В основе знаменитой системы Станиславского лежит разделение актерской игры на три технологии. Ремесло основано на использовании готовых штампов, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду актер. Искусство представления основано на том, что в процессе длительных репетиций актер испытывает подлинные переживания, которые создают форму проявления этих переживаний, но на самом спектакле актер эти чувства не испытывает, а только воспроизводит внешний рисунок роли. Искусство переживания – актер в процессе игры испытывает подлинные переживания, и это рождает жизнь образа на сцене. До появления системы актеры играли по наитию, кто как умел.
Знаменитая первая встреча Станиславского и Немировича-Данченко в московском ресторане «Славянский базар», приведшая к основанию МХТ, продолжалась восемнадцать часов! «Мы протестовали, – писал Станиславский, – и против старой манеры игры… и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров». Собеседники обсуждали главные для дела вопросы и записывали тут же рождающиеся фразы, вроде: «Нет маленьких ролей, есть маленькие артисты…» Станиславский оставался благородным человеком, способным на поступок, и в страшные сталинские времена. На праздновании 30-летнего юбилея Художественного театра в 1928 году Константин Сергеевич сказал: «В этот день – день нашего юбилея – я не могу не обратиться мысленно к памяти человека, которому театр обязан тем, что он не закрыл свои двери задолго до прихода советской власти. Мысли мои обращаются к нашему спасителю в те черные дни – Савве Тимофеевичу Морозову. Его светлую память прошу всех почтить вставанием!» Весь зал встал, вынужден был сделать это и Сталин с остальным коммунистическим руководством страны.Станиславский – это не только знаменитый МХТ. Под его эгидой появились как минимум семь театров. Пять из них были студиями, которые строились на дружеских отношениях: все решения принимались после коллективного обсуждения. В его студиях расцвели такие гении, как Леопольд Сулержицкий, Всеволод Мейерхольд, Евгений Вахтангов, Михаил Чехов. Все они, кроме безвременно умершего Сулержицкого, основали свои театры, чья художественная программа порой была диаметрально противоположной идеям Учителя. За измену Константин Сергеевич прозвал 1-ю и 3-ю Студию именами коварных дочерей из шекспировского «Короля Лира» – Гонерильи и Реганы. Однако экспериментировать не переставал, открыв за три года до смерти последнюю, Оперно-драматическую студию (ныне Московский драматический театр им. К.С.Станиславского).P.S. О малоизвестных фактах из жизни К.С.Станиславского читайте на www.ug.ru.
Комментарии