Полыхает на поляне близ Волги костер. Мы, человек пятьдесят отдыхающих, многие – пенсионеры, приехавшие в санаторий «Лунёво» из Москвы, Московской, Ивановской и Костромской областей по социальным бесплатным путевкам, незнакомые друг другу, приглашены молодыми ребятами – аниматорами, как они себя представили, на традиционные лунёвские блины на костре.
Первые блины, румяные и запашистые, пекут сами хозяева – на чугунных сковородках с длиннющими железными ручками, приглашают нас опробовать. А дальше многие из нас, заразясь азартом выпечки, вооружаются свободными сковородками, и начинается коллективное блинотворчество – чтоб всем хватило этой необычной вкуснотищи, да еще с горячим чаем и сгущенкой. Мы и не заметили, как познакомились, кто-то перешел на «ты»: благо многие – рождения сороковых-роковых или пятидесятых годов, то есть дети победителей – павших или вернувшихся, с отпечатком их славы. И чуть не треть – учителя и воспитатели детских садов. Оказывается, молодые аниматоры, как они вскоре признались, побаивались работы со столь сложным контингентом, сомневались, что увлекут участием в ежедневных массовых мероприятиях, но удалось увлечь. И даже тех мужчин, заядлых рыбаков, кто, учуяв аппетитный запах жареных блинов, смотал удочки и примчался с берега Волги к нам. А далее ребятам предстояло удержать наш интерес к общению с ними, столь юными. Самой старшей, Елене Скородумовой, улыбчивой красавице, выпускнице факультета истории Ярославского университета, всего 22 года. Студентам Ивановского колледжа культуры (бывшего культпросветучилища) еще меньше – высокому спортивному атлету Роману Частову, третьекурснику, – 20 лет, Илюше Сомову, пока невысокому, – 18 лет, еще растет. Но влюбили они нас в себя как-то сразу – уважительностью, приветливыми улыбками и мгновенной участливой реакцией на наши запросы, а то и капризы некоторых приверед. Учительница английского языка из города Иваново Раиса Петровна напомнила, что новое название старой профессии массовика-затейника, или организатора культурного досуга, не случайно «аниматор». На латыни «анима» – душа! То есть аниматоры – душевники! Просто пока такого слова в русском языке нет. А вот мультипликационные фильмы переименованы в анимационные. Душевные или одушевленные? Загадка нового времени.- А чему вас учат в колледже? – любопытствуем мы. Юный Илюша называет первым предметом историю религий. Очень в тему наших размышлений об их профессии. Мы уже слышали в его душевном исполнении советские и современные авторские песни под гитару; мечтает стать артистом? Роман, оказывается, из театральной семьи, начинает перечень дисциплин с истории культуры, драматургии, вспоминает Эсхила, Софокла, Еврипида, Шекспира… Из истории русского театра – скоморохов, Петрушку, актера Щепкина, драматурга Островского и до советских Арбузова и Вампилова… Кто-то очень мудрый ввел в программы обучения «душевников» психологию и работу с детьми, о которых Станиславский, цитирует Роман, сказал: «Лучшие артисты – дети…» Потому что они не играют, а верят в ситуацию, в которую вводит их сценарий, пьеса. Далее идут интереснейшие курсы, позволяющие студентам мечтать о театральных профессиях, – режиссура, актерское мастерство, пластика, эстрадная программа, грим и, конечно, спорт…Утренние объявления Романа или Илюши после завтрака зазывают нас помимо экскурсий, просмотра фильмов и катания на велосипеде, катамаране, лодке или дружной скандинавской ходьбы с палками принять участие под их руководством в играх – пляжных футболе и волейболе, настольном теннисе, стрельбе из пневматической винтовки (мне удалось набрать в первый день 25 из 30, например), в интеллектуальных играх и в претенциозном конкурсе «Кто самый умный?», в котором самым легким был вопрос: «Что общего между днем и ночью?» Оказалось, мягкий знак!