие именно молитвы, какие акафисты нужно сотворить в храме загодя. Открытием для нее и уж тем более для меня было то, что крестный ход должен организовывать не священник (ему просто запрещена такая инициатива), а паства, сами жители обложенных огнем деревни ли, поселка, города… Они-то и зовут священника возглавить ход. Но и в этом аспекте – где оно, наше гражданское общество пресловутое, ау? Для нас тот же священник – что-то вроде чиновника, который обязан спускать нам «директивы» с небес, а мы сами что ж – люди сирые, убогие…В этой связи часто вспоминаю слова покойного Сан Саныча Филистеева, лучшего друга моего бывшего мужа Саши Тубельского (ныне тоже, к прискорбию, покойного): «Бог не начальник». То есть его роль в нашей жизни куда сложнее, мудрее и грандиознее, чем просто «казнить нельзя помиловать». Из всех измерений Господа нашего мне ближе всего то, что он Учитель. Библия для меня – первейший и главнейший учебник Учительства.Для меня, кстати, и «педагогика сотрудничества» – всего лишь наиболее приближенная, наиболее современная из всех мировых педагогических систем степень постижения этого Учительства (хотя вроде бы это вполне светское учение). Но такова уж природа России: любая новая теория в ней по сути религиозна в той или иной степени. Вот даже слышала недавно из уст опытных бардов, что авторская песня в нашей стране – это псалмопевчество. И песни Окуджавы, и Визбора, и всех-всех бардов – это, по сути, псалмы.А мой младший коллега Димочка Шеваров – самый религиозный, я считаю, из нашего круга землячества «Комсомолки», любит повторять слова Серафима Саровского: «Хочешь чуда – молись». И тут я сразу вспоминаю чудо из чудес прошлого лета. Мы с капитаном «Алого паруса» Настеной Степиной были в августе в лагере «Соколенок» (бывший лагерь пионерского актива) под Костромой в гостях у второго капитана «АП» Лехи Ильина, откуда родом не только он сам, но и его родители, тоже в прошлом вожатые, как и он сейчас, «Соколенка». Костромская «земля, которую щедро засеяли» вожатством покойные Лутошкин и Уманский, оставив нам лагеря «Соколенок» и «Комсорг» (бывшего комсомольского актива), а также созданный по их инициативе в местном пединституте историко-педагогический факультет, готовивший не просто учителей-предметников, но и вожатых, организаторов внеклассной работы, и этот опыт профессионального вожатства в свое время широко разошелся по стране – так вот именно Костромская область, на мой взгляд, является сегодня столицей вожатства, объединенного структурой СПО-ФДО, притом в границах прежнего СССР, за исключением только республик Прибалтики, но их «подтянуло» в эти молодежно-юношеские границы движение КВН, которое нынче объединяет не только студентов, но и школьников. Как тут не вспомнить пророчество Ванги, что к 2012 году будет возрожден СССР! Даст Бог, не в имперском измерении, а вот так хотя бы – молодостью, отрочеством, вожатством!Так вот теперь о чуде. «Соколенок», как и вся Россия, задыхался от жары и близких пожарищ. Я созванивалась с Москвой – там было совсем худо-круто, и Борис Михайлович Бим-Бад, академик РАО и мой друг и автор «УГ», чуть слышно шептал в трубку: «Молиться надо, Оленька, и не поодиночке, а всем миром. И не только официальные службы и молитвы в церквах служить, но и всем нам, всем миром…»Я послушалась и в тот же вечер перед отбоем взяла Настену и еще нескольких ребятишек, и мы возле одного из корпусов, что стоял почти в лесу, хором почитали «Отче наш» и своими словами, но от всего сердца попросили Господа и Матерь Божию, и всех святых Земли Русской о дожде…И что же вы думаете? В ту ночь над «Соколенком» пролился короткий ливень! Пусть и небольшой, но вокруг нас и в самой Костроме ничего такого не было, было повсюду по-прежнему зловеще сухо. А Бим наутро радостно улыбнулся по телефону: «Ну конечно же, ведь это была детская молитва!»И я подумала: сейчас много православных школ и гимназий, да и просто верующих родителей, вожатых и учителей. Может, опыт нашего маленького чуда сподвигнет кого-нибудь вот так же неформально, не по канону, но от всего сердца обращаться вместе с ребятами к Господу нашему Иисусу Христу (или к любым другим именам богов из множества конфессий России)?Буду счастлива, если мои мысли и впрямь будут созвучны хоть кому-нибудь из читателей.Ведь именно такими «модельными ситуациями развития» и ведет нас сквозь испытания наш главный Учитель со своей «скрытой педагогической позицией» (термин А.Н.Тубельского).Кстати, если говорить о TV, то куда значимее в этой связи, уж конечно, не цикл якобы объективной документалистики с его неизбежным и тоже вроде бы «документальным», «научным», «собственно-правдивым» выводом о 2012 годе: спасения нет и быть не может, остается только гадать о вариантах погибели – от огня, от воды, от землетрясений ли, от метеорита ли и т. д. и т. п. – а вовсе не столь пафосные, в основном американские, игровые ленты с грифом «фантастика» на ту же тему глобальных катастроф, но прежде всего с опытом проживания, переживания, в конечном счете предотвращения этих катастроф в самый последний момент – вот уж и вправду катарсис!Честно говоря, в качестве «моделей поведения», и прежде всего Высокой Этики в этих моделях, американцы, французы, англичане в своих кинолентах и даже публицистике дают сегодня мощную фору России, ее СМИ и кинематографу, будто и не у нас вовсе были великая русская литература, великая русская публицистика (Герцен, Добролюбов, Белинский, Чернышевский, Писарев и иже с ними, включая публицистику Пушкина, Радищева, декабристов…) и мощный ее взлет уже при ныне живущих старших поколениях – в 60-е – 80-е годы ХХ столетия, включая лидировавшую тогда в мировом масштабе педагогическую отечественную публицистику.Воистину: что имеем – не храним, потерявши – плачем. Да, пожалуй, и не плачем даже в извечной своей инфантильной забывчивости…А ведь право же, не только американцам есть что терять – тем паче ежели не только в материальном плане… Согласны?Пора, давно пора – и нынче в самый раз поговорить о конвергенции (к ней призывал, если помните, академик Сахаров)…Но не только и не столько в политике и экономике «двух систем» (она и так случалась в мировом масштабе, и вообще «Капитал» Карла Маркса дико востребован оказался на Западе в связи с финансовым кризисом, а вот на днях буквально стал чем-то вроде лидера продаж и в московском элитарном книжном магазине «Библио-Глобус»), сколько, и это прежде всего, в области духовных, нравственных, этических ценностей.Не «или» – «или», а «и» – «и». Эту фразу часто любил повторять мой учитель Симон Львович Соловейчик, она более чем уместна сейчас, по крайней мере пока живы еще поколения в нашей стране, которые в массовом порядке, и не только в гуманитарных вузах, учили диалектику все же и по Гегелю в том числе…Буду рада вашим откликам на эту тему на адрес газеты или на сайт «УГ». Может, удастся поговорить о такой вот «конвергенции» и на грядущих педсоветах в августе?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте