Само слово «менталитет», которое 18 лет назад было выбрано в качестве названия екатеринбургской гимназии, безоценочно: некий склад ума отдельной личности или социальной группы. Но основатели гимназии вложили в него определенный смысл, сделав упор на интеллект. В то время как система образования да и вся страна не очень представляли, «куда ж нам плыть?..», здесь четко сформулировали цель: «инновационное учебное заведение, предоставляющее качественное образование».
Когда вся история учреждения вполне обозрима, экскурсы в начало не выглядят оторванными от сегодняшнего дня. Нынешний результат был заложен именно тогда, в начале 90-х. О каких традициях уместно говорить сегодня? Как они поддерживаются? И вообще можно ли пребывать в состоянии инновации достаточно долгое время? Или когда-то пора отдыхать от новшеств, ведь хочется и покоя, и стабильности… Об этом наш разговор с директором гимназии №202 «Менталитет» Ольгой Викторовной МИХАЙЛОВОЙ.- Ольга Викторовна, вы работаете в «Менталитете» почти с его основания, 16 лет. Какие новшества были провозглашены тогда, при «закладке первого камня» гимназии?- Когда стартует что-то принципиально новое, очень многое зависит от личностей. У истоков «Менталитета» стоят два человека, мы и сегодня часто говорим: «Это было во времена Лашевского и Морщининой». Заслуженный учитель Российской Федерации Лев Николаевич Лашевский был идеологом, философом, вдохновителем школы нового типа, а Нина Васильевна Морщинина – ее первым директором, великолепным организатором, благодаря которой замечательные идеи удалось воплотить. Тогда, в начале 90-х годов, мы набирали учеников только в старшие классы. Группы были небольшими, первый выпуск всего 33 человека. Детей удивляло внимательное отношение педагогов, особая душевная атмосфера. Слова «школа – это дом, где созидается человек» не звучали пустым лозунгом. Параллельно открылось дошкольное отделение гимназии – одна группа детей трехлетнего возраста. То есть практически сразу же был взят курс на непрерывное обучение. – А вот сегодня маленькие классы не считаются плюсом. Гимназия разрослась. Сохраняется ли заявленная атмосфера школы как дома в укрупненном формате?- Уверена, что да. Сегодня у нас 650 учеников, но понятие «особая субкультура гимназии» по-прежнему в ходу. Ее создает и поддерживает богатая и разнообразная система как учебных, так и внеучебных мероприятий. Например, недавно состоялось посвящение в гимназисты. Уже много лет подряд, когда ребята приходят в 5-й класс из прогимназии, находящейся в другом здании, для них устраивается большой праздник, на котором они ощущают гордость за то, что учатся в «Менталитете», что входят в его семью. Еще Лев Николаевич говорил: «Нужно выйти за пределы только знаний, умений и навыков, создать предпосылки для духовного развития самоценной личности». – Если бы вас попросили определить две основополагающие гимназические традиции, что бы вы назвали?- Наш первый конек – это качество образования. Бывает, звонят из других городов, если собираются переезжать в Екатеринбург: «Мы наслышаны о «Менталитете», хотим, чтобы ребенок учился именно здесь». Каждый год выпускаем медалистов, и золотых, и серебряных (в прошлом году их было семеро). Хотя медаль и теряет ценность, так как не дает льгот при поступлении в вуз, но все же остается престижной наградой! В последние годы появился новый институт независимой экспертизы – ЕГЭ. По итогам сдачи ЕГЭ в прошлом учебном году среди 162 образовательных учреждений Екатеринбурга, выпускники которых получили результаты выше 70 баллов по предметам, «Менталитет» имеет девятый результат по русскому языку и четвертый по математике. У нас хорошо поставлена научно-исследовательская работа с гимназистами, которая начинается уже в начальной школе. Сначала это совместные детско-родительские рефераты, затем более серьезные самостоятельные проекты. К одним из последних достижений можно отнести второе место четвероклассника Антона Щербакова на Всероссийском фестивале юных изобретателей и рационализаторов. А девятиклассница Ольга Моргунова – победитель всероссийских олимпиад по технологии в 2009 и 2010 годах, дважды награждена Премией Президента Российской Федерации.- За счет чего добиваетесь таких высоких показателей?- Преемственность, принцип стимулирующего обучения и планомерная работа. Ключевые слова для нас – «развивающее обучение». Постулат развивающего обучения: ученики должны получать не готовые знания, а добывать их самостоятельно, через раскрытие и развитие творческих и мыслительных способностей. Много лет наше дошкольное отделение работает по программе Венгера, а начальная школа – Эльконина – Давыдова. Разные уровни образования не оторваны один от другого. Как результат ученики начальных классов – постоянные участники олимпиад Международной ассоциации развивающего образования в Москве, а педагоги – разработчики олимпиадных заданий.В «Менталитете» работают сильные педагоги. Причем проблема молодых кадров у нас не стоит так остро, как в других школах. Из года в год коллектив опытных учителей разбавляется свежими силами. Их, конечно, приходится учить, точнее, они начинают учиться сами: задана высокая планка, и если уж ты попал в гимназию «Менталитет» – соответствуй ее менталитету. Люди, их педагогическая культура, мотивированность, увлеченность, преданность делу – вот что определяет успех образовательного процесса. В прошлом учебном году была введена новая форма государственной итоговой аттестации в девятых классах, не обязательная, а по выбору. В параллели у нас было 44 ученика. И все 44 приняли участие в ГИА по русскому языку. Сто процентов смельчаков! Неудовлетворительных показателей, конечно же, не было. Ребята молодцы, но хорошо потрудились и учителя, не побоялись взять на себя ответственность. Ведь процедура организации и проведения ГИА-9 довольно трудоемкая, еще не отработанная. Коллеги из других школ спрашивали: «И нужно вам было так нагружаться и рисковать?» Но мое собственное убеждение: никакой опыт не бывает лишним.- А второй конек?- Мощная система дополнительного образования. Направления самые разные, всего не перечислить. Расскажу лишь об одном. При «Менталитете» существует широко известный в Уральском регионе театр моды «Колорит», который организовала преподаватель технологии Алевтина Чукреева. Девочки под ее руководством выбирают идею коллекции, шьют изделия и демонстрируют их. Сейчас работают над морской темой, причем подход во многом неожиданный: сочетание трудно сочетаемых вещей, например, мешковины, тельняшки и балетной пачки. Украшения делают из ракушек и других морских атрибутов. Коллекции получаются hot couture, поистине авторские вещи. Первые показы – на нашей сцене, затем начинается путешествие по технологическим олимпиадам и различным конкурсам. Но жизнь костюмов на этом не заканчивается: они поступают в костюмерную и попадают в распоряжение театральной студии под руководством Ирины Кузьминой. Вот такой творческий процесс.- Ольга Викторовна, не секрет, что новая система оплаты труда отрицательно сказалась на системе дополнительного образования, во многих школах сократились ставки педагогов допобразования. Как вам удается выходить из положения?- Как жить дальше, этот вопрос мы решали совместно с родителями. Они очень заинтересованы в сохранении творческих студий, секций и кружков. У нас создан и действует благотворительный фонд содействия гимназии «Менталитет» – родительский орган общественного управления гимназией. Чтобы поддержать педагогов дополнительного образования, было принято решение оплачивать их труд из средств фонда. В результате ставки педагогов допобразования мы сохранили полностью. Хотя нельзя сказать, что ничего не потеряли, ведь внебюджетные средства гимназия могла бы использовать на другие нужды. В отношении благотворительного фонда хочу сказать, что это очень хороший взаимодополняющий механизм, так сказать гарант стабильности. – Вы стали директором недавно, полгода назад, до этого шесть лет работали заместителем директора. А в гимназию вы пришли учителем?