Каждый профессионал – знаток своего дела. А каждый знаток своего дела может ему научить. Конечно, далеко не всему, на это нужны годы. Но ознакомить с делом всей своей жизни, научить чему-нибудь новому, дать совет – это же счастье для любого, готового слушать, ошибаться и познавать новое. Для каждого школьника, увлеченного литературой или фотографированием, встреча с известным писателем или актером, мастером своего дела может стать знаковым моментом, который определит всю его последующую жизнь. Ведь для этого мы и ходим в школу – не только для социализации и получения базового образования, но и для того чтобы найти свое призвание. Но как же это можно сделать?
Одно из возможных решений предложил Александр Юрьевич Закуренко, литератор, переводчик и учитель, работающий в школе №2086. Он также известен как автор и организатор проекта «Встречи на Университетском». Мы попросили Александра Юрьевича рассказать о своем проекте. Что же это за встречи?
– С 2001 года и по настоящее время я как преподаватель, филолог, как действующий литератор являюсь автором проекта, организатором и ведущим постоянных литературных встреч с известными деятелями культуры, писателями, критиками, журналистами, режиссерами на базе различных школ Москвы (например, школ №110 и №179). Я считаю необходимым включать школьников в актуальную литературную жизнь, что позволяет им увидеть и понять литературу не только на уровне хрестоматийных схем, но как динамичный современный процесс, который помогает самоопределению учеников, – рассказал Александр Юрьевич.
Также он отметил, что изначально проект назывался «Вечера на Дмитровке» (2002-2009), проводились встречи московских школьников с деятелями культуры, среди которых были почетный профессор Оксфордского университета Анатолий Найман, знаменитый анимационный режиссер Юрий Норштейн, а на одном из таких мероприятий даже выступал артист и мастер художественного слова Павел Любимцев. Целью «Вечеров на Дмитровке» было создание историко-филологического профиля, способного передать обязательные для гуманитарного профиля знания о культурном контексте современной жизни России, которые невозможно получить ни из учебников, ни из теле- и радиопередач.
«Встречи на Университетском» (2015-2022) стали продолжением «Вечеров на Дмитровке», и проводятся они в школе №2086 для учеников историко-филологического профиля, а также всех заинтересованных учащихся, их родителей, жителей района. Александр Закуренко руководит кафедрой этого профиля, и в рамках образовательного проекта ребята имеют возможность каждый месяц общаться с известными поэтами и переводчиками, режиссерами и актерами, исполнителями и авторами песен, а также с филологами, историками и философами. Так, за последние годы с московскими школьниками встретились писательница Марина Арсеньевна Тарковская, режиссер и писатель Александр Витальевич Гордон, режиссер Евгений Цымбал, президент Международного кинофестиваля «Русское зарубежье» Сергей Зайцев, композитор, режиссер, поэт Дмитрий Таланкин, доктора филологических наук Татьяна Касаткина, Анастасия Гачева, Вячеслав Океанский, Игорь Сухих, Александр Ужанков, академик, д. ф. н. Синиша Елушич (Черногория), поэты и барды Псой Короленко, Аня Герасимова, Максим Кривошеев и многие-многие другие. Интересно, что каждая встреча записывается на камеру, что дает возможность составить современную антологию русской культуры, а также курс учебных лекций для слушателей любого уровня.
Гостем одной из недавних «Встреч на Университетском», прошедшей в текущем году в режиме онлайн, стал знаменитый филолог, краевед, исследователь творчества Осипа Мандельштама Леонид Видгоф. Встреча была приурочена к 130‑летию великого поэта, которое в прошлом году отмечала литературная Россия. Леонид Видгоф, будучи выдающимся специалистом по литературному наследию Осипа Мандельштама и в то же время московским краеведом, соединил две эти отрасли в своей увлекательной лекции, рассказав о непростой судьбе классика Серебряного века и его отношениях с Москвой, которая удивила его своей непохожестью на любимый Мандельштамом Петербург.
– Это отношение было многослойным, противоречивым, – подчеркнул Леонид Видгоф. – Все дело в том, что Москва в начале XX века отнюдь не напоминала европейский город, каким тогда уже был Петербург. Она скорее напоминала ему эпоху Средневековья. Его отношение к Москве менялось с годами.
Кроме того, в рамках встречи московские школьники под руководством Леонида Видгофа разобрали два стихотворения Осипа Мандельштама: «За гремучую доблесть грядущих веков…» и «Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма…».
– Творчество Мандельштама многогранно, изучать его в отрыве от биографии поэта непостижимо, – подчеркнул Леонид Видгоф.
В свою очередь руководитель проекта Александр Закуренко сообщил, что планируется специальная экскурсия по Москве, в ходе которой Леонид Видгоф покажет московским школьникам места, связанные с разными периодами жизни Мандельштама, что поможет им лучше понять как творчество классика, так и свой родной город.
Директор школы №2086 Елена Владиславовна Орлова сказала, что для школы важно продолжать традицию вечеров – встреч с уникальными людьми, «которые своим творчеством, подходом к жизни, талантом, уникальностью личности не только показывают ребятам пути человека-творца, но и дают возможность создать разговор».
– Это может быть неспешный и глубокий разговор, – считает Елена Орлова, – от вопроса к вопросу, от тезиса к тезису, от сердца к сердцу. И не важно, очный он или на расстоянии. Важен результат – огонек в каждом отдельном юноше или девушке в тяге к чтению, к обсуждению, к собственному творчеству. Творчеству, для которого есть образцы, идеалы. Мы дорожим этими вечерами, ребята тщательно готовятся к встречам, а затем вместе с Александром Юрьевичем и другими наставниками имеют возможность, возвращаясь к обсуждению, получить опору в дальнейшем пути.
Елена Владиславовна говорит:
– На «Встречи на Университетском» приходят не только учащиеся профильной историко-филологической программы, а всей школы. С большим интересом в них участвуют и учителя, и родители учащихся, и все, кто следит за анонсом вечеров. Этот проект нельзя назвать просто предпрофессиональным, он имеет значительно более глубокие смыслы – формирование культурного кода современного поколения, что очень актуально в настоящее время.
Отрадно, что в Москве проводятся такие замечательные и важные для расширения кругозора и формирования необходимых компетенций мероприятия. И главное, что они создают возможности для обеих сторон: школьники могут вживую увидеть мастера своего дела и узнать много нового, что им пригодится во взрослой жизни, а гости встреч могут пообщаться с подрастающим поколением, рассказать о том, что их волнует, и научиться чему-то новому. Радуют и перспективы проекта – в дальнейшем организаторы будут приглашать молодых авторов, студентов ГИТИСа и ВГИКа со своими творческими работами. Так в Москве создается культурный диалог, благодаря которому мальчики и девочки могут вживую встретиться с классиком, как уже состоявшимся, так и будущим. А такая встреча способна стать той звездой, чье сияние будет вести тебя по дороге жизни.
Александр РЯЗАНЦЕВ
Комментарии