Эта статья посвящена необходимости поиска новых подходов к задачам повышения финансово-экономической грамотности учащихся, обусловленных коренными изменениями в экономической сфере общества.
Интенсивное развитие экономики страны требует наличия экономически грамотного и активного населения. Потребляя финансовые услуги, каждый человек вступает во взаимоотношения с различными финансовыми организациями, решает те или иные финансовые проблемы и принимает на себя финансовые риски. Современный человек наряду с решением повседневных проблем должен быть готов к оценке своих перспектив в будущем. От вклада отдельных людей и групп в сеть взаимосвязанных экономических отношений напрямую зависит благополучие национальной экономики.У граждан нашей страны нет достаточного опыта жизни в условиях рыночной экономики. Поэтому вопрос о финансово-экономическом образовании населения является в настоящее время одним из первостепенных. Некомпетентность потребителей финансовых услуг не только пагубно сказывается на их личном благосостоянии, но и оказывает значительное негативное влияние на развитие финансовых рынков и стабильность экономической ситуации в стране. Финансово-экономическая грамотность – это умение человеком вести учет поступлений и расходов, осознанно и ответственно распоряжаться денежными средствами, своевременно и правильно платить налоги, осуществлять выбор финансовых инструментов, формировать пенсионные накопления и создавать сбережения, чтобы планировать свое будущее. Например, приобретение собственного жилья, получение образования или обеспечение жизни в зрелом возрасте – это та задача, которая должна стоять перед молодыми людьми уже в самом начале их жизненного пути. И для ее успешного решения необходимо не только обладать определенным запасом знаний, но и уметь правильно выбрать приоритеты, а также осознавать последствия принятых решений. Финансово грамотные люди планируют свою жизнь исходя из определения первоочередных и стратегических задач в достижении поставленной цели.В настоящее время все больше внимания уделяется проблеме недостаточной грамотности населения России в финансовых вопросах на различных уровнях. Коренные изменения в экономической сфере общества усиливают необходимость поиска новых подходов к задачам экономической и финансовой подготовки учащихся школ. Ведь именно в школе ребята должны получить тот необходимый запас знаний, который позволит им уверенно выйти во взрослую жизнь.В нашем округе межрайонный совет директоров, понимая важность вопроса повышения финансовой грамотности учащихся, уделяет большое внимание развитию данного направления работы в школах.Гимназия №1554 входит в состав экспериментальной группы по реализации мероприятия «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в городе Москве» подпрограммы «Развитие Москвы как международного финансового центра на 2012-2016 гг.» Государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.». С основами финансовой грамотности ребята знакомились на уроках экономики и основ потребительских знаний. И это не просто получение теоретических знаний. Основной акцент делается на получении практических навыков потребителя финансовых услуг. Учитывая интерес учащихся к повышению личной финансовой грамотности, в новом учебном году в гимназии работа в этом направлении будет продолжена.А с 2016-2017 учебного года мы вошли в состав пилотного проекта по обучению старшеклассников бюджетной грамотности. Учащиеся получат знания о бюджете государства, принципах его формирования. Задача курса не только ознакомить ребят с порядком формирования и исполнения бюджетов различных уровней. Главная цель – раскрыть учащимся возможности обеспечения прав и свобод гражданина, оказания публичных услуг, ведение квалифицированного диалога с органами власти по различным вопросам. Это будет способствовать формированию активной гражданской позиции выпускников.Молодежь, являясь наиболее активным потребителем финансовых услуг, достаточно быстро реагирует на все изменения в обществе, и поэтому их мотивация в повышении финансово-экономической грамотности достаточно высока. Это обусловлено желанием добиться собственной финансовой безопасности и обеспечить себе высокий уровень дохода. Финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и повышает личную финансовую безопасность. Современный молодой человек должен быть ознакомлен с такими понятиями, как доход и расход, кредитование и страхование, акции и облигации, инвестиции и активы, бюджет, налоги и налоговые льготы, знать разницу между текущим и накопительным счетом и другими.Существует насущная необходимость формирования культуры финансового поведения у ребят уже со школьной скамьи. Это умение планировать семейный бюджет, грамотно распорядиться заработанными деньгами, вырабатывать стратегию реализации потребностей жизненного цикла. Финансово-экономическая грамотность помогает учащимся школ планировать потребности, изменить свое отношение к деньгам, заставляет думать о будущем и способствует социализации выпускников учебных заведений. При этом необходимо, чтобы полученные теоретические знания конкретизировались и закреплялись через систему практических заданий, учитывающих обыденные жизненные ситуации, с которыми практически ежедневно сталкивается современный человек. Решению этих задач может способствовать использование практико-ориентированных заданий по экономике и финансовой грамотности в процессе обучения школьников.Формирование полезных привычек в сфере финансов с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.Современного выпускника нужно обеспечить значительным багажом знаний и практических навыков по финансово-экономической грамотности. Это будет способствовать его активной социальной позиции в обществе, самостоятельному осознанному жизненному выбору, успешному началу трудовой деятельности, продолжению профессионального образования и самосовершенствованию.Татьяна ТУШМИНЦЕВА, учитель экономики гимназии №1554, почетный работник образования РФ, лауреат конкурса «Грант Москвы», лауреат премии Департамента образования г. Москвы, лауреат конкурса «Грант-2014 в сфере образования»
Комментарии