- Я пришла родителем. В дошкольное отделение поступила моя дочь. По образованию я учитель английского и немецкого языков, но в те годы по профессии не работала, зарплата не привлекала. Гимназия расширялась, и директор Нина Васильевна Морщинина предложила мне вести часы английского. Уже через пару месяцев я поняла: «Хочу работать в этой школе!» И… осталась. Так получилось, что, будучи заместителем директора, я занималась самыми разными вопросами: составление расписания, тарификация, ведение реляционных баз данных, аттестация педкадров… Надо сказать, вопросы аттестации – своеобразный вид деятельности. Вообще когда приступаешь к чему-то новому, сначала страшно, но постепенно осваиваешь процесс, понимаешь его. Потом начались ЕГЭ: я стала руководителем районного пункта проведения экзаменов. Пришлось тщательно изучить нормативную базу, вопросы организации и процедуры проведения экзамена, проструктурировать это непростое явление. ЕГЭ – стресс не только для детей, но и для педагогов – организаторов аудиторий. Но все можно освоить, в этом я убеждалась неоднократно. – Будучи заместителем директора по учебно-воспитательной работе, вы уже решали многие организационные проблемы. Что нового принесла вам должность директора?- Возросла ответственность. Это ощущается почти физически. Но в то же время чувствуешь некий драйв, обновился интерес к жизни. Конкретно же появился новый блок вопросов, а именно финансовый. Данный аспект на сегодня для меня самый сложный, поскольку это наиболее уязвимая сторона жизнедеятельности образовательного учреждения. Теперь предстоит пошагово осваивать финансово-экономический менеджмент. Всему можно научиться, ведь желание – это тысяча возможностей. Как я люблю повторять и вслух, и про себя: «Любой опыт в жизни пригодится». У каждого дня своя задача. Ведь директор в российской школе должен знать и уметь все. Если требуется, организовать замену труб или починить посудомоечную машину в столовой. Если необходимо, быстро и качественно подготовить любой документ. А еще – провести свой любимый урок, в моем случае – английского языка, помня при этом, что язык требует постоянного внимания. – Ольга Викторовна, в чем вы видите свою главную задачу как директора успешного учебного заведения? – Прежде всего сохранить наработанное, в том числе и фундаментальность нашего образования, усилив при этом его практическую направленность. Когда достигнут определенный уровень, важно его не понизить, а приподнять планку еще выше. Любые новшества должны строиться на том накопленном инновационном опыте, который был раньше, то есть начинаться с осознания традиций. Поэтому очень важно сохранить традиции, которыми мы очень дорожим, в их числе – нацеленность на новизну. Именно с этой точки зрения я вижу движение вперед. К тому же инновационный настрой в нас поддерживает само государство. В образовании постоянно происходит обновление, хотя случаются и неожиданности. Во-первых, введение новых образовательных стандартов, которое потребует определенных затрат. Во-вторых, нас интересует повышение инвестиционной привлекательности гимназии в рамках нормативного финансирования. Сегодня много говорят о социокультурной модернизации – изменениях на всех уровнях в системе образования. В гимназии «Менталитет» социокультурная модернизация понимается как переход в качественно новое состояние – гибкую, открытую, находящуюся в режиме инновационного развития школу XXI века.КомментарийСергей ЧЕРЕПАНОВ, министр общего и профессионального образования Свердловской области:- Сегодня в нашей области реализуется социально значимый проект «Школа инноваций». Он направлен на повышение у выпускников престижа научных знаний, формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности, связанной с наукой, технологиями и техникой. Мы пытаемся сформировать у молодого поколения способность к инновационной деятельности, научить создавать инновации. Кстати, уже 10 общеобразовательных учреждений области принимают участие в апробации учебного пособия Сергея Лескова «Живая инновация. Мышление XXI века».В середине октября в Екатеринбурге прошла церемония награждения победителей Конкурса интеллектуальных продуктов инновационно активных школ академической площадки Уральского отделения РАО. Конкурс проводился в рамках Года учителя для стимулирования педагогов инновационных учебных заведений. Екатеринбург
Комментарии