Школа, без преувеличения, особое место в жизни каждого человека. Именно с ней, как правило, связан не только первый опыт систематического получения знаний, но и социализации – дружбы, конфликтов и даже любви. Поделиться своими мыслями о школе прошлого, настоящего и будущего с читателями этого номера «Учительской газеты-Москва» согласились недавние учащиеся и известные педагоги, профессора и поэты.
Владимир ВИШНЕВСКИЙ, поэт, киноактер:- В школе я учился неплохо, на «4» и «5»… Но она, вопреки понятным установкам того времени, никогда не была для меня «вторым домом». Зачастую я шел туда, как на битву за себя и собственное достоинство. И еще эта сменная обувь, которую я ненавидел и значение которой недопонимал.Чем дальше, тем больше память все идеализирует, как это ей свойственно. Каждое лето в машине я слушаю пионерские песни детства – они, кстати, крепко сделаны и хороши как песни. Школа наделила впрок бесценными воспоминаниями, которые доныне, что называется, «работают». Например, о первой как бы профессиональной репризе. Учительница послала меня в параллельный класс («А» – мы-то «бэшники») за глобусом. И я, напитавшийся наглядной агитацией тех советских лет, войдя в свой класс, замер в пионерском салюте (пока октябренок) и – как с плаката – торжественно произнес: «За детство счастливое наше спасибо, родная страна!..» Спасибо, наша Валентина Ивановна Урвачева не разглядела в этом никаких подтекстов.Изменения, происходящие в современной школе, я оцениваю скорее положительно. Современное среднее образование не могло не вобрать тех революционных достижений прогресса и благ цивилизации, без которых представить нашу жизнь уже невозможно.По образованию я тоже педагог, но специалист совсем в другом, и скажу о том, что мне ближе и дороже. Чем шире шагает весь этот мобильно-компьютерно-гаджетовый прогресс, чем прочнее и «продвинутее» прописывается в школьной практике, тем важнее и выше в миссии/деле воспитания духовности и не всуе помянутого патриотизма роль великого и могучего русского языка. Это базис и универсальная опора и, если угодно, самая успешно-эффективная «отрасль» на едином, зачастую аварийном пространстве нашей Родины. И, в частности, говоря о литературе, необходимо более взвешенно и компетентно подходить к вопросу включения/исключения, то есть наличия в школьной программе тех или иных произведений русской классики – в том числе и советского периода. Школу будущего хотелось бы видеть в радужных тонах. И как школу, в которую не терпится идти по утрам. Где увлекательно учиться. Дающую образование, которое почти уже высшее, которое в полной мере готовит к взрослой жизни, дает не только мощную базу, но и реально то, что называется аббревиатурой ОБЖ. И позволяет сделать осмысленный выбор.Предпосылки к этому все же есть. В образовательную сферу, кажется, потянулись молодые и по-хорошему амбициозные люди. И вновь вспоминаются стихи одного из классиков – ими и закончу: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться».Дмитрий ГУБИН, журналист, теле- и радиоведущий, приглашенный преподаватель факультета журналистики МГУ и НИУ «Высшая школа экономики»:- Со 2-го по 4-й класс я учился в Алжире, в посольской школе в городе Бумердесе. Там на физкультуре играли в футбол или пинг-понг, на литературе делали театр, а в конце четверти у всех были пятерки. Когда я вернулся в город Иваново и пошел в обычную среднюю школу под окнами, было ощущение, что попал в тюрьму. Все – от улицы на переменах до длинных волос – было запрещено. А в учебе главный метод был тот, который англичане называют drilling, – слово «зубрежка» неточно, но близко. Типичная сильная школа прусского типа. Со всеми сильными и со всеми неприятными сторонами. С любовью вспоминаю лишь учительницу литературы – она была в старших классах на подмене у нас – Людмилу Михайловну Ерофееву. Она любила книги, нас и учила думать. Она вообще все мое представление о литературе опрокинула. Приносила Булгакова и Мандельштама читать.Если судить по моим племянницам (им 17 и 18 лет), прусская школа кончилась. Дети более или менее приятно проводят в школе время. Широта, обзор и, вероятно, качество знаний хуже, чем были в мое время даже среди середнячков. Те, по крайней мере, квадратный корень из 100 без труда извлекали. Впрочем, моя выборка нерепрезентативна.Нужна не школа, а школы – самые разнообразные, потому что постиндустриальная жизнь отказывается от массовых стандартов и постоянно меняется. Почему, скажем, нужно сидеть за партой? Сократ, например, с учениками гулял. Или зачем изучать Толстого, а не Докинза (в МГУ, к слову, мы литературу не «изучали» и не «разбирали», а просто Бабаев, Ванникова или Кучборская читали бешено интересные темы о временах, авторах и нравах). Ну не может быть больше единых учебников и учебных стандартов! Могут быть неединые и разнообразные. А главным предметом должен быть английский. Русская школа должна готовить страну к фактическому двуязычию – как, скажем, финская школа. Иначе нет шансов стать страной первого мира. А у финнов, помимо двух госязыков, английским владеет каждый.Андрей НОВИКОВ-ЛАНСКОЙ, писатель, публицист, завкафедрой политической и деловой журналистики ИГСУ РАНХиГC при Президенте РФ:- С годами в памяти остаются скорее отношения с людьми и атмосфера места, нежели знания и занятия. И это неспроста: все-таки школа в первую очередь пространство социализации, нежели источник теоретических знаний. То, что среднее образование радикально изменилось, я хорошо вижу по абитуриентам. ЕГЭ не проходит бесследно, меняется сам метод работы со знанием. На место размышления и эрудированности приходит навык угадывания, вылавливания нужной информации из доступного потока.Очевидный принцип будущего – доминирование внешних сетевых связей – коснется и школы. В этом смысле важно делать акцент на всем том, что касается межличностных отношений: психологии, социологии, языков, риторики, логики, развития устной и письменной речи. Уже сегодня коммуникативная грамотность не менее важна, чем грамотность языковая или арифметическая.Олег ГУСЬКОВ, предприниматель, выпускник НИУ «Высшая школа экономики», основатель компаний Mixville и Amwell Group: – Школа закладывает огромный фундамент для будущей личности, какой бы она ни была.Мы с коллегами несколько раз проводили мастер-классы в некоторых школах Москвы. Должен признаться, что отчасти это был печальный опыт, потому что мы пришли и рассказывали о том, как начать бизнес со ста тысячами рублей, а ребята выкладывают на парты телефоны, которые стоят гораздо дороже этих ста тысяч рублей, и в принципе не готовы слушать об этом. Поэтому лично я бы мог обучить тому, как начать свое дело, но здесь нужно понимать, что далеко не всем это нужно, потому что тема предпринимательства интересна 3-4 процентам населения, и глупо рассказывать об этом целому классу.
Комментарии