Финансовая грамотность включает в себя разные вопросы, которые представляются важными для вступления подростков во взрослую жизнь: эффективное распоряжение собственными финансами, построение семейного бюджета, знание обязанностей в налоговой сфере, прав на получение социальных выплат, основ инвестирования, специфики работы финансовых рынков, своих прав как потребителя финансовых услуг.
И казалось бы, это должен знать каждый, но тем не менее и многие взрослые не всегда владеют достаточными компетенциями в этих вопросах. Скорее все эти знания получают выпускники юридических и экономических вузов. Но даже притом что обучение в вузе позволяет стать профессионалом в определенной сфере, это не всегда гарантирует успешное применение полученных знаний, а главное – их специализированную направленность для планирования своих трат и сбережений, достижения личного благосостояния. Поэтому важным видится в обучении финансовой грамотности сделать упор на приобретение навыков, полезных для применения именно в личной финансовой жизни человека, а не в его профессиональной деятельности. Но при этом также хочется отметить, что в обучении можно и нужно концентрироваться не только на содержательных вопросах, таких как отдельные моменты законодательства, технологии финансового планирования. Также важно мотивировать к самому обучению, объяснить главное: что от самого человека зависит многое, от его желания взять на себя ответственность за свои поступки, свои траты, свои желания. Именно такое желание человека, а в нашем случае подростка, может стать важным шагом к планированию им своей жизни, в том числе и ее финансовых аспектов.Грамотная постановка целей и упорство в их достижении – залог жизненного успеха. Этот постулат следует донести подросткам, а главное – мотивировать их на подобное поведение. С этой точки зрения можно посмотреть и на финансовую грамотность. Можно вести с подростками работу по объяснению психологии богатых и бедных людей, выделяя отличия и проводя параллели с их личными желаниями и амбициями. Личностный рост может стать фундаментальной основой повышения финансовой грамотности. Стоит донести до подростков, желающих получить все и сразу (что так типично в этом возрасте), что это свойственно психологии бедного, а не богатого человека, так же как и чувство жалости к себе и уверенность в том, что богатство сводится исключительно к количеству денег. Принятие ответственности за свои поступки, решения, цели, устремления отличает успешного человека. Успех или неуспех, в том числе и финансовый, зависит от того, кем является человек, какими способностями он обладает, а главное, как он ими распоряжается.Такой подход используется в разработанном по заказу строительного колледжа №26 в рамках программы повышения финансовой грамотности населения города Москвы курсе для старшеклассников под названием «Базовая финансовая грамотность». Разработчики курса – кандидаты наук, психологических и экономических, и этим объясняется такой глубокий взгляд на проблему. Понимание, что такое активы и пассивы, может полностью изменить мировоззрение человека, который желает стать финансово успешным. Умение и желание инвестировать свои ресурсы в активы – залог успеха на этом пути. Очень важно уже в школьном возрасте грамотно ими распорядиться. Именно эта идея является основной в данном курсе. Разработчики курса ставят перед подростками вопрос, куда они хотели бы инвестировать свой главный ресурс – время. В пассивы, которые приносят удовольствие (компьютерные игры, отдых, бесцельное времяпрепровождение), или в активы – саморазвитие, что принесет свои положительные дивиденды во взрослой жизни.Подросток должен понять, что главный объект для инвестиций – он сам. И инвестировать в себя необходимо уже сейчас, чтобы в будущем добиться успеха и материального благополучия. А для того чтобы грамотно инвестировать в себя, подросток должен научиться определять свои сильные стороны, уметь составить программу своего личного развития. Программа личного развития включает выбор профессии с учетом своих предпочтений и умений, определение направлений своего развития для достижения успеха в определенной области.Поэтому курс не только учит, но и в большей степени мотивирует подростков к получению знаний, как грамотно определить свои цели исходя из своих сильных сторон; как выстроить стратегию их достижения; как инвестировать в себя, создавая активы; как изменить свое отношение к деньгам; как взять ответственность за свои поступки и в целом за свою жизнь, чтобы в итоге стать успешным и финансово благополучным человеком.Курс состоит из 6 уроков, сопровожденных видеолекциями.Урок 1. Что такое деньги, или Как наше отношение к деньгам влияет на нашу финансовую состоятельность.Урок 2. Как выбрать профессию, чтобы быть успешным и состоятельным человеком.Урок 3. Активы и пассивы. Ресурсы и управление ими.Урок 4. Инвестиции в себя. Как твое развитие связано с деньгами.Урок 5. Таблица успеха. Как ставить цели и добиваться их.Урок 6. Подведение итогов. Самостоятельный поиск информации в области финансовой грамотности.К каждой лекции прилагается конспект. Общий материал курса изложен в методическом пособии.Все материалы курса размещены в свободном доступе на сайте ТемоЦентра по ссылке: http://temocenter.ru/finansy/programma-povysheniya-finansovoj-gramotnosti/obrazovatelnyj-kurs-bazovaya-finansovaya-gramotnost-dlya-obuchayushchikhsya-starshikh-klassov.htmlОльга МИЛОВА, начальник отдела реализации и координации государственных программ Московского центра технологической модернизации образования
Комментарии