search
main
0

Блистающий мир Соколовой. Словесник – это романтик, стремящийся подарить другим чудо понимания

Победителем номинации «Учитель года» конкурса «Педагог года Подмосковья-2009» стала литератор школы №15 с углубленным изучением отдельных предметов из Электростали Елена СОКОЛОВА. Так как участвовала она в областном этапе в состоянии ожидания прибавления семейства, наша газета поздравляет Елену Владимировну с новорожденным!

– Елена Владимировна, что вы ожидали от конкурса «Педагог года Подмосковья» и что помогло вам победить?

– Когда ехали в Чехов на открытый урок, у меня не то чтобы уверенности не было, что попаду в число этих двенадцати, я об этом даже не задумывалась. Переживала: новый класс, новые дети. Было интересно, пребывала в этаком необыкновенном состоянии, наверное, это было волнение. Ведь что такое урок? Фактически экспромт, тепло, что-то такое, что предполагает живой разговор. А вдруг он не получится? Хотя, с другой стороны, как это не получится? И когда объявляли 12 финалистов, вроде было естественно, что я вошла в это число, а между тем неожиданно: «Надо же! Быть этого не может». Но почувствовала, что все прошло хорошо, уже после урока. И подумала: «Даже если это останется на этом этапе, то, ради чего я участвовала, получилось». Ребята оказались очень хорошими, контакт установился сразу же. Они не боялись того, что на уроке присутствовало много людей, что я чужая. Внутренне не зажимались, хорошо, свободно говорили, высказывали свое мнение. Слышали меня, эмоционально включились и были готовы идти за мной куда угодно. После их аплодисментов в конце нашей встречи меня хорошее настроение захлестнуло волной: «Ура!» Это было счастье.

– Когда вы поняли, стать учителем – ваша мечта?

– В детстве в школу играла. Потом уже это желание нашло образец, на который следовало равняться, – наш классный руководитель, словесник Наталья Владимировна Ермакова. Она настоящий мастер, сейчас работает в 17-й гимназии завучем. Потрясала ее неординарная манера вести уроки – от нее столько новизны исходило! Казалось, ее глубокие знания нескончаемы. Она как-то все необычно устраивала… Стенгазета, которую мы делали с ней, была метров на 10! Если проходила какая-то школьная акция, например «Помоги ветеранам», мы шли помогать всем классом. Очень дружили, дорожили друг другом. Состояние сплоченности осталось до сих пор. Сегодня мы встречаемся с ребятами на ее днях рождения. С любыми вопросами, приведшими в тупик, тогда бежали к ней, ее советы оказывались лучшим выходом из ситуации, но, главное, мы были уверены – она никогда не слукавит. Это родные и близкие могут подыграть в чем-то, а она говорит так, как есть. Ее мнение спрашивали по любому поводу, и знаете что? Она мне не советовала идти в учителя. Считала, что мне больше подойдет журфак МГУ. Но я приняла свое решение, уж очень мне хотелось так же раскрывать сущность других, как это делает Наталья Владимировна. «Хочется? Попробуй!» – напутствовала меня Ермакова.

– И вы поступили в Московский государственный областной гуманитарный институт.

– Тогда он назывался Орехово-Зуевский педагогический институт. Я так благодарна судьбе, что она вывела меня на школу! Часто считают, что здесь зарплата маленькая, работы много, семьей заниматься некогда. Так говорят те, кто не знает. Те, кто далек от душевных особенностей человека, который рядом. Человеку нужно самореализоваться. Мне это удается именно так. И я ощущаю колоссальную поддержку и от мужа, и от двоих почти что взрослых своих сыновей, и даже от малыша. Не надо палку только перегибать: таскать тоннами тетради для проверки домой, вместо ужина писать конспекты предстоящих уроков. Мне доверяют дома, и я не собираюсь этим злоупотреблять. Это, наверное, главное. И я всегда мысленно советуюсь с мужем. К своей презентации поставила его любимую музыку, на защите своей педагогической философии поведала его любимую притчу. Таким образом, я воочию ощущала его поддержку.

– Притча о чем?

– Сын приходит к отцу и говорит: «На меня все обижаются, резок я, несдержан, людей отталкиваю, что делать?» – «А ты когда обидишь кого в следующий раз, забей в забор большущий гвоздь». Снова приходит сын: «Весь забор в гвоздях, что делать?» – «Постарайся прощения попросить у обиженных, как сдержишься от злого слова, извинения попросишь, гвоздь-то и вытаскивай». Третий раз приходит сын к отцу и сетует: «Гвозди я-то все вытащил, а забор теперь весь в дырках, что делать?» Не обижать, не причинять другому зла, не заставлять его страдать. Такие вещи оставляют в душе незаживающие раны, так что лучше их не наносить.

– Почему вам захотелось участвовать в конкурсе?

– Честно говоря, это произошло случайно, и даже не по моей инициативе. Мне предложили, а я откликнулась. Волновалась ли я? Безусловно. Но не оттого, что будут оценивать, судить, я не показывала ничего нового, просто вела себя так, как это делаю обычно на уроках. Демонстрировала то, что происходит у меня в классе каждый день.

– А что происходит у вас в классе?

– Очень часто у нас на уроках присутствует музыка. Практически всегда. Ребята научились слышать ее и делать одним из главных героев своих презентационных роликов. Они у нас идут как домашнее задание, служат для развития творческих способностей. Пару раз попробовали, и глаза загорелись. Потому что это настолько индивидуальная работа, скачать ниоткуда невозможно. Мы же хитрые, учителя, такие темы выдумываем, что дети вынуждены думать над ними, размышлять. В Интернете все просто, конкретно, а у нас скрытый смысл, подтекст, что-то, цепляющее за живое. Есть такие мини-работы для каждого класса, которые предполагают всколыхнуть весь культурный пласт человека, заставить его двигаться, искать, раскрываться. Психологи говорят, что самое ценное рождается сразу, то, что щелкает в голове первым, истинным и является. С пятого класса у меня ученики привыкают реагировать на вещи, затрагивающие чувства, заставляющие мыслить. Так они просыпаются. И, становясь старше, такие выдают порой ответы, что думаешь: неужели у человека в шестнадцать лет такое может в голове так четко сформулироваться? Вот, например, у них был вопрос по Цветаевой. У нее есть фраза «Безудержная нежность». Что это? Проявление беспомощности, чрезмерной любви, или это порыв ветра, который отрывает от земли, но не уносит. Дети либо выбирают один ответ из предложенных, либо представляют свой вариант. Они не просто отписываются, чтобы в это погрузиться, необходим душевный выплеск. У нас очень доверительные отношения, предполагающие абсолютную искренность.

– Такие отношения выстраиваются в течение длительного времени. Как удалось создать подобную атмосферу на конкурсном уроке?

– Урок был по Александру Грину. Его «Зеленой лампе». И чтобы подвести к главной проблеме – падения и воскрешения личности, – мы говорили о надежде. По Грину, надежда – самое ценное. Он утверждает: «Мечтайте, имейте надежду, и если желание сильно, то исполнение не замедлит». Тот, кто надеется и предпринимает активные действия, добивается многого в жизни. Чтобы определить суть ожидания свершения, я провела своеобразный тест. 3-4 минуты, чтобы они порассуждали. Надежда – врач или враг? Побуждение к действию или начало бездействия? И раскрытие точки зрения: «надежда – это общее для всех, потому что…», «надеяться всегда лучше, чем…», «надежда – хороший спутник, но…». Пока на экране возникают задания, звучит музыка, в ней свои ассоциации и свои ответы. И вот когда они поразмышляли о надежде, поспорившие и тепленькие, перед ними предстает философия Грина, его Гринландия: «Есть три мира – красивый, прекрасный и прелестный. Красивый мир – это земля, прекрасный – искусство, прелестный – вы». Мне кажется, подобные обсуждения привлекают детей и взрослых. Они небольшие, их можно хорошо оформить, и они яркие. И еще к этому уроку относилась другая работа. Человеческая сущность похожа, но почему у одного получается, а у другого нет? Творческое задание было «Человек…». Когда этот мини-проект принес мой ученик из 9-го класса, я, честно говоря, поражена была. Смена картинок на экране, забавных, известных, романтичных. Они иллюстрируют разговор о том, что человек – это победитель и раб, добро и зло, созидатель и разрушитель, рождение и смерть, сумасшествие и разум. Человек – это искусство, искусство черное и белое, искусство, наделенное личным проявлением, любовью. Все это многогранное, противоречивое, сложносочиненное существо – это просто человек. Вот такие штуки делают мои дети! Вот об этом задумываются!

– И что, такие философские зарисовки делают все ваши дети?

– Они начинают создавать такие свои презентации с 5-го класса. Слайд-фильм по стихам Марины Цветаевой делал семиклассник: «Вот опять окно, где опять не спят. Может – пьют вино, может – так сидят. Или просто – рук не разнимут двое. В каждом доме, друг, есть окно такое. Крик разлук и встреч – ты, окно в ночи! Может – сотни свеч, может – три свечи… Нет и нет уму моему – покоя. И в моем дому завелось такое. Помолись, дружок, за бессонный дом, за окно с огнем!» Подбирал музыку, здесь звучит бетховенская «Лунная соната», фотографировал дома и ночные окна, выложил картинки в BookMaker. А Дарья Урясьева посвятила стихи Есенину и к ним сделала свой фильм-сопровождение. Под звучание романса «Клен ты мой опавший» идут снимки: лицо Сергея Александровича, написанные в «Англетере» предсмертные стихи, пейзажи. Все гармонично, все создает настроение: «Он хулиган и вечно пьян любовью. И для него мечта, как птице в рай полет. Свои последние слова писал он кровью, ведь молодость в розовом цвете он не вернет. Его Россия – свежесть и воздушность, звон колоколен издревле зовет. И мать-береза ветвями колышет, душе его покоя не дает». Вот когда видишь, что все это не в песок, не зря, а такая отдача есть, это очень стимулирует, подстегивает мощно.

– Кем хотят стать ваши ученики после таких уроков?

– У меня было четыре выпуска одиннадцатого класса. В школе я работаю с 1995 года. Когда берешь взрослый класс, не всегда он настроен на творческую волну. А если вместе с ними с пятого, то понимание возникает уже с полувзгляда. Хотите, верьте, хотите, нет, но пятеро моих учеников пошли в учителя – стали словесниками.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте