search
main
0

Благополучие свое – благо страны

“Гражданин”, “общество”, “государство” – понятия, неразрывно связанные друг с другом. Человек не может жить вне общества, вне государства. Становление гражданской позиции начинается в школе. Знания формируют у ребят важнейшие общечеловеческие ценности, помогают адаптироваться в социальной среде, учат жить в правовом, демократическом государстве. Важная роль в этом процессе принадлежит географии. Перед преподавателями этого предмета стоит задача показать величие, красоту и разнообразие природы нашей Родины. В 8-м классе, измеряя протяженность страны с севера на юг и с запада на восток, отмечая на контурной карте сопредельные государства, ученики делают вывод о размерах нашей страны. При изучении темы “Природные условия и ресурсы” школьники знакомятся с ее экономическим потенциалом и делают вывод о возможности дальнейшего развития страны. Полученные знания формируют умения проводить анализ, сопоставлять различные явления в мире, выявлять причинно-следственные связи, от частного переходить к целому и наоборот. При прохождении темы “Население России” в 8-9-х классах осознается понятие многонациональности нашего государства, воспитывается национальное самосознание, уважение к народам, населяющим нашу страну. В итоге вывод: в свободном демократическом государстве возможно гармоническое развитие личности, соблюдение правовых норм всех граждан.
В 9-м классе, когда изучается экономика России, происходит дальнейшее углубление представлений учащихся о таких понятиях, как “государственность”, “державность”, “патриотизм”, “менталитет”. Ученики узнают, что страна имеет высокий природно-ресурсный потенциал и при умелом его использовании может добиться больших успехов.
География неразрывно связана с краеведением. На каждом уроке подростки учатся бережному отношению к природе родного края, осознают себя частицей природы, внутри которой развивается само человечество, понимают, что забота о своем благополучии неразрывно связана с благополучием всего государства. Знания о взаимосвязях природных компонентов, а один из компонентов – это сам человек, помогут в дальнейшем сформировать правильную жизненную позицию.
Большой интерес у ребят вызывают рассказы о путешественниках-исследователях. Наши соотечественники исследовали Среднюю Азию, Сибирь, Дальний Восток, Аляску, Антарктиду, побережье Северного Ледовитого и Тихого океанов. Их жизнь складывалась по-разному, но объединяло их одно – любовь к Родине, верность и преданность ей. Все, что они открыли, было сделано во имя Родины и во славу Родины. Их жизненный подвиг служит примером для всех нас. В какую бы эпоху они ни жили, какие бы исследования ни проводили, они всегда оставались людьми честными, порядочными, являясь частицей великого русского народа, его передовым отрядом. По их делам судили в мире о России, они протягивали мосты дружбы в разные страны и везде с гордостью говорили о своей далекой Родине.
Такие примеры вырабатывают у учеников четкую гражданскую позицию, воспитывают чувство единства с народом своей страны, гордости за принадлежность к Великой России.
Немаловажное значение в географии имеют терминология и понятийность. Изучение специальных географических терминов начинается в
6-м классе и заканчивается в 10-м. На этой основе у учащихся формируется понятийный аппарат политического и физико-экологического плана. Такие понятия, как “национальный доход”, вызывают у них вопросы, в частности: “Почему Россия, имея мощный природно-ресурсный потенциал, находится на низком уровне развития? Почему мы продаем дешевое сырье, а покупаем дорогие товары, произведенные из нашего же сырья? Почему имеем такой большой внешний долг? Что необходимо сделать, чтобы улучшить экономическое положение страны, а значит, и благосостояние народа?”. Здесь им помогают знания о таких понятиях, как экстенсивное и интенсивное ведение хозяйства, НТП, рациональное, комплексное использование природных богатств и др. Будущий гражданин еще в школе учится принципиальному подходу к учету природных и социальных факторов при решении различных хозяйственных вопросов. Научиться этому можно в ходе деловых игр. Здесь необходимо принимать решения на уровне области, региона, страны.

Деловая игра в 9-м классе
Тема “Перспективы экономического развития области”.
Цели: 1. Принять решение, способствующее росту экономического благосостояния области. 2. Максимально использовать имеющийся экономический потенциал. 3. Учесть социальный фактор и уровень развития инфраструктурного комплекса. 4. Сформировать отрасли рыночной экономики.

Ход игры
Класс разбивается на 3 группы.
1. Административная группа области.
2. Представители различных сфер хозяйственной деятельности страны.
3. Группа экспертов, анализирующая экономическую значимость принятых решений по развитию и экономическим связям области.
В ходе такой игры от участников требуются глубокие знания экономического состояния данной области, умение провести мониторинг, определить перспективу развития, наметить наиболее выгодные связи с другими регионами. Эти знания помогут им в дальнейшем легче адаптироваться в социальной среде, четко аргументировать принятые решения, определять их экономическую эффективность. Таким образом, предмет “География” на основе полученных знаний помогает сформировать у школьников такие гражданские ценности, как государственность, патриотизм, желание трудиться на благо страны. Они осознают себя свободной личностью, живущей в могущественном, демократическом, правовом государстве.

В. БАТЫШОВА,
заведующая кабинетом ИУУ
Калуга

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте