search
main
0

Ближе к практике, или Зачем ученым хозрасчет

Финансы в педнауке давно уже поют романсы. И, естественно, материальный фактор заставляет ученых, особенно в подведомственных НИИ, искать дополнительный заработок. Можно ли организовать научную работу на своем месте так, чтобы она, помимо творческой, была и экономически выгодной?

Уже не один год при РАО существует самостоятельное подразделение, которое действует на принципах хозрасчета и самоокупаемости, – ассоциация “Профессиональное образование”.

Временное или вечное?

Ассоциация была создана в январе 1990 года академиком РАО Сергеем Яковлевичем Батышевым. Несмотря на то, что его педагогическая деятельность началась еще в тридцатые годы, а научная – в послевоенный период, он не был закоснелым теоретиком. Батышев еще до начала перестроечной “шоковой терапии”, после которой наука оказалась на голодном пайке, задумался о самофинансировании нового в педагогической практике направления – производственной и профессиональной педагогики. Он предложил создавать временные творческие коллективы, мобильно отвечающие на запросы практики. Договорная основа позволяла подбирать в коллектив необходимых специалистов, а при оценке и оплате результатов труда отсутствовала уравниловка. Всем этим временные группы выгодно отличались от скованных жесткой централизованной системой академических институтов. Батышев же хотел видеть здоровую конкуренцию научных школ, которая бы позволяла находить эффективные пути решения проблем.

Созданная вскоре ассоциация стала рассматривать прежде всего наименее разработанные вопросы профессионального образования. Подготовили и издали пятитомный труд под общим названием “Лицей”. Эта работа имела не только фундаментальный, но и прикладной характер, поскольку в качестве приложения к нему были разработаны учебно-методические материалы по профилю машиностроения. Они помогли лицеям и колледжам адаптировать их для других отраслей промышленности и избежать ошибок. Пятитысячный тираж “Лицея” разошелся мгновенно. Кстати, деньги, полученные от реализации подобных проектов, вкладываются в следующий, на этом и основан принцип самофинансирования.

Для разработки очередной идеи каждый раз создается новый коллектив единомышленников. Привлекаются специалисты из Санкт-Петербурга, Тулы, Самары, Екатеринбурга, Ярославля, Казани – то есть из тех мест, где находятся научные и учебные центры.

Практику работы во временном коллективе можно рассмотреть на примере создания первого за всю историю системы профтехобразования учебника “Профессиональная педагогика”. Сначала предполагаемым авторам, директорам институтов, которые занимаются данной проблематикой, были предложены приблизительные темы проекта, его концепция. В процессе длительной работы (около 2 лет), когда авторы ответно присылали свои дополнения и замечания, собирались для обсуждения и вносили поправки в концепцию задуманного, коллектив вырос до 42 человек. Каждое направление проекта оценивала группа экспертов, по их замечаниям авторы дорабатывали материал. В окончательном варианте рукопись снова рассматривалась на заседании бюро базового профтехобразования, и лишь после этого ассоциация приступила к ее изданию. “Профессиональная педагогика” получила от Минобразования гриф учебника для институтов, обучающих студентов по педагогическим специальностям.

Большая профессиональная энциклопедия

В 1993 году были сформированы несколько творческих коллективов, разработавших более 20 брошюр, спецкурсов по вопросам дошкольного воспитания. Эта дефицитная в то время литература оказалась отличным подспорьем для слушателей заочного Университета профобразования, созданного в структуре ассоциации в 1991 году для повышения квалификации различных категорий работников образования. В самой системе дошкольного воспитания довольно много педагогов, не имеющих высшего или даже среднего специального образования, и эти люди – из самых дальних регионов, где подобные формы обучения недоступны – получают новейшую литературу, помогающую им в практической работе. Об этом свидетельствуют письма заведующих, методистов и просто воспитателей, приходящие на адрес ассоциации.

Подобные спецкурсы были разработаны и для сельской малокомплектной школы, и для воспитателей детских домов (которых специально почти нигде не готовят). Сотрудники ассоциации, кстати, сами обеспечивают набор рукописей и подыскивают типографии. За 10 лет издано более 200 трудов – от небольших брошюр по дошкольному воспитанию до содержательного трехтомника “Энциклопедия профессионального образования” объемом 270 печатных листов – настольной книги преподавателей и руководителей всех типов профессиональных учебных заведений.

Обратная связь, отзывы с мест позволяют узнать, насколько эффективно то или иное пособие. Например, существуют тесные контакты с Красноярским управлением профтехобразования. Каждое учебное заведение в крае имеет весь комплект того, что было издано ассоциацией по профессиональному образованию. Один из колледжей Красноярска полностью перешел на блочно-модульную систему обучения, взяв за основу соответствующие разработки самого Батышева.

Под руководством Батышева все разработки ассоциации доводились до конечного результата. Он, неутомимый ученый-практик, в свое время создавший новое направление в педагогической науке, предполагающее соединение обучения с производительным трудом, видел будущее российской педагогической науки именно в развитии научных исследований на хозрасчетной основе. При этом обеспечивается более тесная связь науки с практикой, возникает полезное соперничество научных коллективов, позволяющее добиваться оптимальных результатов. В 1998 году заслуженному деятелю науки РФ Сергею Батышеву была присуждена премия Президента РФ в области образования.

…Участник войны, Герой Советского Союза Сергей Яковлевич в этом году должен был отмечать свое 85-летие. Но в марте он умер. Его друзья и коллеги обратились в мэрию Москвы с просьбой установить мемориальную доску на доме, где он жил. Для увековечения его памяти в ряде учебных заведений страны (в том числе и тех, одним из организаторов которых был Сергей Яковлевич) учреждается стипендия имени С.Я. Батышева для лучших студентов.

Николай СОРОКИН

NB!

Ассоциация “Профессиональное образование”:

тел. 245-07-73

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте