Григорию Валерьевичу Ракину, представлявшему на Всероссийском конкурсе «Учитель года»-2019 Астраханскую область, недавно исполнилось 29 лет. Но уже больше года назад он стал одним из самых известных и уважаемых педагогов своего региона.
Получилось так, что в областном этапе конкурса он участвовал дважды и в первый раз дошел до полуфинала. Для молодого человека, имеющего за плечами три года стажа, и этот результат был очень серьезным достижением. Григорий Валерьевич не предполагал, что уже через год снова станет участником конкурса. Но в Астраханской области согласно конкурсному положению существует два способа попадания на региональный этап: первый – победить в муниципальном этапе, второй – набрать максимальное число голосов во втором отборочном туре, имеющем название «Общественное признание», когда за того или иного претендента голосуют его ученики и выпускники. Именно по итогам отборочного тура Григорий Валерьевич оказался лидером в Приволжском районе и неожиданно для себя снова стал участником. Думал, что отсеется на заочном этапе (областной конкурс, как и в большинстве регионов, имеет заочный и очный этапы), когда жюри рассматривает электронный ресурс конкурсанта и его эссе на педагогическую тему. Но карта легла иначе… Вместе с одиннадцатью коллегами, успешно прошедшими заочный отбор, Ракину пришлось продолжить борьбу в очном этапе. Очный этап в Астраханской области длится почти две недели и включает в себя мастер-класс, открытый урок и собственно финал – беседу с министром на заданную тему. Все эти серьезные испытания конкурсанты проходят, как правило, без отрыва от производства. Григорий Валерьевич, работая в школе, учится в аспирантуре, на кафедре методики преподавания физики в Астраханском государственном университете и принимает участие в подготовке студентов и организации занятий, то есть трудится с утра до позднего вечера. Вспоминает, что пришлось напрячь все силы и ресурсы организма. Готовиться приходилось ночами, другого времени не было.
Помогли природные способности, молодость и отличная физическая подготовка. Григорий Валерьевич с ранних лет увлекается спортивной борьбой и умеет в нужный момент собраться и сконцентрироваться. Своих тренеров он тоже считает примером для подражания.
– Мастера своего дела, они оказали большое влияние на мое становление как учителя. Один из тренеров – Андрей Владимирович Чаплин, учитель истории по основному образованию, он преподает психологию в Краснодарском муниципальном институте высшего сестринского образования. Андрей Владимирович учитель от Бога в прямом смысле слова. Преподавание – это смысл его жизни, причем сам предмет не имеет большого значения: история, обществознание, технология или спортивная борьба – все удается ему на высочайшем уровне.
Два других тренера, братья Салих и Курбан-Гаджи Мусаевы, стали для Григория Валерьевича образцом того, как поддерживать дисциплину на уроке.
– Являясь в высшей степени интеллигентными людьми, они никогда ни на кого не повышали голос, но один только их взгляд или изменение интонации могли заставить успокоиться даже самого шумного воспитанника.
Еще один тренер Григория Валерьевича по спортивной борьбе, Зелимхан Касаев, является этническим чеченцем. Этот факт стал дополнительной мотивацией, для того чтобы победить на областном этапе и отправиться на финал на родину своего тренера, в город Грозный.
На всероссийский финал Григорий ехал с двумя программами – минимум (провести достойный урок) и максимум (войти в число лауреатов). Программу-минимум он выполнил. Для конкурсного урока выбрал 7‑й класс и провел занятие виртуозно. В восторге были и ученики грозненской гимназии, и жюри, и коллеги, смотревшие урок онлайн. И сам Григорий Валерьевич остался доволен результатом. «Я намеренно выбрал самое начало школьного курса физики, – говорит он. – На мой взгляд, нужно увлечь детей наукой, а потом уже поддерживать и подогревать первоначальный интерес». Трудным оказалось внеурочное мероприятие – испытание, введенное в конкурсную программу впервые.
В школе села Растопуловка, где Ракин работает уже шестой год, физика является одним из самых востребованных и наиболее часто выбираемых для ОГЭ и ЕГЭ предметов. Трудно поверить, но в первый год его работы в Растопуловке из 15 выпускников физику сдавали 12 человек. Конечно, в том, что дети не боятся сдавать самый трудный школьный предмет, есть большая заслуга учителя. Ранняя профориентация тоже играет свою роль. Растопуловка хоть и имеет статус села, но, по сути, не является сельской территорией – это скорее пригород. Родители растопуловских школьников работают в основном в Газпроме, поэтому учащиеся ориентированы на изучение естественно-научных дисциплин. Директор школы имени Джанибекова, лингвиста и этнографа, посвятившего свою жизнь изучению культуры и языка ногайского народа, подбирает лучшие кадры, старается создать учителям благоприятные условия, а детям – возможность получить достойное образование.
– До меня физика преподавалась в школе на серьезном уровне, – рассказывает Григорий Валерьевич. – Поэтому, когда я пришел, поставил для себя задачу на первое время сохранить достигнутый результат, а со временем постараться улучшить его.
Надо отметить, что до прихода в школу Растопуловки Григорий Валерьевич уже имел опыт преподавания. Сразу после окончания магистратуры он поступил на работу в гимназию №1 Астрахани. Педагоги гимназии радушно приняли нового учителя в свою большую семью. С особой теплотой и любовью Григорий Валерьевич вспоминает заместителя директора по воспитательной работе, учителя физики гимназии №1 Татьяну Алексеевну Захарову. По мнению Григория Валерьевича, опытный наставник играет в жизни педагога колоссальнейшую роль, и именно таким наставником стала для него Татьяна Алексеевна. По словам Григория Валерьевича, Татьяна Алексеевна сделала из него педагога, «собственноручно» вылепила из него настоящего учителя.
– Какими были ваши первые уроки? – спрашиваю Григория Валерьевича.
– В самом начале работы я невольно копировал стиль своей любимой учительницы по физике. Надежда Георгиевна Гвозденко в свое время очень увлекла меня и моих одноклассников своим предметом. Ее уроки были настолько необычными и интересными, что надолго запоминались. Я очень благодарен судьбе за то, что она подарила мне общение с настоящим педагогом. На первых порах мне очень помогали многие находки и приемы Надежды Георгиевны, я видел, что они работают, и это придавало мне уверенности. Лишь со временем я начал вырабатывать собственный стиль.
В этом году Григорию Валерьевичу пришлось осваивать еще одну специальность. Помимо уроков физики он ведет английский язык в начальной школе, поскольку учителей иностранного языка не хватает. Английский язык Григорий Валерьевич любит и знает. Признается, что в школе и университете ему везло на преподавателей-«англичан». Благодаря крепкой базе ему даже не пришлось готовиться к вступительному экзамену в аспирантуру, сдал английский легко без подготовки.
Помимо физики, математики и английского моему герою очень нравились история и физкультура. Разносторонние были интересы и очень хорошие попадались учителя.
– Наверное, я работаю в школе только потому, что у меня были перед глазами такие достойные примеры.
А первым в жизни учителем Григория была его мама. Она работает воспитателем в детском саду и знает, как развить природную любознательность и мотивировать на достижение целей. Настоящий воспитатель, чувствующий ребенка, любящий его, всегда открывает перед ним перспективы. Григорий Валерьевич усвоил это с раннего детства, поэтому к своим ученикам относится также бережно и внимательно. Предлагает им такие виды познавательной деятельности, которые помогают выйти на новый уровень понимания предмета и самих себя. Одним из самых действенных методов развития является проектная деятельность. Проекты, над которыми работают ученики Ракина, необычны и очень интересны. К самым успешным относится проект «Создание устройства помощи чтению для людей с ограниченными возможностями зрения». Он был представлен учениками Григория Валерьевича на одном из престижнейших соревнований юных ученых и исследователей – Балтийском научно-инженерном конкурсе, который ежегодно проходит в Санкт-Петербурге. Проект получил высокую оценку, а ученики стали лауреатами конкурса. Во время недавней командировки с целью передачи опыта коллегам во время осенних каникул в город Нариманов Астраханской области ученик школы этого города Марсель Магомедов выполнил под руководством Григория Валерьевича проект под названием «Конденсатор всему голова». Выступление Марселя на защите проектов настолько понравилось руководству ЦДО «Кванториум», что ученик получил приглашение на обучение вне очереди. Самым же успешным Григорий Валерьевич считает проект, выполненный его учеником Дмитрием Беккером, на тему «Создание пуленепробиваемого бронежилета с защитным элементом на основе жидкости с изменяющейся динамической вязкостью». Несмотря на то что данный проект начинался просто как обычный школьный, со временем он превратился в серьезную научную работу, с которой Григорий Валерьевич и Дмитрий приняли участие в конкурсе «Умник» Фонда содействия инновациям, по результатам которого они вошли в число победителей и получили грант на реализацию своего проекта в размере полумиллиона рублей.
Важно, что работы не только завоевывают высокие места на различных конкурсах, но и становятся для учеников точками роста. Кстати, в школе Растопуловки открыт центр с аналогичным названием, она является базовой в своем районе.
Конечно же, примером роста для учеников является сам Григорий Валерьевич. Несмотря на общественное признание и уже достигнутые успехи, он продолжает учиться и совершенствовать свои навыки. В этом году ему предстоит окончить аспирантуру и защитить кандидатскую диссертацию. Он постоянно в движении, в развитии. Сферой его интересов помимо физики и методики преподавания являются психология и педагогика. Думается, что впереди у моего героя еще много побед и открытий.
Спрашиваю его о планах на жизнь.
– Пока не знаю. Мне нравится преподавать. Я доволен школой, нашим педагогическим коллективом. Я обещал директору, что в ближайшие годы не уйду, и держу слово. После победы на областном финале мне поступали лестные карьерные предложения, но я не могу подводить тех, кто в меня верит. Тем более у меня был выпускной класс, который я должен был довести до экзамена.
Прошу Григория Валерьевича рассказать о лучших своих уроках, которые окрыляют и придают сил.
– Самые лучшие, как правило, уроки-исследования, когда дети сами почти весь урок выполняют эксперименты и совершают открытия, пусть маленькие, но свои. Но для этого нужно оборудование, а самое главное – время на подготовку экспериментов. И если первую проблему еще как-то можно решить, то свободного времени катастрофически не хватает.
– А провалы бывали?
– Если только в самом начале из-за неопытности. Но даже сейчас есть темы, при объяснении которых приходится задействовать творческий потенциал на максимум, чтобы детям не было скучно. Как правило, это темы, где превалирует математика, а экспериментов нет как таковых. В любом случае даже самую скучную тему можно преподавать так, что она будет интересной. Яркий пример был на областном этапе. Мне оба раза на конкурсном уроке попадалась тема «Гидравлические машины». Тема, честно сказать, далеко не самая интересная. Но оба раза я пытался дать урок так, чтобы он понравился и мне, и жюри, и, самое главное, ученикам. Причем во второй раз урок настолько понравился членам ученического жюри, что мне была присвоена победа в номинации «Классный учитель».
– Дайте совет начинающим педагогам.
– Самое главное на начальном этапе – опытный наставник, который даст основу, базовые знания. Наставник может где-то поругать, причем достаточно жестко, как иногда меня ругала Татьяна Алексеевна, а где-то – похвалить. Важно не отчаиваться. А затем все зависит от тебя: учись, адаптируйся, пробуй, импровизируй, твори! Одним словом, учи так, чтобы ученики тебя и твои уроки помнили только с хорошей стороны еще много лет после окончания школы.
Вера КОСТРОВА, с. Растопуловка Приволжского района, Астраханская область
Комментарии