Несколько лет назад в школьную программу был введен новый предмет – “Основы безопасности жизнедеятельности”, сокращенно – ОБЖ. Программа этого учебного предмета, по замыслу, должна формировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. А еще на уроках ОБЖ школьники должны учиться распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания, оказывать само- и взаимопомощь. Большое внимание в программе уделяется психологической подготовке учащихся к потенциально опасным видам деятельности.
Что же дают учащимся уроки ОБЖ?
Саша (17 лет, выпускница 2002 года):
– У нас ОБЖ вел “биолог”. В кабинете биологии висели какие-то светофоры, плакаты, в основном никому не нужные атрибуты… О чем этот предмет, я сказать не могу, поскольку ни о какой безопасности жизнедеятельности там речи не было. Единственное, что мне запомнилось, так это инструктаж на случай ядерной войны. В какую сторону, например, ложиться, чтобы ботинки не испортились (смеется). А вот в четвертом классе, помнится, у нас были правила дорожного движения. Вот это важно – научить человека грамотно переходить улицу. Не тупо вывешивать плакаты (типа: “Переходите улицу только на зеленый свет”), а приводить какую-то статистику. Например, вероятность того, что ты перейдешь улицу на красный свет и останешься жив, равна 20%. Грубо говоря, надо запугивать детей. Я говорю так категорично, поскольку не верю в действенность плакатов или каких-то директив.
Ира (студентка 1-го курса):
– ОБЖ очень странный предмет. У нас его вела учительница химии, а поскольку она была еще и нашим классным руководителем, то мы на ОБЖ не ходили. Этот предмет кому-то, может, и нужен, однако, если люди умные, то сами поймут, как себя защитить. Я вообще считаю: для того чтобы узнать что-то о жизни, надо с этим столкнуться. Поэтому ОБЖ как предмет не имеет смысла.
Ксения (18 лет, выпускница 2002 года):
– А я считаю, что мужчина должен уметь собирать и разбирать “Калашников” независимо от того, был он в армии или не был, хотя бы для того, чтобы почувствовать себя мужчиной. Женщин можно учить и другому. Например, как разобрать и собрать газовый пистолет, поскольку каждая хоть немножко феминистка. Поощрять это нужно, но в разумных пределах. С оружием надо уметь обращаться всем, хотя бы знать какие-то азы. Также не будут лишними занятия по рукопашному бою или какие-то элементарные приемы, например, на случай, если к вам на улице пристал хулиган. Многие молодые люди, которые выросли в тепличных условиях, даже не представляют себе, что такое уличная драка. А это на самом деле очень страшно, и человека к этому надо готовить и физически, и психологически. И уж если не НВП (начальную военную подготовку), то предмет ОБЖ можно совместить с физкультурой и проводить занятия в зале. От этого и польза будет, и предмет оправдает свое название!
Дима (16 лет, ученик 10-го класса):
– У нас ОБЖ ведет преподаватель “трудов”, хотя я вообще не понимаю, для чего нужен такой предмет. А вот еще слышал, что в школах собираются вводить начальную военную подготовку. По-моему, вообще полный бред. Во-первых, – это милитаризация, когда мир стремится к разоружению, к какой-то стабильности, у нас будут показывать, как разбирать и собирать “Калашников”. Это, по-моему, не здорово! Тем более в современных условиях “Калашников” никого и ни от чего не защитит. Да, он может защитить милиционера от погромщиков, но не более того. В том виде, в каком сейчас существует ОБЖ, оно никому не нужно.
Марина (15 лет, учащаяся техникума):
– У нас ОБЖ в школе вел преподаватель физкультуры. Наверное, потому я ничего для себя интересного не вынесла, лично мне этот предмет ничем не помог. Хотя… Однажды пригодились лекции о том, как при тяжелом пищевом отравлении быстро – в течение часа-двух привести человека в нормальное состояние. Благодаря этим лекциям я спасла своего брата. Отношение к урокам ОБЖ было примерно такое же, как к урокам труда: можно заниматься своими делами, можно мальчишкам любовные записки посылать или просто отдыхать. А что там учитель говорит – его дело…
Игорь (19 лет, студент 2-го курса):
– В школе у меня не было предмета ОБЖ. По крайней мере, я его не помню, а в университете на первом курсе был такой предмет, но я его не посещал, поскольку было совершенно непонятно, для чего он нужен. Но, как я уже понял на зачете, суть предмета была в том, что люди переписывали какие-то статьи из книги, а на зачете писали, каких животных уничтожили, каких еще нет. То есть предмет вообще мало общего имел с безопасностью жизнедеятельности. Однако основы безопасности жизнедеятельности должны быть обязательным предметом с минимумом теории и максимумом практических занятий. Например, в тех вузах, где нет военной кафедры, такой предмет мог бы ее с успехом заменить.
Даша (15 лет, перешла в 10-й класс):
– У нас в школе тоже есть ОБЖ, но мы на него в этом году не ходили, потому что нам задали писать курсовую, а вместо ОБЖ был дополнительный час биологии. Этот предмет нужен, потому что у нас, например, изучение ОБЖ заключалось не только в штудировании правил дорожного движения. Мы еще говорили о безопасном сексе, о вреде наркотиков, курения и о многом другом. А еще ребята ездили в казармы и смотрели, как течет солдатская жизнь и даже сами жили в таких же условиях. И это было, конечно, очень интересно.
Женя (16 лет, перешел в 11-й класс):
– А, по-моему, главная проблема в том, кто преподает такую дисциплину. Учить выживать должен не учитель биологии или молоденький аспирант, которому дали в руки пачку лекций и сообщили, что он обязан их прочитать. Пусть приходит сотрудник МЧС, который все расскажет, покажет и научит. Я думаю, что такой предмет нужен обязательно, хотя я бы разделил эту программу. Какие-то азы надо преподавать в школе, а уже более серьезные вещи, с которыми человек может столкнуться каждый день, когда вступает в более или менее самостоятельную жизнь – этому надо учить в вузе.
Паша (17 лет, выпускник 2002 года):
– А в нашей школе на ОБЖ мы проходили, что нужно делать при пожаре, при наводнении, при землетрясении, как оказать первую помощь при ожогах, порезах, ушибах, переломах, но это все было только теоретически. Нам говорили, что со второго полугодия девочки будут работать медсестрами, но так ничего и не было, а теория быстро забылась. Обязательно должен быть кабинет с самым необходимым оборудованием. Бинты и куклы, на которых можно тренироваться, вполне доступное оснащение кабинета ОБЖ. Предмет, наверное, нужен, но просто как физкультура, чтобы только расслабиться…
Наташа (15 лет, перешла в 10-й класс):
– Ну, хоть кто-нибудь, скажите: зачем и кому нужен урок ОБЖ?! Кому интересно и до чертиков необходимо знать об организации гражданской обороны, что уровней организации у нее, родимой, несколько и что все они призваны обеспечивать нашу безопасность в мирное и военное время. Легче людям станет, если они будут точно знать, боевым веществом какого именно отравляющего типа их вогнали в гроб? Конечно, взрослые дяденьки и тетеньки будут долго, с огнем в глазах доказывать, что Основы безопасности жизнедеятельности нам знать просто необходимо. Случись беда – хоть что-нибудь, да вспомните. Например, что ватно-марлевая повязка, пропитанная раствором лимонной кислоты (которая, конечно же, у всех под рукой), спасет вас не то от хлора, не то от аммиака. Не помню, от чего именно. Но позвольте спросить: кто-нибудь пытался дышать через повязку, пропитанную хотя бы водой?! Нет? Вы попробуйте, потом расскажете…
Как видим, на практике обучение столь необходимым для собственной безопасности навыкам еще очень далеко от заложенных в программе принципов и задач.
ОБЖ – эту аббревиатуру юные юмористы расшифровывают по-разному (например, “Охрана беспомощных женщин”, “Основы боевой жизни” и т.д.). Наверное, потому, что не всем понятно, какие цели преследует учебная дисциплина, что именно изучают. А откуда берутся преподаватели ОБЖ? Уроки проводят преподаватели биологии, химии, физкультуры… Как призналась дама, уж 20 лет сеющая разумное, доброе, вечное на уроках русского языка и литературы, учебные часы ОБЖ для учителя любого профиля – это “нагрузка для разгрузки”. Делай, что хочешь: хоть классные часы проводи, хоть уборку организуй, все равно никто не проверит, не спросит…
И все же хочется верить, что в скором времени ОБЖ займет достойное место в ряду школьных предметов. Тогда и отношение к нему учащихся, безусловно, изменится.
Анна ЛАРЧЕНКОВА
Комментарии