«На хутор! – сказал начальник управления образования Василий Богомаз, когда Светлана, не пройдя по баллам на факультет начальных классов педагогического вуза, пришла в управление и сказала, что готова хоть вожатой, хоть в какую школу, лишь бы работать в образовании. – Будешь учителем истории и географии!»
36 лет прошло, а своих первых учеников – это были 4 мальчика и 4 девочки – Светлана Вдовина помнит очень хорошо: «Я училась вместе с ними, проходила школу жизни». Когда пришло время повторить попытку поступления, она уже знала, что ребят своих не бросит, и потому пошла учиться на заочное отделение, на филологический факультет. После была другая хуторская школа – Каневского района Краснодарского края. Кроме своего предмета, русского языка и литературы, довелось преподавать математику, физкультуру и даже немецкий язык, быть библиотекарем, а потом и завучем.
Хуторские школы и сейчас, несмотря на процесс укрупнения, существуют в Краснодарском крае, имеют статус малокомплектных. Они располагаются в малочисленной сельской местности. Хорошие здания со всем необходимым для учебы и всестороннего развития, а классы максимум по 10 человек. В таких школах особая домашняя атмосфера. Светлана Ивановна благодарна «хуторскому» опыту за то, что именно там она убедилась, что в выборе профессии не ошиблась.
А в 1994 году, пройдя собеседование, она пришла работать в школу №2 станицы Каневской, которую когда-то окончила сама. «Это моя родненькая!» – говорит она. Три года Вдовина возглавляет учебное заведение, но продолжает вести уроки, считая непосредственное общение с детьми главной ценностью образовательного процесса, в какой бы должности педагог ни находился.
Светлана Ивановна увлеченно рассказывает об особенностях своей школы. Здесь есть чему удивляться. В нынешнем году образовательная организация получила «Нику» за работу с одаренными детьми. И при этом она единственная в районе с коррекционными классами.
– После первого класса становится ясно, каким детям трудно учиться по обычной программе, – говорит директор. – Они переводятся на предметное обучение по адаптированным программам. Из 1080 учеников 150 – в коррекционных классах, которые есть в каждой параллели, кроме первого. Метапредметная и внеурочная деятельность – вместе со всеми. В результате происходит успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работать в коррекционных классах непросто, туда направляются самые опытные педагоги, они еще и переподготовку на специальных курсах проходят. Слава нашим учителям, умеют переключаться с детишек с задержкой развития на талантливых. И те и другие требуют особого подхода.
В школе 64 педагога, больше половины имеют первую и высшую категории. Людмила Лысенко, стаж около 30 лет, регулярно выдает стобалльников на ЕГЭ по химии. Ученик Елены Ивановой в нынешнем году набрал 99 баллов по профильной математике, замечательный результат. 27 учителей – выпускники нашей же школы разных годов! На молодежь нам везет, они сразу становятся родными.
– Светлана Ивановна, когда я вошла в школьный двор, порадовалась, какой он просторный, красивый, столько цветов. И два больших ухоженных школьных здания: весной был запущен блок для начальных классов…
– Новое здание позволило школе перейти на односменное обучение, это большое достижение. Есть и замечательный «побочный эффект». Я слышала от детей: «В столовой нового здания еда вкуснее!» На самом деле еда такая же, но, когда ребенок сидит за ярким столиком, видит по-особому организованное пространство, да еще и мультики телевизор показывает, обычный школьный обед воспринимается по-другому. Старшеклассники, побывав в новом здании на экскурсии, сказали: «Надо беречь нашу школу!» Мне кажется, даже интерес к учебе возрастает в комфортном, по-современному обставленном помещении.
А уж какое там оборудование! Кабинеты Lego-конструирования, 3D-моделирования. Огромные шахматы: возможно, ребенок не заинтересовался бы традиционной настольной версией, но большие фигуры вызывают интерес и желание освоить эту игру! Мы живем далеко от столиц. Но такие современные здания позволяют детям не чувствовать себя провинциалами.
– Светлана Ивановна, сейчас лето, как его проводят учащиеся?
– В июле 66 детей отдыхают на морской даче в лагере «Медвежонок» в поселке Кабардинка. В августе открывается лагерь дневного пребывания при школе. 220 человек набрали за три дня. Нельзя сказать, что кто-то желал и не попал. Для ребят есть выбор. Еще есть возможность отдохнуть в муниципальном лагере «Факел», где за лето проходит несколько смен: спортивная, творческая, казачья.
– Я слышала о казачьих классах в Краснодарском крае…
– У нас есть казачий класс, 9‑й «А». Четверо его учеников получили медали от казачьего общества. В школе уже 20 лет функционирует клуб «Казачья доблесть и слава», чтобы попасть туда, нужно пройти конкурсный отбор. Чем занимаются дети? Знакомятся с казачьей культурой, традициями, семейными устоями. Занимаются в стрелковом кружке (у нас свой тир), в кружке метания ножей. Опасно? Когда строго соблюдаются нормы, нет.
– Шашкой владеть тоже учатся?
– Специалиста такого нет, а детвора хочет! В последнее время и девочки вступают в клуб, не только мальчишки. Вообще в школе огромный выбор кружков и секций, больше пятидесяти. Действует центр гуманитарных и цифровых технологий «Точка роста». Он используется и для проведения уроков технологии, информатики, ОБЖ, но в основном, конечно, для внеурочной деятельности. В одном кабинете концентрируются занятия гуманитарной направленности, создана зона коворкинга, команда КВН туда перекочевала, во втором кабинете технические, цифровые, инженерные направления.
– Школа хоть и не в центре станицы, а родители ее ценят: на 100 мест первоклашек было набрано 120. В чем причина популярности?
– Мы своеобразный центр микрорайона. Школьные праздники становятся всеобщими, настоящими массовыми мероприятиями, приходят жители с детьми, смотрят через забор, сами принимают участие. Конечно, пандемия внесла коррективы, но по-прежнему есть ощущение, что школа – центр притяжения для всех окрестных домов.
Но самое главное – это достойные результаты экзаменов. Жизнь учебных заведений теперь отражается на сайтах, вся информация в открытом доступе. Нередко мне звонят с такими словами: «Наша семья переезжает на юг из Подмосковья (или с Урала, из Сибири), ищем школу для ребенка и выбрали вашу».
– Светлана Ивановна, что для вас как директора является самым сложным?
– Так распределить время, чтобы его хватало на все. Самое страшное – это огромное количество бумаг. Неимоверно разросшийся электронный документооборот. За время нашей беседы у меня на телефоне скопилось 26 эсэмэс, почти все с указаниями: заполнить отчет, прислать подтверждение и так далее. Вот и думаешь – или нужно расширять штат секретарей…
– …или уменьшать этот поток. Я слышу практически от каждого директора то же, что вы сейчас говорите. Послать запрос стало очень просто, а вот чтобы ответить на него, как раньше, так и теперь требуется немало времени.
– Беда в том, что из-за анкет, отчетов, проверок мы теряем связь с реальностью. Порой некогда пойти на урок к молодому педагогу, чтобы помочь ему адаптироваться. Но я до последнего сохраняю традицию утреннего приветствия учеников. Увидеть детей, понять, кто в каком настроении, – это и есть настоящее руководство школой.
Пусть ты директор школы, но первично ты педагог. Я не бросаю ведение уроков. В нынешнем году выпускала 11‑е классы, средний балл ЕГЭ по русскому языку составил 77, три человека получили по 96 баллов. Хорошие результаты! Заряд получаешь именно от детей, их успехов, эмоций, улыбок. Видишь блеск в глазах детей – значит все нормально, можно жить и работать дальше!
Школа стала в два раза больше!
Открытие нового школьного здания – заметное явление и в большом городе, а в масштабах станицы это мегасобытие. Строительство автономного блока начальной школы СОШ №2 началось осенью 2019 года в рамках региональной программы «Социально-экономическое развитие Краснодарского края». Сметная стоимость объекта порядка 370 миллионов рублей, средства края и муниципалитета.
Красивое трехэтажное здание, выполненное с учетом всех самых современных требований: технических, дизайнерских, учебных. Помещение по величине превосходит основное школьное строение и дает 400 новых мест.
В обустройстве классов, залов, кабинетов все продумано до мелочей. Для маломобильных учащихся создан специальный лифт. Просторная библиотека имеет зоны отдыха и медиатеку. Великолепно оснащены компьютерный зал, лингафонный кабинет.
Марина РОМАНОВА, Краснодарский край
Комментарии