Но самыми привлекательными для «детей войны», как наше поколение называют, оказалась художественная самодеятельность, которая подавалась как конкурсы «Мисс Лунёво» (хотя правильнее было бы – миссис) и «Мистер Лунёво», – хотя не логичней ли на берегах великой русской реки Волги, а не Миссисипи называть: «Сударыня Лунёво», «Сударь Лунёво». Призами были симпатичные, под хрусталь чарки с гравировкой «Лунёво – это клёво!» плюс яркие дипломы всем участникам – лауреатам конкурса… Мужчин просили рассказать о себе, своей профессии и вспомнить, кем мечтали стать в детстве, изобразить эту профессию. Отдыхающий Виталий Рябцев с командирским голосом и офицерской выправкой оказался командиром погранзаставы в отставке, хотя в детстве мечтал стать шахтером, как отец. Азартно изображал, как рубит уголек отбойным молотком, пригнувшись в забое. Иван Костин, довольно моложавый модник спортивного вида, гордо заявил, удивив всех, что перед нами деревенский тракторист и комбайнер, и механизатором широкого профиля мечтал он стать с детства. Присел у воображаемого штурвала, рулил, медленно передвигаясь, окидывая орлиным взором «поля».Но более всего потрясали выступления женщин на конкурсах и постоянных концертах. Седовласые, солидные, они на удивление легко плясали в ярких театральных костюмах «Барыню», «Цыганочку», «Казачка», буквально летая по сцене в больших прыжках, а Галина Жиленкова из Совета ветеранов Рязанского района Москвы в тельняшке и белых брюках сплясала под аплодисменты мужской танец «Яблочко».Последний чужеземный танец увидели мы в исполнении вначале малышей из спортивного детско-юношеского лагеря. С сосредоточенными лицами малыши, выстроившись в три ряда человек по десять в каждом, послушно повторяли вслед за юной воспитательницей под громыхающие звуки чужеземной (африканской?) музыки какие-то нелепые движения – махи рук, ног, вихляния всего тела. На вопрос, что это, вожатая ответила: «Новый массовый танец. Без названия»….А потом началось это странное действо, напоминающее многоножку-каракатицу, – механические синхронные движения рук, ног, тел девушек и ребят под ритмичный оглушающий грохот. Вставание в затылок, положа руки на плечи впередистоящему, с вульгарным вихлянием вперед-назад всей шеренгой. Наконец встали лицом к нам, обняв друг друга за плечи и покачиваясь в такт под речитатив, из коего еле-еле можно было разобрать слова: «Мы – вместе… Я – это ты, ты – это я». Такая вот предлагается обезличка…На вопрос: «Что это?» Роман ответил: «Модный танец в стиле флешмоба». Кто не поленится заглянуть в Интернет, «флешмоб» на англ. (флеш – миг, моб – толпа) – мгновенная толпа, собранная по Интернету или мобильной связи для спланированной массовой акции в общественном месте, для разных целей, в числе других – для ощущения причастности к какому-либо общему делу. Самый массовый флешмоб в Чикаго на концерте знаменитостей в 2009 году занесен в Книгу рекордов Гиннесса – 21 тысяча человек.А что касается нового массового танца в Лунёво, то Лена раскрыла нам тайну ошеломляющей синхронности движений любого числа людей. Например, непонятные нам движения многих рук ладонями вверх – это мы притрагиваемся по нескольку раз к низкому потолку. Если руки вперед – и несколько раз скрещиваем – это открываем-закрываем большие ножницы. Силовые махи вперед-назад – идем на лыжах!…Уезжая домой, мы сообразили вдруг, что благодаря молодым ребятам замечательной профессии «затейник-аниматор» мы без стресса переносили равнодушие к нашим просьбам главного администратора, нежелание общаться с нами, даже представиться нам, как это повсюду положено, директора, а теперь частной хозяйки санатория. Для нас у ребят каждый день были припасены увлекательные затеи.Людмила Жукова, Ивановская область
Комментарии