search
main
0

Боевые машины из Кургана 15 лет назад на вооружение отечественной армии была принята БМП-3

Среди образцов российского вооружения и военной техники (В и ВТ) немало звучных, всемирно известных имен. Это истребители – МиГ-29 и Су-27, винтокрылы “Ми”, гранатомет РПГ-7 и автомат Калашникова, танки Т-72 и Т-80, дизельная подлодка “Варшавянка” и гигантский атомный подводный крейсер “Акула”, зенитные ракетные комплексы С-300. В этом ряду, безусловно, находится и семейство боевых машин пехоты, разработанных на Курганском машиностроительном заводе, и, в частности, последняя из них – БМП-3, признанная лучшей в своем классе на последних международных выставках вооружения и военной техники. Сегодня мы предлагаем подборку интервью со специалистами, стоявшими у истоков создания и модернизации боевой машины.

БЛАГОНРАВОВ Александр Александрович – генерал-майор в отставке, в 1976 √ 1991 гг. главный конструктор Курганмашзавода, под руководством и при непосредственном участии которого разработаны, испытаны и поставлены на производство БМП-2 и БМП-3.
– Александр Александрович, вас с полным правом, образно говоря, можно назвать отцом БМП-3. Как рождалась эта боевая машина?
– Начало опытно-конструкторским работам (ОКР) по созданию новой БМП, как и любого другого сложного комплекса, положило специальное постановление Центрального комитета партии и Совета Министров СССР, в котором был определен головной ее разработчик – Специальное конструкторское бюро “Курганский машиностроительный завод” (СКБ КМЗ) и соисполнители по отдельным системам и узлам машины. Проект разрабатывался СКБ КМЗ с участием ВНИИТМ – головного института отрасли по бронетанковой технике и ВНИИ стали, обосновавшего возможность и целесообразность применения алюминиевой брони.
В соответствии с постановлением правительства тульское Конструкторское бюро приборостроения (КБП) разрабатывало оружие, завод “Трансмаш” – двигатель, ВНИИ “Сигнал” – стабилизированный привод наведения, ЦКБ “Пеленг” – прицельный комплекс, СКБ “Ротор” – электроавтоматику для шасси и боевого отделения. Все эти системы разрабатывались по частным техническим заданиям, утвержденным главным конструктором ОКР. ВНИИТМ оказывал реальную помощь СКБ КМЗ в разработке гидромеханической трансмиссии, ходовой части и водоходного движителя, но постоянно находился в… оппозиции главному конструктору по общей компоновке, комплексу вооружения и двигателю. Это побуждало находить все более убедительные доводы для обоснования принятых решений.
– Как удалось заложить в БМП-3 такие возможности модернизации?
– Для того чтобы обеспечить долговременное преимущество новой БМП над зарубежными аналогами, многие технические решения сразу принимались с учетом дальнейшей модернизации. Например, устанавливался безнаддувный двигатель УТД-29, а в КБ барнаульского завода “Трансмаш” уже был разработан проект двигателя УТД-32 с наддувом и значительно большей мощности. Одновременно в СКБ КМЗ была проработана возможность его установки вместо двигателя УТД-29. Такая перспектива сыграла немалую роль в решении комиссии с участием главкома сухопутных войск, посетившей Барнаульский завод, о применении на новой БМП двигателя УТД-29, а не двигателя 2В-06, также предлагавшегося для использования. Теперь двигатель УТД-32 устанавливается на модернизированном варианте БМП-3.
Когда принималось решение о применении 100-мм осколочно-фугасных снарядов устаревшей разработки, учитывалось, что оно временное, и соответствующие переговоры с разработчиком (“НИМИ”) по этому вопросу велись. Сейчас уже есть результат. То же относится к БТ снаряду для 30-мм автоматической пушки. Разработчик (НПО “Прибор”) уже тогда представлял результаты испытаний нескольких опытных образцов. Сейчас уже есть новый снаряд.
Надствольный дальномер тоже был временным, но уже имеющимся решением. Ясно было, что в перспективе дальномер должен быть встроен в прицел. Сегодня это сделано.
В целом возможности модернизации тем шире, чем больше свободный внутренний объем и запас грузоподъемности. По этим показателям БМП-3 намного превосходит БМП-2.

ЗАХАРОВ Михаил Александрович √ Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии СССР, в 1981 √ 1991 гг. заместитель министра оборонной промышленности СССР.
– Насколько БМП-3 превзошла свою предшественницу БМП-2 по тактико-техническим характеристикам?
– Сразу отмечу, что БМП-3 была именно той машиной, которая на момент своего появления была нужна нашей армии. По своим ТТХ она значительно превосходила БМП-2. В частности, активное расположение десанта значительно увеличило плотность огня в переднем секторе машины. На БМП-3 было установлено новое вооружение – 30-мм и 100-мм пушки. Установка 100-мм пушки позволила поражать укрытые цели и цели на обратных склонах, также появилась возможность запуска ПТУР через ствол пушки и управления им по лучу лазера. Все эти преимущества и позволили БМП-3 обойти американских и английских конкурентов по вооружению, системе управления огнем, надежности машины.
– Какова, на ваш взгляд, дальнейшая судьба БМП-3?
– Изначально судьба этой машины была нелегкой. Многие были категорически против создания БМП-3 в том виде, в каком ее предложили. Но благодаря усилиям коллектива завода и СКБ под руководством А. Благонравова, тульского КБП и его генерального директора А. Шипунова, главного конструктора двигателя Б. Егорова, Министерства оборонной промышленности, ГАБТУ МО боевую машину удалось отстоять. Это сказалось на судьбе Курганмашзавода, который сумел выжить в трудные времена за счет поставки БМП-3 на экспорт. На базе БМП-3 конструкторы создали бронированную эвакуационную машину БРЭМ-Л и работают над созданием боевых машин нового поколения.
Можно с уверенностью сказать, что сегодня жизненный ресурс БМП-3 далеко не исчерпан. Что касается, например, экспортных возможностей этой машины, то они очень велики, благодаря тому, что до сих пор конкуренты не смогли создать ничего подобного.

ЖУРАВЛЕВ Николай Алексеевич √ генерал-лейтенант запаса, был первым заместителем начальника ГБТУ МО СССР, возглавлял группу специалистов-испытателей БМП-3 в Объединенных Арабских Эмиратах.
– Насколько БМП-3 соответствовала требованиям армии и как она показала себя при практической эксплуатации в войсках?
– БМП-3 по конструктивным параметрам соответствовала требованиям Вооруженных Сил, хотя первая партия машин, переданная в Белорусский военный округ, и имела некоторые недоработки, которые устранялись в процессе эксплуатации. С учетом устраненных недостатков БМП-3 при эксплуатации в войсках показала себя положительно.
– В какие страны поставлялась БМП-3, каковы ее экспортные перспективы и чем она выгодно отличается от зарубежных аналогов?
– Новая БМП поставлялась в Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Кипр и Южную Корею. Экспортный потенциал этой разработки достаточно высок, поскольку по своим тактико-техническим характеристикам она существенно превосходит зарубежные аналоги, такие, как “Брэдли” (США), “Уориер” (Англия). В частности, БМП-3 оснащена ракетно-пушечным комплексом вооружения, динамической защитой от поражения кумулятивными средствами в широком диапазоне курсовых углов обстрела. При весе 18 тонн машина имеет устойчивую плавучесть и обладает повышенной проходимостью в условиях снега и песка.
Отмечу, что БМП-3 с большим отрывом оставила позади своих конкурентов во время тяжелейших испытаний в пустыне в Объединенных Арабских Эмиратах. В результате после ряда переговоров был подписан первый в истории контракт с ОАЭ на поставку большой партии российских БМП-3.
НИКОНОВ Александр Иванович √ генеральный директор-главный конструктор ОАО “СКБМ”.
– Александр Иванович, какие этапы модернизации БМП-3 вы можете выделить?
– В конце 80-х годов одновременно с принятием БМП-3 на вооружение были начаты новые ОКР по ее совершенствованию. Однако из-за отсутствия средств работа по модернизации машины началась, только когда на нее появились заказы из-за рубежа. Деньги от продажи машин Курганмашзавод и другие изготовители направляли на дальнейшее совершенствование БМП и ее систем.
В результате боевая машина получила новый форсированный двигатель и форсированную систему охлаждения, новую информационно-управляющую систему, кондиционер. Сегодня БМП-3 реально эксплуатируется при температурах выше 55 (!) градусов без ограничений. Также на ней размещена динамическая защита и комплекс активной защиты “Арена”, ведутся испытания системы защиты от ПТУРС “Штора” и т.д.
Наиболее значительной модернизации, проведенной в Кургане, подверглось боевое отделение. Кроме того, что из него можно вести огонь всеми вновь разработанными боеприпасами, в нем появился автомат сопровождения цели и автомат заряжания ПТУРС, установлена система продувки ствола с целью снижения загазованности, испытывается навигационная система и новый прибор наблюдения командира. Разработана также модификация БМП-3Ф для морского десанта.
Все введенные в конструкцию машины усовершенствования значительно повысили ее суммарную боевую эффективность по сравнению с БМП-3 80-х годов.
– Над чем сегодня трудятся в Кургане?
– В течение этого года проводились интенсивные работы над модернизированной БМП-3. Образцы проходили демонстрационные испытания в условиях пустынной местности в двух странах – потенциальных покупателях нашей техники. Машины подтвердили все заявленные характеристики, а сегодня испытания завершаются и в России.
Ведутся предконтрактные переговоры, и мы уверены, что в ближайшие годы новые боевые машины пехоты из Кургана обретут своих зарубежных хозяев. Хотелось бы, чтобы и российских тоже. Поставки современных боевых машин пехоты в отечественные Вооруженные Силы пока, к сожалению, минимальны.
Одновременно мы работаем над созданием БМП нового поколения.

Записал Андрей ГАРАВСКИЙ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте