search
main
0

Близкий сосед лучше дальнего родственника Тема “Мы и наши соседи”. 2-3 классы

Дети читают пословицы разных народов и объясняют, как они их понимают. Какие из них похожи по смыслу?
Сосед пришел – помощь пришла. (Узбекская)
С соседями жить – дружбу водить. (Русская)
Старый сосед наравне с родней. (Армянская)
Близкий сосед лучше дальнего родственника. (Таджикская)
Нужно подумать и объяснить, как появилось слово “сосед”.
У каждого человека, у каждой семьи, у каждой страны есть свои соседи.
Сосед – это тот, кто живет или находится вблизи, рядом.
Каждый обсуждает с соседом по парте, что общего в понятиях “соседство”, “дружба”, “братство”. Чем они отличаются?
Одноклассника, с которым каждый сидит за одной партой, тоже можно назвать соседом.
Обязательно ли соседи по парте должны дружить?
Как должны вести себя соседи по парте?
Игра “Знаешь ли ты своего соседа?” Для этого нужно рассказать о своем соседе-однокласснике как можно больше: его полное имя и отчество, цвет глаз и волос, день рождения, любимые книги, игры, песни, мультфильмы. Сравнить свои ответы с теми, которые дал сам сосед.
Знаешь ли ты своих соседей по дому?
Какие правила взаимоотношений соседей тебе известны?
Нужно предложить свои варианты поведения в следующих ситуациях.
Если известно, что в квартире на нижнем этаже – маленький ребенок. К тебе пришли товарищи и затеяли шумные игры.
Вечером тебе хочется послушать магнитофон или посмотреть телевизор, которые ты привык включать громко.
Пожилой одинокой соседке трудно ходить в магазин, особенно зимой.

Мостик

Гриша и Дима учились в одном классе и жили на одной улице, друг против друга. Раньше они дружили, потом из-за чего-то поссорились. Выйдет Гриша из ворот своего дома и кричит через улицу:
– Эй, конопатый, ты это видал? – и покажет Диме кулак.
А Дима в ответ:
– А сколько вас, жуков, на кило идет? – и тоже кулаком грозится.
Много раз пробовали школьные товарищи помирить их, но все напрасно: очень уж упрямые были оба.
Однажды полил сильный дождь. После него никто не мог перейти улицу.
Гриша вышел из дому и стал у ворот, любуясь, каким все стало чистым и свежим после дождя и как все заблестело под солнцем.
Вдруг видит: из ворот выходит Дима и держит в руке большой камень. “Ага, – подумал Гриша, ты – камнем?! Хо-ро-шо!”
Он быстро юркнул в ворота, схватил кирпич и опять выбежал на улицу, готовый к отпору.
Но Дима камень не бросил, а уложил на мостовой. Попробовал ногой, не шатается ли, и ушел. А камень остался лежать, как маленький островок!
“Что ж, – решил Гриша, – и я могу положить свой кирпич в воду”.
А Дима уже укладывал другой камень. Тогда Гриша вынес сразу три кирпича.
Так они строили переход через улицу, подходя все ближе друг к другу, а люди стояли по ту и эту сторону, смотрели на них и ждали.
И вот между последним кирпичом и последним камнем остался один шаг. Ребята оказались друг перед другом. Тогда они впервые за долгое время посмотрели друг другу в глаза, и Гриша сказал:
– А я черепаху поймал. У нас дома живет. Хочешь, покажу?
И. Василенко

Почему рассказ называется “Мостик”?
Можно ли выбрать среди них такую, которая подходит к рассказу?
Неразлучному соседу обидных слов не говори.
Худое дело обидеть соседа.
Соседи есть и у любой страны.
Прочитайте текст. О каком отношении к странам-соседям говорится в нем?
В характере большинства народов есть и любопытство, и интерес к другим людям, на тебя не похожим. Как же ты узнаешь сам себя, как выделишь среди других, если все дома будут одинаковы, если и еда, и одежда на один вкус?

Мир для русского человека не тем хорош, что велик, а тем, что разный, есть чему подивиться.
В.И.Белов

У России есть свои соседи. Самые близкие из них те, которые раньше вместе с нашей страной входили в единое государство – Советский Союз. Этих соседей часто называют странами “ближнего зарубежья”. Многие из них объединены сейчас в Содружество независимых государств – СНГ.
Посмотрите на карту. Определите близких соседей России.
Назовите, какие вы знаете традиции добрососедства.
Только ли друзья помогают друг другу в трудную минуту?
Приведите примеры сотрудничества разных стран.
Напишите страничку в летопись класса о соседе по парте.
Подготовьте рассказ о своих соседях по дому.

У Янтарного моря

Маленький мой край – как золотая
Капелька густого янтаря.
Он блестит в узорах, расцветая,
Льется в песнях, радостью горя.
Саломея Нерис

Если посмотреть на карту Европы, то вдоль ее берегов можно увидеть узкую голубую ленту. Это Балтийское море. На его берегах живут многие народы, но странами Балтии чаще всего называют Литву, Латвию и Эстонию.
Что вы знаете об этих странах?
Представьте себя на берегу Балтийского моря. Кругом песчаные дюны-холмы. К самому морю подступают сосны и роняют в него капельки своей смолы. Вот волна набежала на берег. Посмотри, что это заблестело на песке?
Прочитайте стихи и ответьте на вопрос. Что мы можем найти только на берегу Балтийского моря?

Послушайте порой ночной,
Когда в тревоге волны,
Как море на берег с волной,
Янтарь бросает горстью полной.

Эдуардас Межелайтис
(Перевод с литовского)

Вот он, мой янтарек,
Вынулся на счастье.
Там, внутри, огонек,
Чтоб светить в ненастье.
Он и солнцем любим,
И янтарным ветром,
Море пело над ним
И зимой и летом.
Мартинас Вайнимайтис
(Перевод с литовского)

Почему с древних времен Балтийское море называют янтарным?
Как вы думаете, что такое янтарь?
Янтарь – это застывшая смола древних хвойных деревьев. Считается, что он хранит в себе тайну и жизненную силу. Его носили древние рыцари на одежде как талисман. Им украшали себя женщины во все времена.
Прочитай литовскую народную легенду о происхождении янтаря.

Слезы Юрате

Случилось это давно, когда бог Перкунас еще был главным среди богов, а богиня моря Юрате жила в янтарном замке на дне Балтийского моря. Полюбила Юрате простого рыбака Каститиса за смелость и красоту и увлекла его в свой янтарный замок. Разгневался Перкунас, грозными молниями разрушил янтарный замок. С тех пор горько плачет Юрате о погибшем Каститисе. А море и по сей день выносит на берег мелкие капельки янтаря – слезы богини Юрате.
Рассмотрите изделия из янтаря. Взгляните через кусочек янтаря на свет. Представьте себе, что вы попали в янтарную страну. Сочините о ней сказку.
Фантазия природы и мастеров-умельцев безгранична. Лучшие изделия собраны в Музее янтаря в городе Паланга.
Жизнь всех трех стран Балтии связана с морем. Зимой и осенью Балтийское море суровое и мрачное, но оно может быть приветливым и ласковым весной и летом, в солнечный день.
Сыграйте в игру “Море волнуется”.
Правила игры
По команде водящего все изображают море и его жителей. Водящий говорит: “Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Морская фигура, замри!”.
Играющие замирают, а водящий выбирает самую выразительную фигуру.
Отгадайте загадки.
Дверей не счесть, а не вылезть, не пролезть.
У маленькой скотинки
Сто серебряных монеток на спинке.

Дом шумит, хозяева молчат,
Пришли люди, хозяев забрали,
а дом в окна ушел.
Море и неласковая природа учат прибалтийские народы быть сдержанными и немногословными, трудолюбивыми и упорными.
О природе в народе сложено много легенд.
Одна из легенд рассказывает о девушке Неринге, которая, помогая людям, стала большой и сильной.
Прочитайте начало легенды. Придумайте в группах ее продолжение. Для этого рассмотрите иллюстрации и прочитайте подписи под ними. Постарайтесь сохранить язык легенды.

Неринга
– Не хочу быть маленькой, хочу быть большой, – молвит Неринга, рыбачья дочь.
– Как управишься с большой работой, так сразу и вырастешь, – отвечает ей мать.
Призадумалась Неринга – какое же дело ей по плечу? (Крошка-невеличка, и вдруг ей – большую работу!)
Вышла на берег морской. Там солнечный шар с дюны на дюну перекатывается. А море за ним по пятам – хочет солнце изловить.
Но где ему за солнцем угнаться!
“Погоди, солнце, не уйти тебе со своими проказами! – подумала Неринга. – Я-то проворнее буду!”
Пустилась она что есть силы по дюнам, волны перегнала. Треплет ветер янтарные косы, взглядом синих глаз она уже солнце настигла. И белые ноженьки от глаз не отстают.
Неринга как протянет руку – ладошками солнце ухватила и с размаху за море закинула.
Обрадовалась Неринга, бежит по дюнам домой, чайкой покрикивает:
– Матушка, я уже большая!
– Кто говорит?
– Море мне говорило, я его волну обогнала, я проворнее моря!
– Значит, ноги твои уже подросли, а руки еще малые!
Вышла Неринга на морской бережок, призадумалась. Какую ей работу исполнить, чтобы и руки подросли?
Смотрит – рыбаки невод тянут-потянут, а змей девятиглавый – морское чудище – вцепился зубами, не отпускает…
Матушка говорит:
– Руки-ноги у тебя уже выросли, а сердце еще малое.
Слышит Неринга среди моря крики: “Спасите! Тонем!”…
Матушка говорит:
– Большое у тебя сердце, да мал еще твой ум.
Двенадцать дней и ночей, глаз не смыкая, трудилась, Неринга, отгораживая залив, где можно будет без страха рыбачить…
Матушка говорит:
– Выросли твои ноженьки, выросли твои рученьки, чутким стало сердце и разум – светлым.
Города Балтии очень похожи на другие города Западной Европы: древние башни, устремленные ввысь шпили соборов, узкие извилистые улочки.
Рассказывают, что история Вильнюса началась с вещего сна князя Гедиминаса.
Однажды в походе ему приснился Железный волк, и на этом месте князь построил неприступный могучий замок и город. Вильнюс славится своим университетом, одним из старейших в Европе. Ему 400 лет.
Ригу называют городом Золотого петушка. Этот символ города можно увидеть на шпиле башни Домского собора. В этом соборе находится орган, один из самых больших в мире.
Хранителем Таллина считается Старый Тоомас. Флюгер на древней Ратуше получил свое название по имени героя легенды об эстонском крестьянине Тоомасе, защищавшем город от набегов вражеских рыцарей.
Во всех прибалтийских республиках одним из самых любимых является традиционный Праздник песни. Первый певческий праздник проводился более 100 лет назад.

Светлана ТИВИКОВА,
Надежда ДЕМЕНЕВА,
Тамара ЖЕЛЕЗНОВА,
Наталья ЯШИНА,
кандидаты педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте