Об иных говорят: не от мира сего. А ведь это удивительно точно характеризует учителей как в общем, так и в частности. Педагоги создали для себя особый мир со своими законами, праздниками, нормами поведения и морали, в этом мире есть свои кумиры и идеалы, далеко не всегда совпадающие с теми, которым поклоняется остальное общество.
И календарь-то у нас особый – год начинается с 1 сентября, делится на четыре неравных отрезка и почему-то не заканчивается даже с приходом долгожданного отпуска. Да и мышление педагогов сформировано под влиянием все тех же классических школьных образов. Например, при слове “неделя” воображение тотчас рисует разворот ученического дневника, в котором этот период четко разделен на “до” и “после”. Закончили “левую половину”, доработали до среды – считай, перевалили через очередную гору (одну из 36), дело движется к благодатному и таинственному (коль скоро его нет в дневнике) воскресенью.
Учителя и впрямь не от мира сего. Ибо где еще встретишь столько идеалистов, стремящихся учить детей истинам, прямо противоположным “мирским” требованиям. Мы говорим: будь добрым, мягким, прощай всех и вся. А “мир сей” на каждом шагу требует: будь жестким, если надо – жестоким, добей врагов своих, пока они не окрепли, только тогда ты добьешься желанной цели. Мы убеждаем: деньги – не главное, стремление к материальному благосостоянию не должно быть превыше всего и всех, а чистая совесть и доброе отношение к тебе окружающих стоят дороже всех сокровищ мира. На что “мир” усмехается: будут деньги – будет и много друзей, и хорошее отношение общества, а если будет много денег, то можно купить все, даже чистую совесть. И так далее, до бесконечности.
Казалось бы, рано или поздно в этом споре должен наступить момент, когда та или другая сторона возьмет верх, одержит полную победу. Или в конце концов возникнет гармоничное равновесие, консенсус, согласие между школой и обществом (“миром”). Но, на мой взгляд, это будет означать крах всей нашей школы, ее полное порабощение и обезличивание. Ибо учитель обязан вести учеников к высоким идеалам, с ранних лет указывать человеку направление духовно-нравственного развития. А вовсе не стремиться по принципу “чего изволите?” выполнять все капризы окружающего мира. Которому вчера были необходимы Стахановы и Корчагины, сегодня – путаны и киллеры, а завтра – брокеры и хакеры.
Дай Бог, чтобы мир педагогов всегда оставался светлым и непонятным для большинства. Которое, как известно, всегда не право.
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии