С чего начинается учитель? Со вступительных экзаменов в педагогический университет или колледж? С первой поставленной им «двойки» или «пятерки»? Или с прощального бала первых выпускников? Все эти рубежи, безусловно, есть на шкале учительской судьбы, но днем профессионального рождения я бы предложила считать первую университетскую практику в школе. Практика – это одновременно и первое причастие, и боевое крещение. В ней, как в зеркале, можно разглядеть будущее – останется человек в школе или все же пойдет иной дорогой.
Я не гадалка, да и ясновидящих в нашем роду отродясь не было, но и пяти минут на уроке Ольги Токаревой достаточно, чтобы понять: если в игру не вмешаются какие-то сверхъестественные силы, то скорее всего в течение многих счастливых лет каждое рабочее утро Ольги будет начинаться с милого ее сердцу «Guten Tag». Студентка четвертого курса Ленинградского областного государственного университета имени Пушкина смотрится в классе очень органично. Будто родилась здесь. Это, впрочем, недалеко от истины. Если и не родилась, то уж точно выросла. Ведь ее маме, Инне Федоровне, действительно частенько приходилось брать дочку с собой в школу, и в то время, когда другие дети затаив дыхание переживали за судьбу Колобка и Красной Шапочки, маленькая Оля большей частью слушала музыку немецких перфектов и плюсквамперфектов. Настала пора, и из сторонней наблюдательницы она превратилась в живую участницу всевозможных языковых метаморфоз – пошла учиться в мамину школу. В знаменитую гатчинскую девятую, где директорствовал не менее знаменитый «немец» и будущий учитель года России Игорь Борисович Смирнов. Сегодня Игорь Борисович читает Ольге в университете лекции по методике преподавания немецкого языка, а мама, на время одолжив дочке свой пятый класс, руководит ее практикой в школе.
Тема урока – «Моя семья». Занятие классическое, видно, что лекции по методике Ольга посещает исправно и слушает своего мастера внимательно. Сначала фронтальный опрос, потом дети у доски говорят о себе и своих домашних. Рассказывают бойко и пространно. Игорь Борисович, сидя за задней партой, слушает внимательно и, не переставая улыбаться, делает заметки «на полях». Инна Федоровна заметно волнуется и беззвучно шевелит губами, повторяя за дочерью и учениками каждое слово. Наверное, ей самой было бы легче дать добрую сотню открытых уроков, чем пережить эти 40 минут. Хотя видимых поводов волноваться за Ольгу нет: держится она вполне уверенно, темп взяла отличный, задания не затягивает, скучать никому не дает. Практически все упражнения придумывает к каждому уроку сама: подобрать антонимы, составить диалог, придумать вопросы – все формы работы на месте. Не забывает и про старую добрую физкультминутку. Ольга напоминает пианистку-отличницу: блестящее знание нотной грамоты, беглые пальцы, отточенная техника. Не хватает легкости и импровизации, но это дело времени. Сегодня она честно и добросовестно закладывает фундамент будущей профессии, а «дизайн интерьера» – головокружительный педагогический полет – придет завтра. Было бы желание. Звенит звонок, закрывается дверь за последним учеником, и из строгой учительницы со стальными нотками в голосе Ольга превращается в маленькую уставшую девочку.
– Оля, вы почему такая строгая, за весь урок ни разу не улыбнулись? – интересуется Игорь Борисович.
– Да-а-а, – обиженно тянет Ольга, – им только улыбнись, они тут же слушаться перестанут. А как мне еще, по-вашему, дисциплину в классе поддерживать – только строгостью.
Вот она, ахиллесова пята многих молодых. Страх за свой новорожденный авторитет. Поначалу кажется – подпусти мороза в голос – и дело в шляпе. Счастлив тот, кому не требуются годы, чтобы понять: такая «шляпа» никому не нужна. Авторитет зарабатывается не кнутом и даже не пряником, а исключительно доверием. Взаимным доверием.
– Оля, вы молодец, и все у вас прошло замечательно. У меня лишь несколько замечаний, чтобы в следующий раз все было еще замечательнее, – Игорь Борисович настоящий дипломат. Он и критикует, будто хвалит. – Дети только что прекрасно и очень обстоятельно рассказывали о себе. Но перед вами пятиклассники. Не забывайте, пожалуйста, что к концу первого года учащиеся должны строить диалог из 3-5 реплик, норма монологической речи – 8 фраз. И требовать от них большего мы с вами не имеем права. Подумайте о том, чтобы ввести в диалоги отрицательную форму, а то что же это они у вас все время со всем соглашаются? После того как ребенок расскажет о себе, дайте возможность классу задать ему вопросы, может, у кого-то они созрели. И в конце, как бы ни прошел урок, обязательно похвалите их. Потому что и они, и вы – удивительные молодцы…
Инне Федоровне, по-видимому, тоже есть что сказать своей практикантке, так что оставим их наедине и перейдем в соседний класс, где экзамен пред родными стенами держит еще одна выпускница гатчинской школы №9 Татьяна Гончаренко. Свою ученицу и студентку Игорь Борисович представляет не без гордости – очень способная барышня, медалистка, спортсменка-чемпионка, только что вернулась из Германии со стажировки. Как и ее подруга Оля, Таня тоже работает с пятым классом, обсуждает с ребятами вопросы торговли: тема урока – «В супермаркете». Фонетическая зарядка на отработку «непослушного» немецкого звука «t», составление диалогов из «разбежавшихся» реплик, поиски «потерявшихся слов», работа в группах – как и любому учителю, Татьяне хочется, чтобы учение у ее ребят шло с увлечением.
Разбирая это занятие, Игорь Борисович вновь не скупится на добрые слова, приправляя «ложку дегтя» своих замечаний шутками и комплиментами.
– Таня, давайте помнить, что оргмомент на любом уроке – это не пустая формальность. Прежде чем отпускать детей первого года обучения в «свободное плаванье» групповой работы, дайте им очень четкое задание – целевую установку. Что конкретно они должны сделать, как и сколько у них на это времени. Время вышло? Обратитесь к каждой группе и не отставайте от них, пока они точно не скажут, сколько минут им еще нужно. Вот тогда вы все успеете. И еще: у ваших подопечных нет еще ни жизненного, ни речевого опыта. Поэтому, если они ошибаются в спряжении, не стоит заставлять их автоматически спрягать глаголы. Они это сделают правильно, но в речи опять ошибутся. Самый эффективный пример – собственный образец. А у вас блестящая речь – есть чему подражать…
Если Ольга Токарева уже практически на сто процентов уверена, что по окончании университета вернется в школу, то у Татьяны Гончаренко такой убежденности нет. Может, сделает карьеру переводчика или – бери выше – переводчика-синхрониста. Время есть, время покажет. А школьная практика – она и во внешкольной жизни пригодится. Это ведь глава из автобиографического романа «Как закалялась сталь». Причем написанная собственноручно.
Комментарии